Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка 5
1.2 Характер развития конъюнктуры и ее исследование 7
1.3 Этапы исследования конъюнктуры рынка 10
1.4 Анализ конъюнктуры рынка 12

2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЪЮНКТУРЫ И ИХ
ДИНАМИКА В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 17

2.1 Анализ показателей, характеризующих конъюнктуру рынка 17
2.2 Динамика отраслевых показателей в ходе экономического цикла 19

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РК 23

3.1 Исследование и развитие отраслей экономики 23
3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую 27
конъюнктуру

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

Вопросы инновационной деятельности в Казахстане находятся в ведении  трех основных органов государственного управления.

На Министерство экономики  и торговли возложены функции  по координации инновационной деятельности в республике и развитию наукоемкого  малого и среднего бизнеса в сфере  экономики.

Одной из основных задач  Министерства образования и науки  является активизация инновационной  деятельности в образовательных  учреждениях, а также научно-технологическое  сопровождение инновационной деятельности.

В функции Министерства энергетики и минеральных ресурсов входит оказание поддержки инновационному предпринимательству, развитие малого и среднего бизнеса  в промышленности.

Стратегия индустриально-инновационного развития РК предполагает проведение активной государственной научной  и инновационной политики. Достижению поставленных целей призвано служить  дальнейшее развитие финансового рынка  и модернизация фискальной, образовательной, антимонопольной и инфраструктурной политики. Согласно положениям Стратегии, во всех отраслях экономики Казахстана должен быть осуществлен переход  к передовым мировым стандартам.

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, были внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также созданы институты развития, через которые государство осуществляет свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию  основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной  продукции обрабатывающей промышленности.

Результатом реализации Программы  должно стать изменение структуры  экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость Программы  на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется  привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме  не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной  политики обеспечит темпы роста  экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить  к 2015 году объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза по сравнению с 2000 годом.

Согласно оценкам экспертов, доля наукоемких и высокотехнологичных  производств возрастет от 0,1% от ВВП  в 2000 году до 1,4% к моменту завершения действия Стратегии.

Развитие сетитехнопарков на территории республики - одно из приоритетных направлений развития экономики Казахстана. С целью продвижения этой инициативы, Министерством индустрии и торговли Казахстана была разработана Концепция формирования сети технопарков в РК. Подготовка данной Концепции осуществлялась с учетом опыта формирования инновационной инфраструктуры в таких странах, как Китай, Германия, США.

Концепция подразумевает  создание многоуровневой национальной инновационной системы, включающей в свой состав технопарки, научные  парки, специальные экономические  зоны (СЭЗ) и зоны высоких технологий. Целью их создания является формирование производственных комплексов в важнейших  перспективных отраслях экономики  и создание производств с высокой добавленной стоимостью, основанных на использовании передовых технологий и инноваций.

Технопарки создаются  в городах, где имеется в наличие  сеть научных и промышленных организаций  с высоким научно-технологическим  потенциалом. Примером может служить  формирующийся в настоящее время  Парк информационных технологий в Алатау.

Технопарки Казахстана создаются  в интересах внутреннего рынка  сбыта и имеют четкую тематическую, отраслевую и даже региональную ориентированность. Например, в Уральске создан технопарк  “ИТ в машиностроении”, в Курчатове существует Парк ядерных технологий, в Западно-Казахстанской области - нефтехимический ТОО Технопарк “Алгоритм”, в Степногорске – технопарк в области биотехнологии, в Шортанды - технопарк переработки сельхозпродукции и т.д.

Как показывает мировой опыт, развитие инновационной, прорывной  экономики невозможно без поддержки  со стороны государства и специально созданных институтов развития. В  Казахстане важнейшими инструментами  реализации Стратегии инновационного развития являются Национальный фонд Республики Казахстан, АО “Банк Развития Казахстана”, АО “Инвестиционный фонд Казахстана”, АО “Национальный инновационный  фонд”. Все эти институты призваны проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих  производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Основной целью созданного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года Национального  Инновационного Фонда является повышение  общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и  наукоемких производств.

В 2006 году Фонд вошел в  состав государственного холдинга АО “Фонд устойчивого развития “Казына”.

В целом, Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию  рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна  для создания и развития высокотехнологичных  отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология  и другие.

Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций.

С учетом неразвитости венчурных  институтов в стране на сегодняшний  день разрабатывается адекватная законодательная  база для стимулирования и регулирования  венчурной деятельности.

Очевидно, что инновационная  экономика для Казахстана - это  способ реагирования на системные ограничения  на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях  принятия решений. В современных  условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации  к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять  конкурентоспособность страны, а  значит, и уровень жизни населения  этой страны на достаточно высокий  уровень.

Таким образом, успешная реализация Стратегии инновационного развития должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики Казахстана, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

 

 

3.2 Влияние развития торговли  и денежного обращения на  экономическую  конъюнктуру

 

В современных условиях роль и значение диагностики региональных рыночных процессов быстро возрастают. Под воздействием научно-технического прогресса, развития территориального разделения труда, а также в результате воздействия других факторов на региональных рынках все чаще происходят структурные  изменения. Постоянно обновляется  и расширяется номенклатура товаров  и услуг, вместе с изменением технико-экономических  параметров меняются издержки производства и обращения, цены и тарифы на товары и

 услуги, процентные ставки  по кредитам, валютные курсы и  т.д. Инфляционные процессы приводят  к резким колебаниям цен, изменению  пропорций между товарной и  денежной массой в обращении,  меняются методы и формы торговли, фирменная структура и т. д.  Изучение всех этих вопросов  в комплексе дает представление  о конъюнктуре региональных рынков.

Прежде чем перейти  к рассмотрению конъюнктуры региональных рынков, необходимо определить понятие  «конъюнктура». Слово «конъюнктура»  означает связь, соединение или сочетание  различных обстоятельств, явлений  и условий, создающих в совокупности определенную ситуацию. Впервые понятие  конъюнктуры начало использоваться для характеристики рынка в Германии в конце XVII века. Первое научное определение  конъюнктуры дал немецкий экономист  А. Вагнер в книге «Основы политической экономии» (1894 г.). Конъюнктура —  это совокупность природных, технических, экономических, социальных и правовых условий, влияющих на производство, сбыт и цены товаров. К наиболее важным факторам, влияющим на конъюнктуру, он относил изменения в технологии производства, колебания урожайности  сельскохозяйственных культур, изменения  в экономической политике, социальной структуре общества.

В начале XX века появилось  большое количество работ по теории конъюнктуры, в которых выдвигались  различные подходы к сущности конъюнктуры. Так, В. Зомбарт считал, что конъюнктура представляет собой общее положение рыночных отношений в данный момент времени, поскольку эти отношения определяющим образом влияют на судьбу отдельных фирм, которая слагается в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов.

Б. Репке определял конъюнктуру  как соотношение спроса и предложения  на рынке, не поддающееся исчислению и подверженное постоянному изменению.

Основу концепции анализа  конъюнктуры У. Митчелла составило  статистическое изучение системы экономических  показателей, характеризующих действие различных факторов, и экономико-математическое моделирование процессов изменения  конъюнктуры. Концепция У. Митчелла была положена в основу экономико-математической модели, разработанной в комитете экономических исследований при  Гарвардском университете, известной  под названием «гарвардского  барометра». На основе этой модели анализировались  рынки различных товаров, ценных бумаг, валют и др.

Одновременно с исследованиями рыночной конъюнктуры происходило  формирование теории распределения  продукции, теории сбыта, которые впоследствии объединились в рамках общей концепци

и маркетинга. Начиная с 50-х  годов, исследования конъюнктуры рынка  в западных странах переориентируются  с обеспечения эффективности  коммерческих операций на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций. Эти исследования в настоящее время сформировались в самостоятельное научное направление  — «исследование рынка» («market research»), имеющее свою методологию и систему методов анализа и прогнозирования.

В отечественной экономической  литературе сформировалась крупная  школа исследования конъюнктуры  мировых рынков, представителями  которой разработаны методология, методы анализа и система показателей  оценки мировых товарных рынков.

В анализе конъюнктуры  региональных рынков используются методология  и методы как общерыночных исследований, так и регионального анализа, позволяющие изучать не только «точечные» характеристики рынка, но и пространственное распределение спроса и предложения, региональные различия доходов, цен, издержек обращения, а также межрегиональные товарные, финансовые и информационные потоки.

Конъюнктура региональных рынков представляет собой совокупность факторов и условий, определяющих развитие экономики  региона или какой-либо ее сферы.

В связи с этим различают  общерегиональную рыночную конъюнктуру и конъюнктуру региональных товарных рынков.

Первая определяет состояние  на данный момент всей системы региональных рынков, функционирующей в рамках регионального воспроизводственного процесса.

В рамках второй изучается  не вся рыночная система, а текущие  изменения и колебания в сфере  производства и реализации отдельных  товаров или товарных групп, включая  внутрирегионалъный и межрегиональный аспекты. Конъюнктура региональных рынков развивается не изолированно — она тесно связана с конъюнктурой общероссийского и мирового рынка.

Общерегиональная рыночная конъюнктура представляет собой конкретное состояние системы региональных рынков в процессе регионального воспроизводства в определенных пространств

енных рамках, складывающееся под воздействием совокупности конъюнктурообразующих факторов. Общерегиональная рыночная конъюнктура включает следующие аспекты, обладающие количественными и качественными характеристиками:

 

- экономический потенциал региона и его элементы, включая природные, производственные, трудовые и финансовые ресурсы, отраслевую и воспроизводственную структуру хозяйства, научно-образовательный, инфраструктурный потенциал и др.;

- институциональная структура хозяйства региона, включая фирменную структуру, масштабы концентрации, комбинирования и специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики на региональном уровне;

- система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров на различных рынках, а также факторы, влияющие на формирование региональных рынков, включая уровень экономического развития, распределение и перераспределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и финансовых ресурсов, состояние производственных фондов, воздействие циклических и краткосрочных факторов на региональные рынки;

Информация о работе Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка