Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа
Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка 5
1.2 Характер развития конъюнктуры и ее исследование 7
1.3 Этапы исследования конъюнктуры рынка 10
1.4 Анализ конъюнктуры рынка 12
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЪЮНКТУРЫ И ИХ
ДИНАМИКА В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 17
2.1 Анализ показателей, характеризующих конъюнктуру рынка 17
2.2 Динамика отраслевых показателей в ходе экономического цикла 19
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РК 23
3.1 Исследование и развитие отраслей экономики 23
3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую 27
конъюнктуру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Вопросы инновационной деятельности в Казахстане находятся в ведении трех основных органов государственного управления.
На Министерство экономики
и торговли возложены функции
по координации инновационной
Одной из основных задач
Министерства образования и науки
является активизация инновационной
деятельности в образовательных
учреждениях, а также научно-
В функции Министерства энергетики и минеральных ресурсов входит оказание поддержки инновационному предпринимательству, развитие малого и среднего бизнеса в промышленности.
Стратегия индустриально-инновационного
развития РК предполагает проведение
активной государственной научной
и инновационной политики. Достижению
поставленных целей призвано служить
дальнейшее развитие финансового рынка
и модернизация фискальной, образовательной,
антимонопольной и
В реализации Стратегии индустриально-
На первом этапе, в 2003-2005 годы,
были внесены изменения в
Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.
На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности.
Результатом реализации Программы должно стать изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.
Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.
Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза по сравнению с 2000 годом.
Согласно оценкам экспертов, доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет от 0,1% от ВВП в 2000 году до 1,4% к моменту завершения действия Стратегии.
Развитие сетитехнопарков на территории республики - одно из приоритетных направлений развития экономики Казахстана. С целью продвижения этой инициативы, Министерством индустрии и торговли Казахстана была разработана Концепция формирования сети технопарков в РК. Подготовка данной Концепции осуществлялась с учетом опыта формирования инновационной инфраструктуры в таких странах, как Китай, Германия, США.
Концепция подразумевает создание многоуровневой национальной инновационной системы, включающей в свой состав технопарки, научные парки, специальные экономические зоны (СЭЗ) и зоны высоких технологий. Целью их создания является формирование производственных комплексов в важнейших перспективных отраслях экономики и создание производств с высокой добавленной стоимостью, основанных на использовании передовых технологий и инноваций.
Технопарки создаются
в городах, где имеется в наличие
сеть научных и промышленных организаций
с высоким научно-
Технопарки Казахстана создаются в интересах внутреннего рынка сбыта и имеют четкую тематическую, отраслевую и даже региональную ориентированность. Например, в Уральске создан технопарк “ИТ в машиностроении”, в Курчатове существует Парк ядерных технологий, в Западно-Казахстанской области - нефтехимический ТОО Технопарк “Алгоритм”, в Степногорске – технопарк в области биотехнологии, в Шортанды - технопарк переработки сельхозпродукции и т.д.
Как показывает мировой опыт,
развитие инновационной, прорывной
экономики невозможно без поддержки
со стороны государства и
Основной целью созданного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года Национального Инновационного Фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.
В 2006 году Фонд вошел в состав государственного холдинга АО “Фонд устойчивого развития “Казына”.
В целом, Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.
Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций.
С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности.
Очевидно, что инновационная экономика для Казахстана - это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях принятия решений. В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень.
