Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа
Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка 5
1.2 Характер развития конъюнктуры и ее исследование 7
1.3 Этапы исследования конъюнктуры рынка 10
1.4 Анализ конъюнктуры рынка 12
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЪЮНКТУРЫ И ИХ
ДИНАМИКА В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 17
2.1 Анализ показателей, характеризующих конъюнктуру рынка 17
2.2 Динамика отраслевых показателей в ходе экономического цикла 19
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РК 23
3.1 Исследование и развитие отраслей экономики 23
3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую 27
конъюнктуру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Экономическая конъюнктура — это форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен. Указанное определение содержит все сущностные черты понятия конъюнктуры.
Во-первых, в нем выделен
предмет экономической
Во-вторых, подчеркнуто, что конъюнктура не замыкается на сфере обмена, а охватывает и включает в себя весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается через призму обмена.
В-третьих, конъюнктура рассматривается во времени и пространстве, в динамичном развитии.
В-четвертых, конъюнктура
увязывается с конкретно-
В-пятых, указывается, что основная форма проявления конъюнктуры — соотношение спроса, предложения и динамики цен. В конечном итоге именно эти факторы, определяющие состояние и динамику рынка, являются центральным звеном. Прочие факторы оказывают воздействие на развитие конъюнктуры лишь опосредованно, через спрос и предложение.
В соответствии с тем, что
в экономической науке принято
использовать два объекта конъюнктурных
исследований — хозяйство и товарный
рынок, в понятии экономической
конъюнктуры выделяют две относительно
самостоятельные составные
Общехозяйственную конъюнктуру
можно рассматривать как
Конъюнктура товарного рынка
как элемент общехозяйственной
конъюнктуры характеризуется
Конъюнктура общехозяйственная и товарная имеет следующие характерные черты: непостоянство, изменчивость и частые колебания, причем одни колебания отражают действие сил, кратковременно воздействующих на конъюнктуру, другие — результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры;
неравномерность, которую хорошо видно, когда совпадает направление динамики различных показателей, характеризующих конъюнктуру, но не совпадают темпы; исключительную противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций подъема и падения;
единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства общественного капитала, несмотря на исключительную противоречивость.
Исследование экономической конъюнктуры не ограничивается изучением лишь общих закономерностей развития сферы обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно направлено на проведение обоснованного анализа и составление прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке.
Товарный рынок представляет собой систему экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей. Основной формой связей первого типа является купля-продажа, второго — конкуренция.
Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки национальных границ, и формируются международные товарные рынки. Функционируют они в тесном взаимодействии с соответствующими рынками отдельных стран и регионов.
Существует огромное разнообразие
национальных хозяйств и товарных рынков
с присущими им условиями формирования
и факторами развития экономической
конъюнктуры. Для каждого товарного
рынка и каждого этапа развития
его конъюнктуры характерно свое
сочетание факторов, определяющих особенности
и параметры долгосрочных тенденций,
среднесрочных колебаний и
1.3 Этапы исследования конъюнктуры рынка
Изучение конъюнктуры рынка является необходимым условием предпринимательства и всей хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Это объясняется тем, что в современном, быстро меняющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, важнейшим условием коммерческого успеха становится постоянное определение соотношения спроса и предложения товара.
Осуществляя конъюнктурные исследования, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен.
Конъюнктура товарного рынка - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или ограниченный период времени.
Данная экономическая
категория характеризуется
Основными индикаторами конъюнктуры товарного рынка являются следующие показатели:
- масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;
- степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;
- тип рынка - (конкурентный, монополистический и т.д.);
- динамика рынка - (изменение
основных параметров рынка, их
вектора, скорость и
- степень деловой активности
- (объем хозяйственного
- уровень устойчивости основных параметров рынка в динамике и пространстве (экономическом – показатели);
- уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть на рынке);
- сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
- цикличность рынка (положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла);
- средняя норма прибыли
(сумма валовой и чистой
Конъюнктурными исследованиями на предприятиях обычно занимаются конъюнктурные службы, которые выделяют следующие основные задачи конъюнктурных исследований товарного рынка:
- сбор и обработка
- интегральные и
- характеристика масштаба (объема) рынка;
- выявление, анализ и
прогнозирование тенденций
- оценка и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;
оценка и анализ региональных различий рынка;
- оценка и анализ деловой активности;
- оценка коммерческого (рыночного) риска;
- характеристика степени монополизации и интенсивности конкуренции.
Эти задачи ориентированы
на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику
состояния рынка в целом и
в разрезе отдельных его
Можно выделить два
этапа или уровня реализации
этих задач. На первом, оценочном,
осуществляется анализ
Второй, более высокий
уровень анализа, имеет целью
выявление причинно-
Проведение конъюнктурных исследований на предприятии может включать следующие этапы:
Определение целей и направлений конъюнктурных исследований.
Отбор источников получения информации.
Сбор информации.
Анализ информации.
Составление обзора конъюнктуры.
Прогнозные оценки конъюнктуры.
Отчет о результатах.
Использование результатов.
Конечно же, каждое предприятие,
осознав необходимость
Перечень решаемых проблем и задач может быть самым разным:
- объективная оценка деятельности предприятия на данном товарном рынке;
- отслеживание изменений
во внешней среде и
- поддержка принятия управленческих решений;
- получение конкурентных преимуществ;
- снижение рисков и неопределенности;
- выработка экспортной стратегии;
- повышение эффективности
деятельности предприятия и т.
Необходимо отметить, что
на современном этапе развития экономики
объективно создалась потребность
в новых подходах к сбору, обработке,
анализу экономической
В мировой практике
такие подходы реализуются
1.4 Анализ конъюнктуры рынка
Анализ рыночной конъюнктуры следует начинать с характеристики масштаба и типа рынка. Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на нем в качестве продавцов. Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доли занимаемой ими на рынке. Качественная характеристика доли (большая, средняя, малая и т.п.) выводится из сопоставления доли, принадлежащей фирме и доле наиболее крупных конкурентов.
Оценка масштаба и типа
рынка дополняется
Второй важнейшей
Информация о работе Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка