Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель данной работы – отразить сущность и структуру финансовой системы, а также показать особенности ее развития в Республике Беларусь.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность финансовой системы;
дать полную характеристику финансовой системы Республики Беларусь;
провести сравнительный анализ финансовой системы Республики Беларусь с другими странами;
выявить недостатки и наметить пути совершенствования этой системы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1. Сущность финансовой системы 4
1.2. Принципы финансовых отношений 6
1.3. Структура финансовой системы 7
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь 12
2.2. Бюджетная система Республики Беларусь 14
2.3. Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран 32
2.4. Совершенствование финансовой системы РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
развитие спорта высших достижений;
обеспечение функционирования школ высшего спортивного мастерства, республиканских центров олимпийской подготовки по видам спорта, учебно-методического центра физического воспитания населения, центров физического воспитания и спорта учащихся (студентов), центров олимпийского резерва, других государственных организаций физической культуры и спорта, подчиненных республиканским органам государственного управления, а также организаций, их обслуживающих;
поддержка клубов по виду (видам) спорта, других организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта;
возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и других национальных культур;
поддержка республиканских
театрально-зрелищных
обеспечение сохранности историко-культурных ценностей всемирного, международного и национального значения на территории республики и доступа к ним;
поддержка государственных организаций кинематографии, осуществляющих производство фильмов, и их подразделений, занятых гастрольно-концертной деятельностью;
проведение социально значимых культурных мероприятий;
обеспечение функционирования
государственных организаций
поддержка республиканских средств массовой информации, проведение государственной политики на республиканском уровне через средства массовой информации;
обеспечение функционирования
Национальной государственной
прикладные исследования в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации;
проведение государственной политики на республиканском уровне по вопросам религии;
другие вопросы республиканского значения в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации;
обеспечение функционирования
республиканских органов
9. образование:
обеспечение функционирования
государственных организаций об
обеспечение получения послевузовского образования;
повышение квалификации и переподготовка работников организаций, финансируемых из бюджета, других работников в соответствии с законодательством;
прикладные исследования в области образования;
проведение централизованных мероприятий в области образования;
издание учебников
и учебных пособий для учащихся
организаций, обеспечивающих получение
общего среднего образования, учебных
пособий для воспитанников орга
иная деятельность
по обеспечению функционирования государственных
организаций образования, находящихся
в республиканской
обеспечение функционирования
республиканских органов госуда
10. социальная политика:
обеспечение функционирования
государственных организаций
выплаты семьям военнослужащих, работников правоохранительных органов, предусмотренные законодательными актами;
государственные пособия семьям, воспитывающим детей;
пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета;
расходы по обеспечению отдельных категорий граждан техническими средствами социальной реабилитации;
проведение молодежной политики на республиканском уровне;
мероприятия по
обеспечению занятости
проведение государственной политики в области строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;
прикладные исследования в области социальной политики;
социальная помощь лицам, проживающим в зонах экологического бедствия;
социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
мероприятия в области социальной политики;
обеспечение функционирования
республиканских органов
При планировании доходов и расходов государства возникает проблема их сбалансирования. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то возникает бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Однако часто расходы превышают прогнозируемые поступления. В таком случае возникает дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Такие дополнительные доходы образуются в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит бюджета не превышает определенный уровень, он называется управляемым. Если же дефицит бюджета превышает определенный уровень, он называется неуправляемым. Неуправляемый дефицит ведет за собой эмиссию денег, рост инфляции, углубляет несбалансированность экономики, создает тяжелые социальные последствия для населения. [18, c. 58-59]
Государственный бюджет Республики Беларусь имеет следующие основные особенности:
социальная направленность.
высокий уровень централизации финансовых ресурсов страны в государственном бюджете.
высокая концентрация бюджетных ресурсов в республиканском бюджете.
большой объем перераспределения ресурсов меду отраслями экономики.
существенная величина бюджетной поддержки, прежде всего агропромышленного комплекса, отдельных отраслей и предприятий.
определенный уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования.
преобладание косвенных налогов. [10]
Доходы республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год определяются в соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.
В республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы:
1. налог на прибыль – не более 50 процентов;
2. налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, – не более 50 процентов;
3. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям – 100 процентов;
4. налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр – 100 процентов;
5. налог на добавленную стоимость – не более 70 процентов;
6. акцизы – 100 процентов;
7. налог на приобретение автомобильных транспортных средств – 100 процентов;
8. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – 100 процентов;
9. патентные пошлины – 100 процентов;
10. сбор за предоставление права ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ – 100 процентов;
11. экологический налог:
12. таможенные пошлины и таможенные сборы – 100 процентов;
13. оффшорный сбор – 100 процентов;
14. государственная пошлина, зачисляемая в республиканский бюджет в соответствии с законодательными актами, – 100 процентов;
15. консульские сборы – 100 процентов;
16. гербовый сбор – 100 процентов.
В республиканский бюджет могут также зачисляться другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами. [3]
Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя:
1. доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета – 100 процентов;
2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности, – 100 процентов;
3. средства, полученные от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций, – 100 процентов;
4. плату за использование радиочастотного спектра – 100 процентов;
5. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности, – 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательными актами;
6. административные платежи:
плату за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, – 100 процентов;
вознаграждение за исполнение государственными служащими обязанностей представителя государства в хозяйственных обществах, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, – 100 процентов;
средства, полученные от продажи квот на импорт, – 100 процентов;
7. средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством, – 100 процентов;
8. доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республиканской собственности, кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации, – 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательством;
9. доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства:
10. удержания из заработной платы осужденных в соответствии с законодательством – 100 процентов;
11. штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, – 100 процентов;
12. возмещение потерь, вреда;
13. добровольные взносы, поступающие в республиканский бюджет, – 100 процентов.
В республиканский бюджет могут также зачисляться другие неналоговые доходы, установленные законодательством. [3]
В январе-апреле 2012 г., по информации Министерства финансов, в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 48 трлн. рублей доходов, что в 2,6 раза больше, чем за январь-апрель 2011 г. (или 32,9 процента к ВВП против 31,8 процента в январе-апреле 2011 г.). В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) они увеличились на 12,4 процента. Следует отметить, что динамика наполнения доходной части консолидированного бюджета страны в январе-апреле 2012 г. была выше динамики номинального роста ВВП, в отличие от января-апреля 2011 г. [2]
Таблица 2.1 – Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. рублей
Доходы |
Из них |
Расходы |
Профицит (+), Дефицит (-) | ||
налоговые |
неналоговые | ||||
январь-апрель 2011 г. |
18 706,8 |
17 038,0 |
1 638,3 |
18 263,7 |
443,1 |
январь-апрель 2012 г. |
47 973,6 |
42 926,7 |
4 964,9 |
42 961,9 |
5 011,7 |
Примечание – Источник: аналитический анализ, подготовленный Главным управлением монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь [2]
Доходная часть консолидированного бюджета сформирована, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. Удельный вес этих налоговых поступлений в общих доходах консолидированного бюджета в январе-апреле 2012 г. Составил 71,7 процента, в январе-апреле 2011 г. - 68,9 процента.
Таблица 2.2 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, в процентах к итогу
Наименование показателя |
Январь-апрель 2012 г. |
Справочно январь-апрель 2011 г. |
Доходы - всего |
100 |
100 |
налоговые доходы |
89,5 |
91,1 |
налоги на доходы и прибыль |
30,0 |
25,7 |
подоходный налог с физических лиц |
10,6 |
12,6 |
налоги на прибыль |
18,8 |
12,2 |
налоги на собственность |
2,7 |
5,1 |
налоги на товары (работы, услуги) |
38,2 |
40,4 |
|
27,5 |
28,8 |
|
6,2 |
7,0 |
налоговые доходы от деятельности |
14,8 |
15,3 |
неналоговые доходы |
10,3 |
8,8 |
Информация о работе Понятие, структура и функции финансовой системы Республики Беларусь