Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель данной работы – отразить сущность и структуру финансовой системы, а также показать особенности ее развития в Республике Беларусь.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность финансовой системы;
дать полную характеристику финансовой системы Республики Беларусь;
провести сравнительный анализ финансовой системы Республики Беларусь с другими странами;
выявить недостатки и наметить пути совершенствования этой системы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1. Сущность финансовой системы 4
1.2. Принципы финансовых отношений 6
1.3. Структура финансовой системы 7
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь 12
2.2. Бюджетная система Республики Беларусь 14
2.3. Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран 32
2.4. Совершенствование финансовой системы РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Примечание – Источник: аналитический анализ, подготовленный Главным управлением монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь [2]
В январе-апреле 2012 г. доля налоговых поступлений в ВВП составила 29,4 процента, а в январе-апреле 2011 г. - 28,9 процента, в основном за счет роста доли налогов на прибыль (18,8 процента, годом ранее 12,2 процента) в структуре доходов консолидированного бюджета. Рост доли налоговых поступлений в ВВП произошел, несмотря на значительное снижение ставки налога на прибыль в 2012 году - с 24 процентов до 18 процентов. Кроме того, с 1 января 2012 г. расширены налоговые льготы по налогу на прибыль в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров полностью освобождается от налогообложения, а в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров ставка налога составляет 10 процентов).
Налоговые доходы в январе-апреле 2012 г. составили 89,5 процента всех поступлений в консолидированный бюджет (в январе-апреле 2011 г. - 91,1 процента), неналоговые доходы - 10,3 процента (в январе-апреле 2011 г. - 8,8 процента).
Расходы консолидированного бюджета в январе-апреле 2012 г. составили 43 трлн. рублей, что в 2,4 раза больше, чем в январе-апреле 2011 г. По отношению к ВВП они составили 29,5 процента (за январь-апрель 2011 г. - 31 роцент). Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы, общегосударственной деятельности и национальной экономики (таблица 1.5.3). Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) составил 19,7 трлн. рублей, или 45,8 процента от всех расходов консолидированного бюджета (в январе-апреле 2011 г. - 9 трлн. рублей, или 49,5 процента от всех расходов). В структуре расходов увеличилось по сравнению с прошлым годом финансирование общегосударственной деятельности, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, социальной политики, при снижении финансирования здравоохранения, образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, а также охраны окружающей среды. [2]
Таблица 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, в процентах к итогу
Наименование показателя |
Январь-апрель 2012 г. |
Справочно январь-апрель 2011 г. |
Расходы – всего |
100 |
100 |
из них на: общегосударственную деятельность |
18,8 |
13,7 |
национальную экономику |
19,8 |
19,5 |
охрану окружающей
среды |
0,3 |
0,6 |
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
7,5 |
7,0 |
здравоохранение |
13,0 |
14,3 |
физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации |
3,4 |
3,7 |
образование |
19,0 |
21,2 |
социальную политику |
10,4 |
10,3 |
Примечание - Источник: аналитический анализ, подготовленный Главным управлением монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь [2]
В составе расходов на национальную экономику в январе-апреле 2012 г.
наибольший удельный вес приходился на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (53,7 процента), дорожное хозяйство (11,9 процента), топливо и энергетику (13 процентов), транспорт, промышленность, строительство и архитектуру (по 8,8 процента).
Консолидированный бюджет в январе-апреле 2012 г. был исполнен с профицитом на сумму 5 011,7 млрд. рублей (3,4 процента к ВВП), в том числе республиканский бюджет - на сумму 968,4 млрд. рублей (0,7 процента к ВВП).
В январе-апреле 2011 г. профицит консолидированного бюджета составлял 0,8 процента к ВВП, республиканский бюджет за этот же период был исполнен с дефицитом в размере 0,01 процента к ВВП. [2]
Таблица 2.2 – Источники финансирования. Сальдо консолидированного бюджета Республики Беларусь, в январе-апреле 2012 г., млрд. рублей
Наименование показателя |
Январь-апрель 2012 г. |
Общее финансирование |
5 011,7 |
Внутреннее финансирование |
-4 016,6 |
источники, получаемые от НБРБ |
-230,8 |
источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц |
-448,0 |
источники, получаемые из других секторов государственного управления |
0,0 |
источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
-13,0 |
из них поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) |
114,7 |
увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) |
-127,7 |
изменение остатков средств бюджета |
-640,8 |
прочие источники |
-93,1 |
операции по средствам в иностранной валюте |
-2 125,7 |
операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления по кредитам банков Республики Беларусь |
-465,3 |
Внешнее финансирование |
-995,1 |
кредиты международных финансовых организаций |
-821,6 |
кредиты правительств иностранных государств |
-176,4 |
операции по
гарантиям Правительства |
2,9 |
государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие внешний государственный долг |
0,0 |
Примечание - Источник: аналитический анализ, подготовленный Главным управлением монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь [2]
Доходы республиканского бюджета в январе-апреле 2012 г. составили 27,3 трлн.рублей (или 18,7 процента к ВВП), а расходы - 26,3 трлн. рублей (или 18 процентов к ВВП). По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по налогам и сборам на 1 мая 2012 г. выросла по сравнению с 1 мая 2011 г. в 2 раза и составила 146,5 млрд. рублей. По сравнению с началом года она увеличилась в 5,2 раза, в том числе за апрель - в 1,9 раза.
Государственный внутренний долг на 1 мая 2012 г., по предварительным данным, составил 17 517,4 млрд. рублей. В процентах от ВВП его величина на 1 мая 2012 г. составила 4,8 процента против 6,5 процента на 1 января 2012 г. Государственный основной внешний долг14 Республики Беларусь на 1 мая 2012 г. составил 11 783,8 млн. долларов США, снизившись по сравнению с началом года на 14,1 млн. долларов США (или на 0,1 процента). В процентах от ВВП его величина на 1 мая 2012 г. составила 22,4 процента против 21,8 процента на 1 января 2012 г.
Доходы Фонда социальной защиты населения в январе-апреле 2012 г. составили 15,7 трлн. рублей, или 10,7 процента к ВВП (в январе-апреле 2011 г. - 13,3 процента), расходы Фонда социальной защиты населения - 14,8 трлн. рублей, или 10,2 процента к ВВП (в январе-апреле 2011 г. - 12,4 процента).
Профицит Фонда социальной защиты населения в январе-апреле 2012 г. составил 0,9 трлн. рублей, или 0,6 процента к ВВП (в январе-апреле 2011 г. - 1 процент к ВВП). Доходы бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет с фондом социальной защиты населения) в январе-апреле 2012 г. составили 63,4 трлн. рублей, или 43,6 процента к ВВП (в январе-апреле 2011 г. - 45,1 процента), расходы бюджета расширенного правительства - 57,8 трлн. рублей, или 39,6 процента к ВВП (в январе-апреле 2011 г. - 43,4 процента), профицит - 5,9 трлн. рублей, или 4 процента к ВВП (в январе-апреле 2011 г. профицит - 1,7 процента). [2]
Бюджетное устройство
в разных странах конструируются по-разному,
это обусловлено их государственным устройством,
территориально-
Известны две формы
унитарное (характерно два
звена управления –
федеративное три звена: центральное,
членов федерации и местное).
Республика Беларусь является унитарной
державой, поэтому имеет двухуровневое
бюджетное устройство.
В большинстве стран бюджет принимается в виде закона (Беларусь), в ряде стран (США, Финляндия), утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трёх основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений.
Принцип ежегодного утверждения бюджета означает установления государственного бюджета на один финансовый год. В разных странах финансовый год определяется по-разному. В Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, а также в Беларуси он совпадает с календарным; в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля; в Италии, Норвегии, Швеции – 1 июля; в США – 1 октября. В некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность установления двухлетнего бюджета).
Расходы региональных фондов в федеративных государствах и местных в унитарных зависят от уровня децентрализации управления социальной сферы в государстве. Чем выше этот уровень, тем значительнее объём финансовых ресурсов, пропускаемых по каналам региональных либо местных бюджетов, тем выше их доля в общегосударственных бюджетных расходах. К странам с высоким уровнем децентрализации управления социально-культурной сферой относятся ФРГ, Франция, Финляндия. Для Беларуси, напротив, характерна высокая централизация управления социально-культурной сферой.
Налоговые системы федеративных и унитарных государств также отличаются. Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. В унитарных государствах существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и местные налоги. Это связано с формированием местных бюджетов на принципах самофинансирования и бездефицитности. Такая тенденция наблюдается и в Беларуси.
Различия налоговых систем вытекают из различных уровней развития экономик стран. Так, в странах с развитой рыночной экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счёт налога на добавленную стоимость. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой практикуют использование косвенных налогов для формирования доходной части государственного бюджета – НДС, акцизы и таможенные пошлины.
Совершенствование бюджетных, налоговых, кредитных систем является ведущим направлением деятельности правительств промышленно развитых государств. В мировой практике накоплен огромный опыт построения финансовых систем, что может послужить ориентиром для проведения белорусских реформ.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что популизм, характерный для современных демократий, разрушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства. В конце XIX в. французский теоретик в области финансов Г. Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демографических странах относятся расточительно к народным деньгам. Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы. Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен». [7]
При выработке финансовой политики важно учитывать конкретные условия, особенности как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государства в финансировании непроизводственной сферы. Она должна быть направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных антагонизмов. Большое влияние при этом должно уделяться определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства.
Не менее
важно при формировании финансовой
политики уделять внимание вопросам
эффективности использования
В то же время финансовая политика не должна «плестись» в хвосте событий, она должна оперативно впитывать в себя изменения в хозяйственной конъюнктуре, международной обстановке и, адаптируясь к ним, предлагать такие цели и задачи, решение которых будет способствовать укреплению экономического положения, росту размеров финансовых ресурсов.
Отметим, что оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления целей, определяемых политикой и реальными результатами их достижения. При этом в расчет должны браться в первую очередь основные макроэкономические показатели и только затем внутрисистемные достижения. Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов.
Информация о работе Понятие, структура и функции финансовой системы Республики Беларусь