Таким образом, успешная реализация
Стратегии инновационного развития
должна способствовать проведению качественных
изменений в структуре
3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую конъюнктуру
В современных условиях роль и значение диагностики региональных рыночных процессов быстро возрастают. Под воздействием научно-технического прогресса, развития территориального разделения труда, а также в результате воздействия других факторов на региональных рынках все чаще происходят структурные изменения. Постоянно обновляется и расширяется номенклатура товаров и услуг, вместе с изменением технико-экономических параметров меняются издержки производства и обращения, цены и тарифы на товары и
услуги, процентные ставки
по кредитам, валютные курсы и
т.д. Инфляционные процессы
Прежде чем перейти к рассмотрению конъюнктуры региональных рынков, необходимо определить понятие «конъюнктура». Слово «конъюнктура» означает связь, соединение или сочетание различных обстоятельств, явлений и условий, создающих в совокупности определенную ситуацию. Впервые понятие конъюнктуры начало использоваться для характеристики рынка в Германии в конце XVII века. Первое научное определение конъюнктуры дал немецкий экономист А. Вагнер в книге «Основы политической экономии» (1894 г.). Конъюнктура — это совокупность природных, технических, экономических, социальных и правовых условий, влияющих на производство, сбыт и цены товаров. К наиболее важным факторам, влияющим на конъюнктуру, он относил изменения в технологии производства, колебания урожайности сельскохозяйственных культур, изменения в экономической политике, социальной структуре общества.
В начале XX века появилось большое количество работ по теории конъюнктуры, в которых выдвигались различные подходы к сущности конъюнктуры. Так, В. Зомбарт считал, что конъюнктура представляет собой общее положение рыночных отношений в данный момент времени, поскольку эти отношения определяющим образом влияют на судьбу отдельных фирм, которая слагается в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов.
Б. Репке определял конъюнктуру как соотношение спроса и предложения на рынке, не поддающееся исчислению и подверженное постоянному изменению.
Основу концепции анализа
конъюнктуры У. Митчелла составило
статистическое изучение системы экономических
показателей, характеризующих действие
различных факторов, и экономико-математическое
моделирование процессов
Одновременно с исследованиями рыночной конъюнктуры происходило формирование теории распределения продукции, теории сбыта, которые впоследствии объединились в рамках общей концепци
и маркетинга. Начиная с 50-х
годов, исследования конъюнктуры рынка
в западных странах переориентируются
с обеспечения эффективности
коммерческих операций на обслуживание
стратегического планирования развития
крупных корпораций. Эти исследования
в настоящее время
В отечественной экономической
литературе сформировалась крупная
школа исследования конъюнктуры
мировых рынков, представителями
которой разработаны
В анализе конъюнктуры региональных рынков используются методология и методы как общерыночных исследований, так и регионального анализа, позволяющие изучать не только «точечные» характеристики рынка, но и пространственное распределение спроса и предложения, региональные различия доходов, цен, издержек обращения, а также межрегиональные товарные, финансовые и информационные потоки.
Конъюнктура региональных рынков представляет собой совокупность факторов и условий, определяющих развитие экономики региона или какой-либо ее сферы.
В связи с этим различают общерегиональную рыночную конъюнктуру и конъюнктуру региональных товарных рынков.
Первая определяет состояние
на данный момент всей системы региональных
рынков, функционирующей в рамках
регионального
В рамках второй изучается не вся рыночная система, а текущие изменения и колебания в сфере производства и реализации отдельных товаров или товарных групп, включая внутрирегионалъный и межрегиональный аспекты. Конъюнктура региональных рынков развивается не изолированно — она тесно связана с конъюнктурой общероссийского и мирового рынка.
Общерегиональная рыночная конъюнктура представляет собой конкретное состояние системы региональных рынков в процессе регионального воспроизводства в определенных пространств
енных рамках, складывающееся под воздействием совокупности конъюнктурообразующих факторов. Общерегиональная рыночная конъюнктура включает следующие аспекты, обладающие количественными и качественными характеристиками:
- экономический потенциал региона и его элементы, включая природные, производственные, трудовые и финансовые ресурсы, отраслевую и воспроизводственную структуру хозяйства, научно-образовательный, инфраструктурный потенциал и др.;
- институциональная структура хозяйства региона, включая фирменную структуру, масштабы концентрации, комбинирования и специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики на региональном уровне;
- система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров на различных рынках, а также факторы, влияющие на формирование региональных рынков, включая уровень экономического развития, распределение и перераспределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и финансовых ресурсов, состояние производственных фондов, воздействие циклических и краткосрочных факторов на региональные рынки;
Информация о работе Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка