Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка 5
1.2 Характер развития конъюнктуры и ее исследование 7
1.3 Этапы исследования конъюнктуры рынка 10
1.4 Анализ конъюнктуры рынка 12

2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЪЮНКТУРЫ И ИХ
ДИНАМИКА В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 17

2.1 Анализ показателей, характеризующих конъюнктуру рынка 17
2.2 Динамика отраслевых показателей в ходе экономического цикла 19

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РК 23

3.1 Исследование и развитие отраслей экономики 23
3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую 27
конъюнктуру

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

- соотношение спроса и предложения на региональных рынках с учетом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов в экономике региона;

- коммерческие и финансовые условия реализации товаров на различных региональных рынках.

Конъюнктура региональных товарных рынков представляет собой характеристику экономического состояния, тенденций  и перспектив развития производства, обращения и потребления тех  или иных товаров. Изучение конъюнктуры  включает экономическую диагностику  таких процессов, как производство и реализация продукции на внутренних и внешних рынках; деятельность ведущих  промышленных и торговых фирм; специализация  и кооперирование в сфере производства и обращения; финансирование и кредитование; ценообразование; перспективы развития производства и потребления в  регионе.

Изучение конъюнктуры  региональных товарных рынков должно основываться на данных об общерегиональной конъюнктуре. Изучение конъюнктуры включает обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка за данный период времени. Выбор системы показателей и иной информации определяется целями конкретного исследования. Это может быть анализ тенденций развития рынка, изменение технико-экономических характеристик производства, анализ ситуации на рынке за относительно короткий период времени.

Конъюнктура любого регионального  рынка определяется прежде всего развитием экономики региона, она формируется и развивается под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Все конъюнктурообразующие факторы можно классифицировать на постоянные и временные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его.

К постоянно действующим  факторам относятся государственное  регулирование региональной экономики, научно-технический прогресс, территориальная  концентрация производства и капитала, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. Кроме  указанных, существует группа временных  факторов, воздействие которых на конъюнктуру рынка проявляется  эпизодически: региональные социальные конфликты, стихийные бедствия, чрезвычайная обстановка и др.

В зависимости от конкретных особенностей региональных рынков количество конъюнктурообразующих факторов и сила их воздействия существенно меняются. Различна и значимость перечисленных факторов в формировании конъюнктуры региональных рынков. Один и тот же фактор в различных условиях влияет неодинаково как в целом на конкретный рынок, так и на отдельные его сегменты. Воздействие случайных факторов на формирование конъюнктуры региональных рынков осложняет ее анализ и прогноз, поскольку такие факторы с трудом поддаются прогнозированию.

В развитии региональных рынков может проявляться определенная цикличность (повторяемость), вызванная  сезонными (внутригодичными) колебаниями спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товара на рынок, рост, зрелость, упадок), сказываются также циклы общеэкономической конъюнктуры, которые обуславливаются сдвигами в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики и др.

Вместе с учетом циклических  закономерностей изучение конъюнктуры  региональных рынков включает анализ факторов нециклического характера, определяющих специфику производства и реализации конкретных товаров в регионе. Учет различных факторов позволяет выявить  связи между происходящими событиями  и вызвавшими их причинами. Именно воздействие  самых различных факторов на процесс  производства и обращения любого товара находит отражение в движении конъюнктуры региональных рынков.

Сложность изучения конъюнктуры  региональных рынков заключается не в том, чтобы определить круг факторов, влияющих на ее формирование. Задача изучения конъюнктуры, от решения которой  зависит глубина охвата и обстоятельность  анализа, состоит в установлении степени воздействия отдельных  факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный  момент и на ближайшую перспективу. Решить такую задачу возможно лишь в том случае, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства и обращения регионального воспроизводственного процесса.

Для того чтобы понимать происходящие на региональных рынках изменения, недостаточно фиксировать  колебания цен, биржевых индексов, движение запасов и изменение других показателей. Комплексный анализ рыночной конъюнктуры  требует знания закономерностей  развития региональной экономики, характерных  признаков внешних и внутренних финансово-экономических связей и  взаимозависимостей региональных рынков в воспроизводственном процессе.

