Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка 5
1.2 Характер развития конъюнктуры и ее исследование 7
1.3 Этапы исследования конъюнктуры рынка 10
1.4 Анализ конъюнктуры рынка 12

2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЪЮНКТУРЫ И ИХ
ДИНАМИКА В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 17

2.1 Анализ показателей, характеризующих конъюнктуру рынка 17
2.2 Динамика отраслевых показателей в ходе экономического цикла 19

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РК 23

3.1 Исследование и развитие отраслей экономики 23
3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую 27
конъюнктуру

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

 

 

П Л А Н:

 

ВВЕДЕНИЕ                              3

 

1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5

1.1 Понятие, сущность и характеристика  конъюнктуры рынка 5

1.2 Характер развития конъюнктуры  и ее исследование 7

1.3 Этапы исследования конъюнктуры  рынка 10

1.4 Анализ конъюнктуры рынка 12

 

2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КОНЪЮНКТУРЫ И ИХ 

ДИНАМИКА В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 17

 

2.1 Анализ показателей, характеризующих  конъюнктуру рынка 17

2.2 Динамика отраслевых показателей  в ходе экономического цикла 19

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  КОНЪЮНКТУРЫ РК  23

 

3.1  Исследование и развитие  отраслей экономики 23

3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую 27

конъюнктуру

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одно  из  определений  слова "конъюнктура" - это связь различных показателей сложившаяся на  данный  промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.

Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве,

изменения в экономической  политике и социальной структуре  общества.

Основоположником конъюнктурных  исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих

конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен.   производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.

Определение понятиям спрос  и предложение можно дать и  относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру  рынка.

Конъюнктура хозяйства, как  объект исследования, представляет собой  конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура,

складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является

составной частью экономической  науки.

     Краткий экскурс  в историю.

Конъюнктурные исследования -один из методов оперативного изучения рынка,

который обеспечивает отрасли  и предприятия информацией о  состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся  направления развития рынка в ближайшие месяцы.

Как мы уже говорили ранее  основу конъюнктурных исследований составила

концепция У.Митчела о системе статистического изучения экономических

показателей. Эта модель включала следующие блоки :

- Барометр доходов (учетные  процентные ставки, индексы цен,  курсы

акций);

- Барометр производства (уровень занятости, поступление  заказов,

поставки сырья, объем  производства);

- Барометр сбыта (оптовый  и розничный товарооборот );

- Барометр кредита (денежное обращение).

По данным данной модели исследовались рынки различных  товаров, ценных бумаг, валют и.т.д..

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась  различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1.1 Понятие и сущность конъюнктуры рынка

 

       Эффективная  рыночная деятельность невозможна  без комплексного, всестороннего  анализа текущего состояния рынка  и   прогнозирования динамики  дальнейших изменений его конъюнктуры.  Наиболее полно изучить состояние  рынка и сделать достоверный  прогноз его развития позволяют  инструменты маркетинга.

Конъюнктура рынка ( от лат. Conjungere – соединяю, связываю) – это состояние рынка или конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий.

Главная цель изучения конъюнктуры  рынка – определение характера  и степени его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения.   

Конъюнктура измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению  и оценке. Эти особенности конъюнктуры  могут быть реализованы лишь при  достаточно полной статистической информации о состоянии рынка.

Конъюнктура рынка имеет  три принципиально отличительные  черты: вариабельность, цикличность, динамичность. Рынок по своей сути склонен к  стихийности, а следовательно, подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным. Поэтому оценки вариабельности, характеристики цикла развития, градации состояния рынка представляют собой необходимые условие маркетинговой деятельности для принятия коммерческих решений.            

Необходимость изучения рыночной конъюнктуры определяется сущностью  современного маркетинга, его четко  выраженной ориентацией на интересы рынка. Поэтому конъюнктурный анализ представляет собой важную составную  часть маркетингового анализа и  маркетингового исследования в целом. Он оказывает сильное влияние  на все этапы маркетингового цикла. Позиция фирмы на рынке, её шансы  на коммерческий успех, выбор стратегии  и маркетинговой деятельности в  значительной мере зависят от внешних  условий и, в частности, от рыночной конъюнктуры. 

Конъюнктура рынка имеет  четыре принципиально отличительные  черты. Следовательно, и конъюнктурный  анализ должен отразить эти четыре характеристики:

- анализ динамических  закономерностей, тенденций;

- пропорциональность развития;

- анализ устойчивости  рынка, его оценка в статике  и  динамике;

- анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.  

   Рынок, масштабы  которого складываются в пространстве, развивается во времени. Динамичность  – важнейшее свойство рынка,  его способность обновляться,  расти или сокращаться либо  оставаться стабильным. Характеристика  изменения параметров рынка, явление  тенденций его развития, перспектив  расширения – первая задача  конъюнктурного анализа. Пространственное  ограничение рынка проявляется:  во-первых, в числе его участников, во-вторых, в объеме сделок, в-третьих,  в его иерархической структуре.  Различаются четыре уровня иерархической  структуры рынков: международный,  федеральный, региональный, муниципальный  (местный).

     Стихийность  рынка, хотя и ограниченная  в определенных пределах маркетингом,  остается его главным признаком.  Она как бы заложена в рыночный  механизм. Изменение основных параметров  рынка на некоторых отрезках  времени происходят с различной  скоростью, что и приводит к  кратковременным или к более  долгосрочным нарушениям в пропорциональности  рыночного процесса, к отклонениям  от основной тенденции развития. Стремление спроса и предложения  к сбалансированности проявляются  как тенденция, направленная на  преодоление возникающих диспропорций, проявляющая себя в виде постоянных  колебаний во времени и пространстве.

           Состояние рынка можно охарактеризовать  через систему количественных  и качественных показателей, каждый  из которых отражает определенную  сторону рыночной ситуации.

           Основными индикаторами конъюнктуры  рынка являются следующие показатели:

масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже  товара (товарооборот), число предприятий  различных типов, выступающих на рынке;

степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;

тип рынка - (конкурентный, монополистический  и т.д.);

динамика рынка - (изменение  основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);

степень деловой активности - (объем хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем  и динамика сделок и т.д.);

уровень устойчивости основных параметров рынка в динамике и  пространстве (экономическом – показатели);

уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение  на рынке);

сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);

цикличность рынка (положение  рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла);

средняя норма прибыли (сумма  валовой и чистой прибыли и  показатели рентабельности).

     Подобно тому, как товарный рынок представляет  собой составной элемент рыночной  экономики, конъюнктура товарного  рынка является частью общеэкономической  конъюнктуры. Многие процессы  на товарном рынке объясняются  или обусловлены ситуацией, сложившейся  на других рынках. Поэтому глубокое изучение товарного рынка должно быть комплексным, увязанным с оценками разных типов рынков: ценных бумаг,  услуг, инвестиций, недвижимости, труда и т.д. Рынок ценных бумаг чутко реагирует на конъюнктурные колебания товарного рынка. Такие комплексные оценки служат основой попыток построить интегральную модель конъюнктуры – экономический барометр.

 

 

1.2 Характер развития  конъюнктуры и ее исследование

 

В англо-американской литературе различают такие понятия, как  market research, т.е. сбор и анализ информации о конкретном рынке, и marketing research, что подразумевает исследование всех элементов комплекса маркетинга (товарной политики, ценовой политики, системы продвижения товара, системы управления персоналом, коммуникационной политики).

Маркетинговые исследования являются прикладными исследованиями. В то время как рыночные исследования отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые исследования дают ответы на более практические вопросы: существует ли рынок данного товара, как на него выйти и закрепиться. Маркетинговые  исследования собирают информацию о  динамике функционирования рынка, а  рыночные исследования более статичны. Британский институт маркетинга, считает, что маркетинговые исследования — это "целевой сбор, регистрирование  и анализ всех фактов по проблемам, касающимся обмена и продажи товаров  и услуг производителем покупателю".

По определению Ф. Котлера, маркетинговые исследования — это систематический проблемный анализ, создание модели и определение круга данных с целью принятия наиболее верных решений, улучшение контроля над маркетингом товаров и услуг.

Основой маркетинга, безусловно, являются комплексные маркетинговые  исследования, включающие как изучение рынка и его конъюнктуры, так  и оценку возможностей самого предприятия (фирмы), строящего работу на принципах  маркетинга. Такие маркетинговые  исследования позволяют осуществить  планирование, т.е. составить обоснованный, соответствующий результатам маркетинговых  исследований прогноз развития рыночной ситуации и разработать соответствующие  меры маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения  эффективности производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы.

Комплексное исследование рынка  предполагает тщательное изучение экономической  конъюнктуры. Маркетинг как понятие, производное от рынка, является одновременно научной и практической деятельностью  по управлению производством и сбытом товаров в зависимости от долговременных и краткосрочных тенденций развития рынка, экономической конъюнктуры  в целом и товарного рынка, в частности. Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных  его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции, необходимы для принятия соответствующих решений на всех уровнях маркетинговой деятельности — стратегическом, тактическом и оперативном. Наблюдение за текущей конъюнктурой и ее анализ позволяют решать оперативные задачи маркетинга, а изучение длительных тенденций и прогноз конъюнктуры — тактические и стратегические задачи для достижения поставленных среднесрочных и долгосрочных целей.

В теории маркетинга используются понятия маркетинговой среды (market area) и исследований рынка (market research), что, по сути дела, является изучением экономической конъюнктуры.

Понятие конъюнктуры применяется  во всех случаях, когда речь идет о  характеристике ситуации, складывающейся во внешнеэкономической среде по отношению к хозяйствующему субъекту в каждый данный момент или период. Под внешнеэкономической средой понимаются внутренний и внешний  рынки, в условиях которых действует  хозяйствующий субъект.

Исследование маркетинговой  среды и рынка предполагает анализ и прогноз различных экономических, демографических, социальных, природных, политических и других условий и  обстоятельств. Все они представляют собой конъюнктурообразующие факторы. Так что же такое экономическая конъюнктура?

Информация о работе Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка