Построение транспортных тарифов в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и тарифную политику. Введение свободных цен на грузовые перевозки, коренным образом изменили условия функционирования транспортных организаций. Грузовой транспорт является той отраслью, которая обеспечивает функционирование и взаимодействие производственных, торговых и других сфер деятельности. Это приводит к возрастанию роли транспорта (транспортных издержек) как одного из главных факторов стабильного развития всей экономики и социальной сферы, и требует выработки новых подходов к тарифообразованию, принципов и методов построения грузовых тарифов, адаптированных к рыночным условиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы и принципы формирования транспортных тарифов 6
1.1. Экономическая сущность транспортных тарифов 6
1.2. Методы формирования ТТ 9
1.3. Особенности формирования транспортных тарифов на различных видах транспорта 13
Глава 2. Анализ и оценка предоставляемых услуг по транспортировке грузов на ЧУТЭП «Чайковский А Б» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧУТЭП “Чайковский АБ” 20
2.2. Анализ деятельности по предоставлению транспортных услуг ЧУТЭП “Чайковский АБ” 27
2.3. Оценка действующих тарифов на транспортные услуги в ЧУТЭП “Чайковский АБ” 32
Глава 3. Совершенствование системы тарифов на транспортные услуги 34
3.1. Концептуальные подходы к формированию транспортных тарифов на автотранспортном предприятии 34
3.2. Расчет тарифов на транспортные услуги 41
Заключение 46
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 128.90 Кб (Скачать файл)

В практической деятельности по установлению цен на автотранспортные услуги должны учитываться, прежде всего, три основных ориентира - себестоимость предоставления услуги, средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя. Платежеспособность конкретного потребителя в сочетании с реальными характеристиками предоставляемых ему услуг во всех случаях определяет верхнюю границу цены.

 Тремя указанными характеристиками  определяется тот практический  диапазон, в котором устанавливается  конкретная цена услуги. Смысл  всех действий по ее определению  заключается, в конечном счете,  в том, чтобы максимально сузить этот диапазон для принятия окончательного решения, учитывая при этом общие задачи предприятия, факторы текущей конъюнктуры рынка, ограничения, налагаемые органами государственного управления и т.д.

В теории тарифные ставки принято  связывать с различными группами издержек предприятия (как отмечалось ранее). Разделяют, например, ставку за движенческую операцию (она соответствует издержкам, которые могут быть прямо отнесены на один километр пробега автомобиля), ставку за начально-конечную операцию (соответствует издержкам, условно относимым на один час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой) и т.д.

В практике тарифной ставкой  обычно называется установленная предприятием для удобства расчетов с потребителем стоимость условной "единичной  услуги".

Например, говорят о тарифной ставке за выполнение одного тонно-километра  перевозки груза (руб./ткм), за погрузку или выгрузку одной тонны груза (руб./т), за один автомобиле - час нахождения автомобиля у потребителя (руб./а-час) и т.д.

Важной составной частью тарифной системы АТП являются надбавки к тарифной плате. Надбавки и скидки устанавливаются обычно в процентах  к рассчитанной по установленной  схеме тарифной плате (или к отдельным  тарифным ставкам) и используются как  средство:

  1. учета в цене условий предоставления услуг, существенно отличающихся от средних расчетных, "заложенных" в применяемые тарифные ставки;
  2. поощрения (имеются в виду скидки) потребителей к приобретению определенных услуг предприятия, к постоянной совместной работе с данными АТП и т.д.

В практике работы АТП наиболее распространенными являются надбавки, учитывающие:

  1. особенности перевозимых грузов - за применение специализированного подвижного состава, за перевозку опасных грузов, за перевозку грузов, требующих специального оборудования и приспособлений для раскрепления при перевозке и т.д.;
  2. особые условия обслуживания - за срочность подачи автомобиля под погрузку, за срочность доставки, за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и т.д.

Во многих случаях согласованные  с потребителем надбавки являются "цивилизованной" формой компенсации АТП нарушения  потребителем требований транспортного  законодательства (сверхнормативные простои  и т.д.).

Наиболее распространенными  видами скидок являются:

  1. скидка потребителю, обеспечивающему обратную загрузку автомобиля;    
  2. скидка за заключение с предприятием долгосрочного контракта или за значительный объем заказа;    
  3. скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности автомобиля (при работе по сдельному тарифу);
  4. скидка за заказ "не в сезон" (т.е. в период общего спада на данном виде перевозок) и так далее. 

Тарифы предприятия должны "подаваться" потребителю с  учетом, так называемой, психологии ценового восприятия. Потребитель должен ощущать "справедливость" и "разумность" тарифной политики предприятия.