Региональные рынки представляют собой единую систему, и между  всеми явлениями, определяющими  развитие конъюнктуры региональных рынков, имеются связи и взаимозависимости. Изменение положения на одном  региональном рынке оказывает косвенное  влияние на ряд других рынков, не имеющих прямого отношения к  первому.

Изучение конъюнктуры  любого регионального рынка должно проводиться с учетом связей с  другими рынками и на основе анализа  общерегиональной конъюнктуры. При этом необходимо принимать во внимание, что влияние изменения конъюнктуры на одном региональном рынке на конъюнктуру других региональных рынков может быть различным.

Так, изменение положения  на рынке черных металлов затрагивает  десятки других товарных рынков средств производства, субъекты которых связаны с рынком черных металлов прямо или косвенно, как поставщики сырья или как потребители продукции. В отличие от этого рынка, изменение предложения или спроса на рынке плодоовощной продукции окажет влияние на ограниченное число рынков, так как значение этих товаров в экономике значительно меньше.

Динамика отдельных показателей  развития конъюнктуры различных  региональных рынков может быть неравномерной  и противоречивой. Одни и те же показатели, например, динамика производства или  цен, в одно и то же время, но на разных региональных рынках могут свидетельствовать  о наличии противоположных тенденций  — роста или сокращения.

Такие расхождения в направлении  или темпах развития конъюнктуры  требуют комплексного анализа и  учета особенностей производства и  реализации товаров на конкретном региональном рынке. Простой перенос тенденций  или темпов развития общероссийской конъюнктуры на конъюнктуру конкретного  регионального рынка без учета  этих особенностей может привести к  серьезным просчетам.

Положение на многих региональных рынках может характеризоваться  отсутствием стабильности, резкими  конъюнктурными колебаниями. При этом одни колебания и изменения конъюнктурных  показателей отражают влияние постоянно  действующих сил, а другие — воздействие  кратковременных факторов.

За сравнительно небольшие  периоды, когда в общерегиональной конъюнктуре не наблюдается значительных изменений, условия спроса и предложения, цены и другие конъюнктурные показатели региональных рынков могут быть подвержены сильным колебаниям. Такие частые изменения рыночной ситуации требуют постоянного изучения конъюнктуры. На основе непрерывного конъюнктурного наблюдения может быть обеспечена корректировка составляемых прогнозов в соответствии с происходящими на региональных рынках изменениями. Изучение конъюнктуры региональных рынков включает также вопросы географического характеpa. Необходимо знать, какие регионы России и мира потребляют данные товары и в каком объеме, каковы особенности спроса и предложения отдельных видов товаров на различных региональных рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, что же такое конъюнктура  рынка и для чего она нужна ?

Конъюнктура это совокупность определённых признаков, сочетание  различных

обстоятельств, которые характеризуют  состояние экономики в определённый

период. Конъюнктура хозяйства, является составной частью экономической  науки.

Поскольку основными характерными признаками конъюнктуры являются

изменчивость, неравномерность, противоречивость, поэтому чтобы  принять

правильное , экономическое решение необходимо обладать информацией о

ситуации на рынке, а значит проводить его изучение. Процесс  изучения

включает в себя такие  аспекты, как исследование процессов  производства и

реализации продукции, деятельность ведущих промышленных и торговых фирм,

финансирование и кредитование, ценообразование, перспективы развития

производства и потребления.

Результаты конъюнктурных  исследований могут быть использованы для различных

целей, таких как составление  экономических и технических  прогнозов,

определение перспективы  направления научных исследований, составления бизнес-планов.

В настоящее время появляются большие возможности быстрого и  качественного исследования конъюнктуры. Для качественного анализа, прогноза необходимо

условие быстрого получения, обмена и обработки информации. В  настоящее время благодаря новым информационным системам и компьютерным технологиям становится возможным более точное  и быстрое получение всей необходимой информации для исследования конъюнктуры, что повышает качество прогнозов и  принятия

экономически  эффективных  решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб.: Питер Ком, 1998

2. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ, 1996

3. Истаева А.А.  Управление маркетингом: Учебное пособие.

4. www.ucheba.ru

 


Информация о работе Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка