Повышение доходности работы предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения, которая играет огромное значение в нашей повседневной жизни. Ведь мы ежедневно ходим в магазины, покупаем необходимые для нашего существования продукты и различные товары бытового обслуживания, и от того, как развивается эта сфера, будет ли она работать эффективно и доходно для продолжения дальнейшей своей деятельности, будет зависеть и наше обеспеченность в данных товарах.
Целью моей работы является определение направлений по повышению доходности работы торгового предприятия на примере магазина «Берёзка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
охарактеризовать основные показатели деятельности торгового предприятия (валовой доход, товарооборот, издержки обращения, прибыль);
разработать ряд мероприятий, направленных на повышение доходности торгового предприятия.

Содержание работы

Введение
Теоретическое обоснование основных направлений повышения доходности торговых предприятий:
Значение розничной торговли в экономическом развитии страны
Особенности функционирования розничной торговли
Основные показатели деятельности торгового предприятия ороол (валовой доход, товарооборот, издержки, прибыль)
Основные пути повышения доходности торговых предприятий
Анализ хозяйственно-торговой деятельности магазина «Берёзка»:
Характеристика магазина “Берёзка” ООО “Альфа-фрукт”
Анализ товарооборота
Анализ издержек обращения
Анализ прибыли
Анализ прибыльности продаж
Меры по повышению доходности предприятия
Мероприятия по повышению прибыльности работы торговой организации
Экономическое обоснование проектных мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Разнообразие видов предприятий  розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с использованием электронных технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения.

Многообразие типов розничных  торговых предприятий обусловлено  масштабами деятельности, размерами  торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым  сегментом рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения). Последний фактор стал учитываться при типизации торговых предприятий недавно. В настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов.

Следует отметить, что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному управлению торговыми  предприятиями. Т.е. такая модель ведения  хозяйственной деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов собственников, руководителей и наемного персонала.

1.3. Основные показатели деятельности торгового предприятия

К основным показателям деятельности торгового предприятия можно отнести валовой доход, товарооборот, издержки обращения и прибыль.

Прибыль как главный результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием, как тех, так и других факторов складывается валовой доход предприятий.

В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности, прежде всего, это валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.

В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (95 - 97 %) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание.

В состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.2

В состав валового дохода входит также  прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается  своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

Внереализационные доходы и расходы - это денежные средства, которые  получены либо истрачены предприятиям не при осуществлении основной деятельности (отсюда и их название), которые могут  быть представлены следующим образом:

В состав доходов (расходов) от внереализационных  операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества  в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

В состав доходов от внереализационных  операций включаются также суммы  средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица).

Ещё один показатель деятельности торгового  предприятия – это товарооборот. Он относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние,  как на  производство, так и на  потребление.

Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.

В общем под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления  и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

Товарооборот торгового предприятия  осуществляется в различных видах  и формах.

В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в  составе товарооборота торгового  предприятия выделяют его следующие  виды:

                1. Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи   непосредственно населению потребительских  товаров для собственного использования.

                2. Оптовый товарооборот, который  характеризует выручку от продажи  потребительских товаров, которые  прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:

    • Оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.
    • Межрегиональный товарооборот -  реализация товара оптовым покупателям других регионов.

          - Внешнеторговый  товарооборот – продажа товаров оптовым   покупателям других стран.

               3. Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется объемом  посреднических операций купли  – продажи потребительских товаров  без каких-либо технических обработок  на данном торговом предприятие розничными или оптовыми покупателями.

В составе торгово-посреднеческого  оборота выделяют:

      • Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли – продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места.
      • Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.3

Изучение издержек в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат.

В процессе доведения продукции  от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые  трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме  издержек обращения.

  Издержки обращения имеют  место везде, где происходит процесс товарного обращения в промышленности при затратах по сбыту и снабжению, в заготовительных организациях при затратах по заготовке и сбыту продукции сельского хозяйства, в организациях снабженческих при затратах по доведению средств и предметов труда от производителей до потребителей.

          Расходы  по оплате транспортирования  грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда работников торговых предприятий составляют издержки обращения торговых организаций по доведению материальных ценностей от изготовителей до потребителей. Издержки обращения торговли составляют часть общехозяйственных издержек обращения.

         Издержки  обращения торговых предприятий  классифицируются по экономическому содержанию: по отношению к объему реализации товаров и по группам и статьям установленной номенклатуры. По экономическому содержанию издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

           Чистые  издержки  обращения  -  затраты, связанные с товарной формой продукта и функций материального обеспечения по осуществлению смены форм стоимости. К ним относятся затраты, связанные с временем реализации товаров, ведением учета, денежным обращением. Эти издержки в отличии от дополнительных не увеличивают стоимости материальных ценностей и возмещающихся за счет чистого дохода, который создается трудом в отраслях материального производства. Эти издержки составляют незначительную величину.

          Дополнительные  издержки обращения - затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения. Это расходы по транспортировке продукции, хранению ее на складах, подготовке к потреблению, придание товарного вида: доработка, сортировка, фасовка, упаковка. Транспортировка товаров, доставка их из пунктов производства в районы потребления являются завершением производственного процесса, так как только в результате осуществления этих операций товар приобретает реальную потребительную стоимость и становится готовым к потреблению.

       Подготовка товаров к потреблению доработка, сортировка, упаковка, хранение способствуют удовлетворению определенных потребностей. Эти операции не увеличивают стоимости товаров, но предохраняют их от порчи, от потерь, сохраняют созданную стоимость, что равносильно ее увеличению. Труд работников, выполняющих эти операции участвует в создании стоимости товара, переносит на товар стоимость потребленных материалов и средств труда и создает новую стоимость, в том числе и чистый доход общества.

Информация о работе Повышение доходности работы предприятия розничной торговли