Основными элементами "хорошего тарифного стиля" АТП можно  считать следующие[10]:

  1. на предприятии должен иметься прейскурант и описание применяемых тарифных схем, доступных для любого потребителя. Тарифные ставки и схемы не должны утаиваться от потребителя или объявляться ему только после изучения его финансового состояния и заинтересованности в заключении сделки.    
  2. предприятие должно четко определять сроки действия объявленных тарифов. Пересмотр предприятием тарифов в сторону увеличения не должен быть неожиданностью для потребителей. Объявляя действующие тарифные ставки, целесообразно во всех случаях указывать срок их действия и следовать объявленным срокам. Такая практика создаст у клиентуры ощущение надежности предприятия.
  3. тарифная система предприятия должна содержать скидки. Нередко предприятие включает в прейскурант только базовые ставки и надбавки, создавая у потребителей ощущение неизбежности "завышения" стоимости обслуживания. Наличие скидок в прейскуранте улучшает общее ценовое восприятие даже в том случае, если конкретный потребитель этих скидок не получит. Кроме того, грамотно разработанная система скидок может стимулировать потребителей к долгосрочному сотрудничеству с предприятием.   
  4. Целесообразно привлечение потребителя к обсуждению вопросов выбора тарифной схемы, целесообразности использования тех или иных скидок или надбавок и т.д. Это создаст у заказчика ощущение справедливости установления цены и благоприятно настраивает его в отношении предприятия.    

Используемый предприятием ЧУТЭП «Чайковский А Б» подход на основе сложившегося уровня текущих цен является достаточно простым и надежным. Однако недостатком данного подхода является то, что он не учитывает перспективы развития. Поэтому, если предприятия желает развиваться и завоевать бََоَльшую долю рынка имеет смысл изменить используемые транспортные тарифы.

  Предлагается использовать подход на основе установления наценки к себестоимости (издержки плюс прибыль).

Как следует из названия, основным ориентиром при реализации этого подхода являются издержки предприятия (фактические или определенные расчетным путем), связанные с  предоставлением той или иной услуги. Данный подход достаточно прост. Оценка собственных издержек, как правило, оказывается проще изучения характеристик спроса, хотя расчет реальных затрат автотранспортного предприятия и отнесение их на конкретные предоставленные клиентам услуги требует достаточной информационной базы и квалификации работников коммерческой службы.

В качестве достоинства данного  подхода иногда указывают и его "справедливость" по отношению  к потребителю. Она заключается  в том, что перевозчик при определении  цены ориентируется на издержки и  на некоторый разумный процент прибыли.

 В практике работы  грузовых автотранспортных предприятий  использование подхода на основе  издержек целесообразно применять  в ситуации, когда предприятие ставит перед собой задачу увеличения доли рынка или завоевания ведущего положения на рынке. В условиях благоприятной конъюнктуры и стабильного финансового положения предприятие может ставить перед собой задачу более активного вытеснения конкурентов и увеличения своей рыночной доли в расчете на увеличение долговременной прибыли и последующую стабилизацию своего положения. В этом случае основной идеей ценовой политики является ощутимое для потребителей и максимально возможное для предприятия снижение цен (обычно кратковременное), которое привлекло бы достаточное количество потребителей. Дополнительной задачей коммерческой службы, помимо определения возможного экономически снижения цены, является в данном случае оценка предполагаемой реакции потребителей и конкурентов на инициативное снижение предприятием цен.

              3.2. Расчет тарифов на транспортные услуги

Исходя из вышеприведенных  рекомендаций, рассчитаем оптимальный тариф для перевозки груза в направлении Минск – Рига. Для этого введем ряд допущений:

  1. деятельность автотранспортного предприятия связана только с выполнением перевозки грузов;
  2. перевозимый груз - не сборный;
  3. для перевозки используется тентованный автопоезд, с объемом грузового отделения 86 кубических метров и грузоподъемностью 21 тонна. При чем объем и грузоподъемность использованы оптимально.
  4. усредненные расходы на эксплуатацию 20-ти тонной фуры и прочие расходы, связанные с деятельностью предприятия представлены в приложении Б;
  5. расстояние от Минска до Риги примерно 480 км.

Рассчитаем себестоимость 1км пробега.

1)Для начала рассчитаем расходы на содержание одного авто (условно на 1 км пробега):

 

ЗП водителю = зарплата ежемесячная/П (10)

где  ЗП – заработная плата 

        П – пробег 1 машины в месяц

ЗП водителю = 2800000/6000=467 (бел. руб.)

 

Командировочные расходы = командировочные расходы за сутки × количество рабочих суток в месяц/ П(11)

Командировочные расходы  = 385000 × 26/6000=1668 (бел. руб.)

ТО= ТО 1 машины за год/12 месяцев/П,                                                 (12)

где  ТО – техническое  обслуживание

ТО =160000/12/6000 =2 (бел. руб.)

 

Лицензия = Лицензия за 5 лет/60 месяцев/П (13)

Лицензия = 3000000/60/6000=8 (бел. руб.)

 

Мойка машины = мойка машины за мес./П (14)

Мойка машины =315000/6000=53 (бел. руб.)

 

Стоянки = стоянка за месяц/ П  (15)

Стоянки =315000/6000=53 (бел. руб.)

 

Ремонты внеплановые = ремонты внеплановые за год/12 мес./П (16)

Ремонты внеплановые = 3500000/12/6000=49 (бел. руб.)

 

Непредвиденные расходы = непредвиденные расходы за месяц/П (17)

Непредвиденные расходы  = 1000000/6000=167 (бел. руб.)

 

Топливо = Топливо на 100 км/100 км/П (18)

Топливо = 38/100 × 5700=2166 (бел. руб.)

 

Общий расход на содержание одного авто (условно на 1 км) составляет сумму вышеперечисленных величин и равен:

Расход = 467+1668+2+8+53+53+49+167+2166=4633 (бел. руб.)

 

2) Теперь рассчитаем общие  расходы на весь автопарк (условно  на 1 км).

 

ЗП бухгалтеру = ЗП бухгалтеру за мес./ П (19)

ЗП бухгалтеру =1500000/6000=250 (бел. руб.) 

ЗП менеджеру = ЗП менеджеру за мес./П (20)

ЗП менеджеру =1800000/6000 = 300 (бел. руб.)

 
Оплата телефонной связи = Оплата телефонной связи за мес./ П                     (21)

Оплата телефонной связи =380000/6000 = 63 (бел. руб.) 

Интернет = Интернет за мес. / П  (22)

Интернет =100000/6000 = 17 (бел. руб.)

 
Канцтовары, почта и пр. расходы = Расходы/П                                                (23)

Канцтовары, почта и пр. расходы =540000/6000 = 90 (бел. руб.)

 

Аренда офиса = Аренда офиса  за месяц / П                                                         (24) 
Аренда офиса =11400000/6000=1900 (бел. руб.)

Общий расход  на весь автопарк (условно на 1 км) равен сумме вышеперечисленных  величин и равен:

Расход = 250+300+63+17+90+1900=2620 (бел. руб.)

 

3) Рассчитаем затраты  на техобслуживание (условно на 1 км).

Затраты по каждой статье будут  рассчитываться по следующей формуле:

 

З = стоимость ед. × количество/периодичность (25)

 

Масло (двигатель) =30000 × 40/40000=30 (бел. руб.)

Масло (коробка) =13 × 30000/80000=5 (бел. руб.)

Масло (задний мост=30000 × 8/80000)=3 (бел. руб.)

Антифриз концентрат=35000 × 15/100000=5 (бел. руб.)

Колодки тормозные(тягач передняя ось) =100000/60000=2 (бел. руб.)

Колодки тормозные(тягач задняя ось) =120000/60000=2 (бел. руб.)

Колодки тормозные прицеп=220000/80000=3 (бел. руб.)

Резина тягач + прицеп=300000 ×12/120000=30 (бел. руб.)

Общие затраты на техобслуживание (условно на 1 км) равны сумме вышеперечисленных  затрат и равны:

З=30+5+3+5+2+2+3+30=80 (бел. руб.)

 

Сумма всех расходов на 1 км пробега равна:

 

Робщ = расход на содержание 1 авто (условно на 1 км)+ расход  на весь автопарк (условно на 1 км)+затраты на техобслуживание (условно на 1 км), (26)

 

где   Робщ- Сумма всех расходов на 1 км

 

Робщ=4633+2620+80=7333 (бел. руб.)

 

Для вычисления итоговой себестоимости  необходимо также учесть холостой пробег, который в нашем случае равен 7%.

 

С= Робщ × (100%+Холостой пробег)/100%, (27)

где  С – себестоимость

 

С=7333*(100%+7%)/100%=12466 (бел. руб.)

 

Себестоимость перевозки  Минск-Рига будет равна:

 

Сп = C*S,  (28)

где S – расстояние от Минска до Риги

 

Сп = 12466*480=5983680 (бел. руб.)

 

Таким образом, полученный нами тариф (почти 6 млн бел. руб.) – тариф, при котором предприятие будет только окупать затраты на осуществление своей деятельности. Данный минимальный тариф будет полезен при расчете, например, скидки на предоставляемую услугу. Ниже рассчитанного значения не должен получиться тариф, рассчитанный с учетом каких-либо скидок.

Но предприятию в тариф  необходимо заложить и определенную величину прибыли. Размер прибыли предприятие  выбирает исходя из своих целей. Для  примера рассчитаем тариф с заложенной в него прибылью в 15%.

 

Т*=Т*×(100%+П)/100%, (29)

где Т*- тариф, рассчитанный с учетом прибыли,

       П – желаемая прибыль, %

 

Т*=5983680×(100%+15%)/100%=6881230 (бел. руб.)

 

Если же руководством будет  установлена скидка, например, 5% за заключение с предприятием долгосрочного контракта, то тариф будет рассчитываться по следующей формуле:

Информация о работе Построение транспортных тарифов в условиях рыночной экономики