Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель данной работы – отразить сущность и структуру финансовой системы, а также показать особенности ее развития в Республике Беларусь.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность финансовой системы;
дать полную характеристику финансовой системы Республики Беларусь;
провести сравнительный анализ финансовой системы Республики Беларусь с другими странами;
выявить недостатки и наметить пути совершенствования этой системы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1. Сущность финансовой системы 4
1.2. Принципы финансовых отношений 6
1.3. Структура финансовой системы 7
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь 12
2.2. Бюджетная система Республики Беларусь 14
2.3. Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран 32
2.4. Совершенствование финансовой системы РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Финансовая система является одним из наиболее важных механизмов в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Надёжная финансовая система может обеспечить структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, что важно для переходной экономики Беларуси.
Цель данной работы – отразить сущность и структуру финансовой системы, а также показать особенности ее развития в Республике Беларусь.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность финансовой системы;
дать полную характеристику финансовой системы Республики Беларусь;
провести сравнительный анализ финансовой системы Республики Беларусь с другими странами;
выявить недостатки и наметить пути совершенствования этой системы.
Объект исследования - экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования - финансовая система Республики Беларусь.
В соответствии с поставленными задачами курсовая работа разделена на две главы, последовательно раскрывающих тему. В первой главе рассматриваются общее понятие, сущность и черты финансовой системы, характеризуются финансовые отношения и структура финансовой системы. Во второй главе рассматривается непосредственно финансовая система Республики Беларусь, а также структура бюджетной системы, выявляются недостатки и намечаются пути совершенствования данной системы.
При написании работы была использована литература по данной теме, учебные пособия. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Конституция Республики Беларусь, материалы министерств финансов и статистики Республики Беларусь.
Финансовая система (англ. financial system) – сеть финансовых институтов (банков, коммерческих банков, строительных обществ и т.д.) и рынков (денежный рынок, фондовая биржа), оперирующих различными финансовыми инструментами (банковскими вкладами, казначейскими векселями, акциями и т.д.). с помощью которых осуществляется передача денег, кредитование и заимствование денежных средств.
Финансовые институты и рынки занимают в экономике ключевые позиции как посредники в процессе перетока сбережений и других денежных средств в руки заемщиков. При этом одна из основных задач состоит в согласовании различных потребностей сберегателей и заемщиков, что способствует росту сбережений и инвестиций. Сберегатели прежде всего стремятся к надежному и относительно безрисковому помещению своих денег, когда известная степень ликвидности (т.е. легкость доступа к своим деньгам) сочетается с получением долгосрочного дохода на вложенные средства, что позволяет им сохранить реальную ценность своего богатства и обеспечить себе текущий доход. Заемщикам в основном нужен доступ к различным суммам денег для осуществления текущих, среднесрочных и долгосрочных финансовых и капитальных вложений в условиях неустранимой неопределенности и высокой степени риска. Финансовые институты помогают согласовывать эти столь различные потребности, используя следующие способы:
а) объединение сбережений большого числа индивидов, что делает возможным предоставление займов, исчисляемых миллионами фунтов стерлингов;
б) создание диверсифицированного портфеля активов и выдача кредитов под разные цели с тем, чтобы добиться экономии от разнообразия, распределяя риск и в то же время поддерживая высокую прибыльность;
в) сочетание ресурсов множества сберегателей таким образом, чтобы дать отдельному индивиду возможность получить свои деньги назад по первому требованию и в то же время обеспечить стабильность вкладов как основу для долгосрочного кредитования.
Также, финансовая система – это совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений)
Финансовая система – все финансовые посредники, занятые опосредованием движения денег и кредита в экономике. [10]
Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.
Валовой внутренний продукт – это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.
Национальный
доход выступает главным
Объем национального дохода определяет возможность удовлетворения общегосударственных потребностей и роста общественного производства. Именно с учетом размера национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Роль финансов и их функции реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Финансовые
отношения характеризуются
осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода;
участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;
контролируют и регулируют распределительный процесс;
выступают преимущественно в денежной форме. [19, с. 45]
Финансовые отношения прошли длительный эволюционный путь развития, приобрели разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.
Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим элементом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др.
Расширений взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев.
Финансовые звенья – это
группировка отдельных
Наличие звеньев
финансовой системы определяется существованием
самостоятельных экономических
субъектов, участвующих в хозяйственной жи
Таким образом, финансовая система в целом представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. [14, 30]
Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов, не могут развиваться иначе, чем по определенным принципам. Это предварительное условие стабильного развития любой сложной системы.
Первый принцип финансов – единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.
Финансовые отношения сопровождаются возникновением денежных обязательств одной стороны перед другой. Эти обязательства (кредиторскую задолженность) сторона-должник гасит перед кредитором спустя определенный срок за счет собственных источников. Привлечение средств на возмездной (платной) основе требует соизмерения процентных ставок и окупаемости затрат. Все это означает, что финансовые отношения предполагают выполнение принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого субъекта этих отношений.
Это в равной мере относится и к государству. Сбалансированность бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а также заемных средств. Произведенные заимствования не должны превышать возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга.
Сбалансированность финансов означает полное и своевременное исполнение денежных обязательств и погашение задолженности. Напротив, разбалансированность выражается в росте просроченной задолженности и обязательств оборачивающихся банкротством и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).
Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия организации, так и государство. Движение без обозначенных целей бессмысленно. Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.
Четвертый принцип развития финансов – диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы крупным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществлять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня.
Диверсификация
позволяет снизить
Наконец, еще одним принципом финансовой деятельности является ее организация во времени. Наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на долгосрочные и среднесрочные перспективы. В ряде случаев текущие выгоды следует приносить в жертву ради достижений более крупных выгод в дальнейшем.
Финансовая система – система форм и методов распределения и использования денежных фондов государства и предприятий.
Иначе финансовая система представляет собой совокупность экономических институтов, помогающих направить ресурсы лиц, делающих сбережения, к тем, кто нуждается в инвестициях.
Структура финансовой системы зависит от следующих признаков:
степень централизации финансовых ресурсов и управления ими;
субъект финансовых отношений;
сферы общественной жизни;
цель финансовой деятельности и др.
В зависимости
от методов формирования доходов
экономических субъектов
государственные или общегосударственные (централизованные) финансы – это система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти;
финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы) – это форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. [8, 74]
Информация о работе Понятие, структура и функции финансовой системы Республики Беларусь