Построение транспортных тарифов в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и тарифную политику. Введение свободных цен на грузовые перевозки, коренным образом изменили условия функционирования транспортных организаций. Грузовой транспорт является той отраслью, которая обеспечивает функционирование и взаимодействие производственных, торговых и других сфер деятельности. Это приводит к возрастанию роли транспорта (транспортных издержек) как одного из главных факторов стабильного развития всей экономики и социальной сферы, и требует выработки новых подходов к тарифообразованию, принципов и методов построения грузовых тарифов, адаптированных к рыночным условиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы и принципы формирования транспортных тарифов 6
1.1. Экономическая сущность транспортных тарифов 6
1.2. Методы формирования ТТ 9
1.3. Особенности формирования транспортных тарифов на различных видах транспорта 13
Глава 2. Анализ и оценка предоставляемых услуг по транспортировке грузов на ЧУТЭП «Чайковский А Б» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧУТЭП “Чайковский АБ” 20
2.2. Анализ деятельности по предоставлению транспортных услуг ЧУТЭП “Чайковский АБ” 27
2.3. Оценка действующих тарифов на транспортные услуги в ЧУТЭП “Чайковский АБ” 32
Глава 3. Совершенствование системы тарифов на транспортные услуги 34
3.1. Концептуальные подходы к формированию транспортных тарифов на автотранспортном предприятии 34
3.2. Расчет тарифов на транспортные услуги 41
Заключение 46
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 128.90 Кб (Скачать файл)

Тарифы воздушного транспорта построены достаточно просто — за 1 т/км независимо от типа самолета, скорости и рода груза.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные  работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка [4, c. 114].

В основу расчета размера  тарифа закладывается себестоимость  услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а  также предельный уровень рентабельности. Основными видами перевозок на речном транспорте являются перевозки сухогрузов и наливных грузов, а также буксировка леса в плотах.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.

Если груз следует по направлению  устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при  выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка  и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Как на воздушном, так и  на водном транспорте применяются сборы  за дополнительные операции (взвешивание, хранение, экспедиционные операции, перегрузка и др.).

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГРУЗОВ НА ЧУТЭП “Чайковский АБ”

          2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧУТЭП “Чайковский АБ”

      Частное унитарное транспортно-экспедиционное предприятие “Чайковский АБ” находится по адресу г. Минск, ул. Мележа, 1-407.

Предприятие является юридическим  лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный  баланс, вправе от своего имени совершать  сделки, приобретать имущественные  и неимущественные права и  нести по ним обязательства, быть истцом и ответчиком в судах. Предприятие  приобретает права юридического лица с момента его государственной  регистрации.

Предприятие имеет текущий (расчетный), валютный и иные счета  в учреждениях банка, печать со своим  наименованием и изображением знака, угловой штамп, иные печати и штампы, торговый знак и иные реквизиты.

Предприятие действует на основании законодательства Республики Беларусь, а так же Устава, регулирующего  основные  взаимоотношения между  Учредителем и Предприятием.

Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками Предприятия.

Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя, Учредитель не отвечает по обязательствам Предприятия, кроме случаев, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь. Предприятие не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Предприятия.

Учредитель не несет субсидиарной ответственности , в случае признания Предприятия экономически несостоятельным по независящим от него причинам.

Сферой деятельности Предприятия  является оказание транспортно-экспедиционных услуг.

Основной целью Предприятия  является осуществление хозяйственной  деятельности, направленной на извлечение прибыли в интересах Учредителя Предприятия.

В соответствии с учредительными документами, предприятие может  осуществлять следующие виды деятельности:

  1. деятельность в области бухгалтерского учета;
  2. транспортно-экспедиционная деятельность;
  3. деятельность автомобильного грузового транспорта;
  4. сдача внаем собственного недвижимого имущества.

Основная деятельность предприятия  – оказание услуг в области  международных автомобильных грузоперевозок.

На предприятии “Чайковский  АБ” существует иерархическая организационная  структура. Для нее характерно:

  1. каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  2. вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  3. принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  4. принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  5. принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура  предприятия представлена на рисунке (2)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.  Схема организационной структуры предприятия

Примечание –  Источник: собственная разработка

 

Для блага организации, руководство  должно постоянно работать над всемерным  повышением потенциала кадрового состава.

Несомненным является тот  факт, что эффективность работы всей организации напрямую зависит от имеющегося у предприятия трудового  потенциала, его состава и структуры.

Успешная программа по развитию кадрового состава способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и  сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести  к росту производительности, а  значит, и к увеличению ценности людских ресурсов предприятия.

Итак, для организации  важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификации таким персоналом, который необходим  для достижения целей предприятия.

Основные технико-экономические  показатели работы предприятия за 2008-2010 гг. отображены в приложении А.

Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Как видно из таблицы данный показатель в 2009 году был самым низким, что можно связать с мировым финансовым кризисом. Однако в 2010 году данный показатель превысил докризисный уровень практически на 20% и составил 360,36 млн. руб.

Чистая прибыль – часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет [5., с. 156].

 

Чистая прибыль = Прибыль  до налогообложения – Налоги  (5)

 

Данный показатель так  же, как и выручка от реализации уменьшился в 2009 году, однако к 2010 превысил докризисный уровень на 35%.

 

Валовая прибыль = Выручка  – Себестоимость  (6)

 

Валовая прибыль максимальной за рассмотренный период была в 2010 году и составила почти 103 млн. руб.

Численность персонала за анализируемый период значительно  изменялась. Наибольшее изменение наблюдается  в 2009 году, так как на предприятии  производилось сокращение штата  сотрудников в связи с кризисом, и уменьшалась заработная плата.

Рентабельность основной деятельности характеризует доходность, прибыльность предприятия и рассчитывается по формуле (7):

 

Рентабельность=Прибыль/Затраты (7)

 

Как видно из таблицы, самый  высокий уровень рентабельности достигнут в 2010 году и составил 30%, что на 5 процентных пункта выше, чем в 2008 году и на 16 по сравнению с 2009 годом.

Дебиторская задолженность — это задолженность каких-либо предприятий и лиц в пользу данного предприятия [5, с. 185]. Важным показателем является оборачиваемость дебиторской задолженности, определяемая по формуле (8):

 

Одз=Выручка от реализации/ДЗ, (8)

2

где    Одз -  оборачиваемость дебиторской задолженности;

          ДЗ – дебиторская задолженность.

 

По коэффициенту оборачиваемости  дебиторской задолженности судят, сколько раз в среднем в  течение отчетного периода дебиторская  задолженность превращается в денежные средства, т.е. погашается. Чем выше данный коэффициент, тем быстрее  компания рассчитывается со своими покупателями.

Следующим показателем является период ее погашения.

 

ППдз=Д/ Одз,                (9)

 

где    ППдз - период погашения дебиторской задолженности;

        Д  - число дней в периоде (в  году - 360).

Срок погашения дебиторской  задолженности - представляет собой  средний промежуток времени, в течении которого компания, продав свою продукцию, ожидает поступления денег.

По результатам анализа  определили: коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности незначительно  уменьшился в 2009 году по сравнению с 2008 годом (с 5,98 до 5,46 оборотов). Уменьшение этого коэффициента означает увеличение работы в кредит, т.е. относительное  увеличение коммерческого кредита, предоставляемого заказчикам в 2009 году.

За счет замедления оборачиваемости  дебиторской задолженности, увеличился срок расчета заказчиков с предприятием: так в 2009 году период погашения дебиторской  задолженности составил 66 дней, что  на 6 дней меньше, чем в 2008 году. Это  состояние можно оценить как  отрицательное. Однако в 2010 году оборачиваемость  дебиторской задолженности увеличилась  на 2,2 оборота, что привело к уменьшению срока расчета заказчиков с предприятием на 19 дней.

Показателями, характеризующими кредиторскую задолженность, являются

коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности, который  отражает количество оборотов этой задолженности  в течение определенного периода  и период погашения кредиторской задолженности, иначе — продолжительность  ее оборота в днях [5, с. 186]. Данные показатели рассчитываются по аналогии с коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности  и периодом погашения дебиторской задолженности.

Чем выше коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности, тем быстрее  компания рассчитывается со своими кредиторами.

На основании данных таблицы  определили: коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности повысился  в 2010 году по сравнению с 2009 г. на 1 оборот (с 3,5 до 4,5 в 2010 г.), что связано с  ростом выручки от реализации, и  означает относительно снижение коммерческого  кредита, предоставляемого предприятию  его кредиторами. В связи с  ускорением оборачиваемости кредиторской задолженности на 1 оборот, уменьшился средний срок в течении которого предприятие рассчитывается по своим долгам с кредиторами; так в 2010 году период погашения кредиторской задолженности составил 79 дней, что на 24 дня быстрее, чем в 2009 году. Снижение данного показателя можно оценить как положительное.

Проанализируем соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности. На основании данных, приведенных  в приложении А имеем: в 2008 году коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности составил 0,65, т.е. на 45% кредиторская задолженность превышает дебиторскую, а в 2010 году данный коэффициент немного снизился и составил 0,59, т.е. на 41% кредиторская задолженность превышает дебиторскую. Такое соотношение является нерациональным, так как кредиторская задолженность должная не более, чем на 10% превышать дебиторскую. Поэтому необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности и прилагать все усилия для снижения последней.

 

            2.2. Анализ  деятельности по предоставлению транспортных услуг ЧУТЭП “Чайковский АБ”

        Автопарк предприятия составляет 14 автопоездов: 5 тентованных, с объемом грузового отделения от 86 до 110 кубических метров и грузоподъемностью до 21 тонны, 5 – грузоподъемностью 4,5 тонны и объемом 42 кубических метра, 2 рефрижераторных автопоезда объемом 82 кубических метра и грузоподъемностью до 20 тонн. так же на предприятии имеется 2 тягача с тентовым полуприцепом: грузоподъемностью 3,4 тонны и объемом грузового отсека 42 кубических метра и грузоподъемностью 5,3 тонны и объемом  54 кубических метра.

Грузоперевозки на данных автомобилях осуществляются по следующим  направлениям: Литва, Латвия, Россия, Казахстан, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, страны Западной Европы.

Как   уже  было  изложено   ранее   основная   деятельность   предприятия - международные автомобильные перевозки.  Международной  перевозкой  считается такая   перевозка,   когда   перемещение   товара,   составляющего   предмет обязательства перевозчика,  производится  через  государственную  границу  и выполняется   на   условиях,   которые   установлены   заключенными    этими государствами международными соглашениями.

   При  международных   автомобильных  перевозках  используется  документ   товарно-транспортная  накладная  автомобильного  транспорта  -  CMR,  в ней указываются данные о грузе, месте и  дате  ее  составления,  наименовании  и адреса отправителя, перевозчика, получателя и др. В тоже время CMR  является страхованием груза. При международных автомобильных перевозках  используется документ  -  книжка  МДП  (корнет  TIR).  Этот  документ  предназначен   для упрощения  пересечения  таможенных  границ,  т. к.   в   соответствии   с международной  конвенцией  груз,  перевозимый  автомобильным транспортом с корнетом, обычно  освобождается от  таможенного  досмотра  в  промежуточных таможенных  постах  и  является  страхованием  перед  таможенными  органами[11, с. 57].

Информация о работе Построение транспортных тарифов в условиях рыночной экономики