Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КОНЪЮНКТУРА РЫНКА, ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка 5
1.2 Характер развития конъюнктуры и ее исследование 7
1.3 Этапы исследования конъюнктуры рынка 10
1.4 Анализ конъюнктуры рынка 12

2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЪЮНКТУРЫ И ИХ
ДИНАМИКА В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 17

2.1 Анализ показателей, характеризующих конъюнктуру рынка 17
2.2 Динамика отраслевых показателей в ходе экономического цикла 19

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РК 23

3.1 Исследование и развитие отраслей экономики 23
3.2 Влияние развития торговли и денежного обращения на экономическую 27
конъюнктуру

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

Экономическая конъюнктура  — это форма проявления на рынке  системы факторов и условий воспроизводства  в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении  спроса, предложения и динамики цен. Указанное определение содержит все сущностные черты понятия  конъюнктуры.

Во-первых, в нем выделен  предмет экономической конъюнктуры  — рынок, так как конъюнктуру  увязывают прежде всего с положением дел в сфере обмена, на рынке как таковом, который является неотъемлемой частью товарно-денежных отношений.

Во-вторых, подчеркнуто, что  конъюнктура не замыкается на сфере  обмена, а охватывает и включает в себя весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается  через призму обмена.

В-третьих, конъюнктура рассматривается  во времени и пространстве, в динамичном развитии.

В-четвертых, конъюнктура  увязывается с конкретно-историческими  условиями процесса воспроизводства, ибо для каждого нового этапа  развития процесса воспроизводства  характерно определенное сочетание  факторов и условий развития конъюнктуры.

В-пятых, указывается, что  основная форма проявления конъюнктуры  — соотношение спроса, предложения  и динамики цен. В конечном итоге  именно эти факторы, определяющие состояние  и динамику рынка, являются центральным звеном. Прочие факторы оказывают воздействие на развитие конъюнктуры лишь опосредованно, через спрос и предложение.

В соответствии с тем, что  в экономической науке принято  использовать два объекта конъюнктурных  исследований — хозяйство и товарный рынок, в понятии экономической  конъюнктуры выделяют две относительно самостоятельные составные части  — общехозяйственную конъюнктуру  и конъюнктуру товарных рынков.

Общехозяйственную конъюнктуру  можно рассматривать как систему, представляющую собой структурное  единство, т.е. некую совокупность конъюнктуры  товарных рынков с множеством отношений  между ними. Однако эти части существуют лишь в силу наличия целого, т.е. нетоварные конъюнктуры составляют общехозяйственную  конъюнктуру и, наоборот, общехозяйственная  конъюнктура порождает при своем  членении элементы — конъюнктуры  товарных рынков. Поэтому свойства общехозяйственной конъюнктуры  нельзя считать арифметической суммой свойств товарных конъюнктур ее составляющих. Объединение конъюнктур товарных рынков в качестве элементов в общехозяйственную  конъюнктуру как нечто целое  придает последней новые качества, которых нет у составляющих ее товарных конъюнктур.

Конъюнктура товарного рынка  как элемент общехозяйственной  конъюнктуры характеризуется как  специфическими, только ей присущими  особенностями, так и общими чертами, свойственными общехозяйственной  конъюнктуре. Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и частей определяют характер формирования и  развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

Конъюнктура общехозяйственная  и товарная имеет следующие характерные  черты: непостоянство, изменчивость и частые колебания, причем одни колебания отражают действие сил, кратковременно воздействующих на конъюнктуру, другие — результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры;

неравномерность, которую  хорошо видно, когда совпадает направление  динамики различных показателей, характеризующих  конъюнктуру, но не совпадают темпы; исключительную противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций подъема и падения;

единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства  общественного капитала, несмотря на исключительную противоречивость.

Исследование экономической  конъюнктуры не ограничивается изучением  лишь общих закономерностей развития сферы обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно направлено на проведение обоснованного  анализа и составление прогноза положения, складывающегося на том  или ином товарном рынке.

Товарный рынок представляет собой систему экономических  связей, во-первых, между производителями  и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей. Основной формой связей первого типа является купля-продажа, второго — конкуренция.

Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в  целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки  национальных границ, и формируются  международные товарные рынки. Функционируют  они в тесном взаимодействии с  соответствующими рынками отдельных  стран и регионов.

Существует огромное разнообразие национальных хозяйств и товарных рынков с присущими им условиями формирования и факторами развития экономической  конъюнктуры. Для каждого товарного  рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности  и параметры долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных  изменений, их относительную значимость, ранжирования их взаимодействия друг с другом.

 

 

1.3 Этапы исследования  конъюнктуры рынка

Изучение конъюнктуры  рынка является необходимым условием предпринимательства и всей хозяйственной  деятельности промышленного предприятия. Это объясняется тем, что в  современном, быстро меняющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, важнейшим  условием коммерческого успеха становится постоянное определение соотношения  спроса и предложения товара.

Осуществляя конъюнктурные  исследования, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной  информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить  ситуацию на рынке и спрогнозировать  ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен.

Конъюнктура товарного рынка - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или ограниченный период времени.

Данная экономическая  категория характеризуется рядом  качественных и количественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации.

Основными индикаторами конъюнктуры  товарного рынка являются следующие  показатели:

- масштаб рынка - его  емкость, объем операций по  купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных  типов, выступающих на рынке;

- степень сбалансированности  рынка - соотношение спроса и  предложения;

- тип рынка - (конкурентный, монополистический и т.д.);

- динамика рынка - (изменение  основных параметров рынка, их  вектора, скорость и интенсивность,  основные тенденции);

- степень деловой активности - (объем хозяйственного портфеля  фирмы, число и размер заказов,  объем и динамика сделок и  т.д.);

- уровень устойчивости  основных параметров рынка в  динамике и пространстве (экономическом  – показатели);

- уровень рыночного риска  (оценка вероятности потерпеть  на рынке);

- сила и размах конкурентной  борьбы (число конкурентов, их  активность);

- цикличность рынка (положение  рынка в определенной точке  экономического или сезонного  цикла);

- средняя норма прибыли  (сумма валовой и чистой прибыли  и показатели рентабельности).

Конъюнктурными исследованиями на предприятиях обычно занимаются конъюнктурные  службы, которые выделяют следующие  основные задачи конъюнктурных исследований товарного рынка:

- сбор и обработка конъюнктурной  информации;

- интегральные и дифференциальные  оценки состояния рынка, типология  рыночной ситуации;

- характеристика масштаба (объема) рынка;

- выявление, анализ и  прогнозирование тенденций развития  рынка и его динамической устойчивости;

- оценка и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;

 оценка и анализ  региональных различий рынка;

- оценка и анализ деловой  активности;

- оценка коммерческого  (рыночного) риска;

- характеристика степени  монополизации и интенсивности  конкуренции.

Эти задачи ориентированы  на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику состояния рынка в целом и  в разрезе отдельных его элементов  и составных частей.

 Можно выделить два  этапа или уровня реализации  этих задач. На первом, оценочном,  осуществляется анализ рыночной  конъюнктуры, который должен охарактеризовать  масштабы и типологию рынка,  его главные пропорции, вектор  и скорость изменения основных  параметров, уровень устойчивости  развития.

 Второй, более высокий  уровень анализа, имеет целью  выявление причинно-следственных  связей, условий, определяющих рыночную  ситуацию, и на этой основе  прогнозирование рыночной конъюнктуры,  выводов о перспективности развития  рынка, с позиций маркетинга  фирм.

Проведение конъюнктурных  исследований на предприятии может  включать следующие этапы:

Определение целей и направлений  конъюнктурных исследований.

Отбор источников получения  информации.

Сбор информации.

Анализ информации.

Составление обзора конъюнктуры.

Прогнозные оценки конъюнктуры.

Отчет о результатах.

Использование результатов.

Конечно же, каждое предприятие, осознав необходимость проведения конъюнктурных исследований, определяет для себя их цели и направления, те проблемы и решения, в которых  могут быть определены результаты исследований.

Перечень решаемых проблем  и задач  может быть самым разным:

- объективная оценка  деятельности предприятия на  данном товарном рынке;

- отслеживание изменений  во внешней среде и формирование  стратегии маркетинга;

- поддержка принятия  управленческих решений;

- получение конкурентных  преимуществ;

- снижение рисков и  неопределенности;

- выработка экспортной  стратегии;

- повышение эффективности  деятельности предприятия и т.д.

Необходимо отметить, что  на современном этапе развития экономики  объективно создалась потребность  в новых подходах к сбору, обработке, анализу экономической информации о быстро меняющихся во времени сложных  объектах исследования.

 В мировой практике  такие подходы реализуются посредством  мониторинга и конъюнктурные  исследования товарных рынков  на промышленных предприятиях  должны быть систематическими, регулярными,  функциональными и организационно  оформленными.

 

 

1.4 Анализ конъюнктуры  рынка

 

Анализ рыночной конъюнктуры  следует начинать с характеристики масштаба и типа рынка. Масштаб рынка  определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на нем в качестве продавцов. Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доли занимаемой ими  на рынке. Качественная характеристика доли (большая, средняя, малая и т.п.) выводится из сопоставления доли, принадлежащей фирме и доле наиболее крупных конкурентов.

Оценка масштаба и типа рынка дополняется характеристикой  потенциала рынка, определяющего возможности  товарного предложения и покупательского  спроса. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения. Соответственно потребительский потенциал определяется величиной спроса и динамикой его возможных изменений.

Второй важнейшей характеристикой  рынка является  его сбалансированность. Характеристика сбалансированности рынка  определяется соотношением спроса и  предложения. Баланс, или равенство  этих двух главных категорий, встречается не так уж часто, соотношение между ними постоянно изменяется. В этом, в частности, заключается одно из проявлений стихийности рынка. Баланс или дисбаланс спроса и предложения определяет тип рынка (рынок продавца или рынок покупателя). Для анализа сбалансированности рынка используются различные методы: балансовый, соотношения показателей динамики, косвенный – с помощью индикаторов, неформальных и экспертных оценок. Сложность анализа сбалансированности рынка заключается в том, что если товарное предложение – показатель документируемый, то спрос непосредственно оценить нельзя (спрос – категория потенциальная, существующая в представлении покупателя, и в его кошельке). Конечно, об основных закономерностях и тенденциях спроса можно судить по товарообороту (реализованному спросу) или покупательным фондам населения, но фактически спрос в силу ряда причин может существенно не совпадать с ним. И все же условные расчеты необходимо принимать во внимание.

Информация о работе Понятие, сущность и характеристика конъюнктуры рынка