Повышение доходности работы предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения, которая играет огромное значение в нашей повседневной жизни. Ведь мы ежедневно ходим в магазины, покупаем необходимые для нашего существования продукты и различные товары бытового обслуживания, и от того, как развивается эта сфера, будет ли она работать эффективно и доходно для продолжения дальнейшей своей деятельности, будет зависеть и наше обеспеченность в данных товарах.
Целью моей работы является определение направлений по повышению доходности работы торгового предприятия на примере магазина «Берёзка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
охарактеризовать основные показатели деятельности торгового предприятия (валовой доход, товарооборот, издержки обращения, прибыль);
разработать ряд мероприятий, направленных на повышение доходности торгового предприятия.

Содержание работы

Введение
Теоретическое обоснование основных направлений повышения доходности торговых предприятий:
Значение розничной торговли в экономическом развитии страны
Особенности функционирования розничной торговли
Основные показатели деятельности торгового предприятия ороол (валовой доход, товарооборот, издержки, прибыль)
Основные пути повышения доходности торговых предприятий
Анализ хозяйственно-торговой деятельности магазина «Берёзка»:
Характеристика магазина “Берёзка” ООО “Альфа-фрукт”
Анализ товарооборота
Анализ издержек обращения
Анализ прибыли
Анализ прибыльности продаж
Меры по повышению доходности предприятия
Мероприятия по повышению прибыльности работы торговой организации
Экономическое обоснование проектных мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы, что в 2002г., что 2003г., уровень показателей рентабельности продаж, исчисляемый по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисляемый по прибыли от реализации товаров (на 12,51% и 6,25% соответственно). Однако, с ростом прибыли от реализации в 2003г. на 484,5 тыс.руб. понизился показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров на 0,46%, а по балансовой прибыли – возрос на 5,8% .

Если отталкиваться от мнения, что  минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия  желательно, чтобы составлял 3 – 5% к  обороту, то рентабельность продаж магазина «Берёзка», можно назвать довольно таки высоким.

 

 

3. Меры по  повышению доходности магазина  «Берёзка».

3.1. Мероприятия  по повышению прибыльности работы  магазина «Берёзка».

Для дальнейшего развития розничного товарооборота магазина с целью повышения прибыльности его деятельности можно предпринять следующие меры:

  • Совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов. С этой целью предприятие производить закупки товаров непосредственно у производителей (предприятий общественного питания), больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.
  • Добиться роста эффективности труда торговых работников. С этой целью привлекать на работу лиц на неполный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам.
  • Улучшить пользование материально-технической базы предприятия. С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.
  • Разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов. Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.
  • Совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от рёализации товаров и др.).
  • Внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;
  • Осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.
  • Эффективнее использования материально-техническую базу предприятия (торговая площадь, количество рабочих дней за год, средняя продолжительность рабочего дня, выработка на 1 м торговой площади за час работы, розничный товарооборот в действующих ценах). Возрастание торговой площади магазина производить за счет проведения реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Не допускать сокращения количества рабочих дней в году, возникающее в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая может затянуться из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Не допускать сокращения средней продолжительности рабочего дня. Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы может увеличиваться за счёт повышением эффективности использования торговой площади.

Все эти факторы оказали влияние  на динамику развития розничного товарооборота.

Реализация предложений по совершенствованию  учёта и по мобилизации резервов снижения  издержек  обращения, выявленных в ходе анализа позволит усилить контроль за издержками  обращения   и  привести их к оптимальному уровню.

 

3.2. Экономическое  обоснование основных показателей  проектных мероприятий.

Для мобилизации выявленных в ходе анализа резервов в целях сокращения затрат предлагаются следующие меры :

1. Не допускать образования излишних и ненужных товарных запасов, с этой целью необходимо вести оперативный контроль за состоянием товарных запасов, результатами которого следует строго руководствоваться при визировании документов на закупку материальных ценностей. Также сюда можно отнести совершенствование товароснабжение магазина и организация необходимой материально-технической базы для лучшего хранения товаров. Это позволит сократить издержки обращения на 4,5%.

В данном случае снижения издержек обращения  планируется получить за счет:

    • снижения расходов на транспортировку путем организации централизованного завоза в магазин;
    • снижение расходов на хранение за счет ускорения оборачиваемости и в результате сокращения потерь при хранении и высвобождении складских помещений, которые можно сдавать в аренду;
    • сокращения расходов на тару путем замены стеклотары пластиковыми бутылками и за счет улучшения хранения и ремонта тары.

Планирование издержек обращения  направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями. Поэтому в фирме важным этапом планирования затрат является их анализ. Анализ издержек обращения необходимо проводить потому, что издержки обращения при неизменных торговых надбавках – основной фактор обеспечения рентабельности работы фирмы.

На размер транспортных расходов влияют многие факторы, основными из них являются:

    • размер товарооборота;
    • объем грузооборота;
    • среднее расстояние транспортирования грузов;
    • средняя стоимость провозной платы.

Влияние различных факторов на размер транспортных расходов измеряют с помощью метода цепных подстановок.

Планирование транспортных расходов производится магазином «Берёзка»  по составным элементам, видам транспорта. В фирме преобладают расходы по автоперевозкам. Для прогнозирования этих расходов используется расчет транспортного грузооборота. Транспортный грузооборот запланирован в размере 1,1 тыс.тонн. при тарифе за перевозку 1 тонны груза 350 рублей. Таким образом, расходы за перевозку в 2004г. определяются путем умножения тарифа за перевозку 1 тонны на транспортный грузооборот. Он составляет 385 тыс.руб. (350 х 1100).

В целом же предприятие планирует  израсходовать на свои нужды около 1750 тыс.руб., что составляет 115% по сравнению с 2003г., а в 2003г. издержки предприятия составляли 119,6% от издержек 2002г. А сравнив соотношение издержек обращения к товарообороту, можно сделать вывод, что в будущем году этот показатель сократится на 4,5% (см. приложение 2, таблица 6).

2. Ещё одним мероприятием, целью  которого может служить сокращение  затрат, является повышение производительности труда, при большем среднем заработке, добиться роста эффективности труда торговых работников, Совершенствовать систему материального стимулирования труда. Это позволит повысить товарооборот на 26,64%, а прибыль на 27,42%.

Рост  производительности труда  на предприятиях проявляется в виде:

  • увеличения массы продукции, создаваемой в единицу времени при неизменном её качестве;
  • повышения качества продукции при неизменной её массе, создаваемой в единицу времени;
  • сокращения затрат труда на единицу производимой продукции;
  • изменения соотношения затрат живого и прошлого труда в сторону роста доли затрат прошлого труда при общем сокращении затрат труда;
  • сокращения времени производства и обращения товаров;
  • увеличения массы и нормы прибыли.

Снижение темпов роста производительности труда отрицательно сказывается  практически на всех сторонах производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Добиться роста эффективности труда торговых работников можно с помощью:

    • привлечения на работу лиц на неполный рабочий день;
    • производить установку современных кассовых аппаратов, электронных весов;
    • добиваться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок;
    • осуществлять совмещение профессий, должностей;
    • вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам.

Совершенствовать систему материального  стимулирования труда работников предприятия можно за счёт:

    • увеличение количества реализованных товаров;
    • обслуживание наибольшего количества покупателей;
    • получение доходов от рёализации товаров и др.

Магазин работает круглосуточно, в связи с этим необходимо способствовать рациональному распределению графика работы персонала, т.е. в две смены: с 9.00 до 21.00 и с 21.00 до 9.00. Рациональное разделение труда даст значительный эффект, при котором будет обеспечиваться наиболее целесообразное использование работников и повышение эффективности их труда.

В основу планирования фонда оплаты труда берется штатное расписание, в котором прогнозируется численность  работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы на месяц, квартал, год. На 2004 г. изменений в  штатном расписании не планируется. Руководство магазина планирует повысить среднюю заработную плату работников на 1630 руб. Это приведет к увеличению расходов на оплату труда работников на 19,56 тыс.руб. (1630*12чел.).

В связи с проведением вышеописанных  мероприятий можно будет наблюдать увеличение товарооборота и прибыли предприятия (см. приложение, таблица 6).

Прогнозирование товарооборота является главным  показателем плана экономического и социального развития магазина «Берёзка». В 2003 г. товарооборот в фирме составил 3105,2 тыс.руб. Он превысил товарооборот 2002 г. на 484,5 тыс.руб., что составило 18,5% перевыполнения плана.

При планировании товарооборота в данном торговом предприятии используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана товарооборота за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде.

В 2004г. по товарам фирмы ожидается повышение цен в среднем на 28%. Так, темп прироста на 2004г. прогнозируется 26,64%. Таким образом, проектируемый товарооборот составляет:

(3105,2*126,64%) : 100% = 3932,4 тыс.руб.

Сумма планируемого прироста:

(3105,2* 26,64%) : 100% = 827,2 тыс.руб.

В 2004 г. ожидается увеличение прибыли  от реализации до 15852 т. р. за счет увеличения объемов продаж на 48709 т.р., снижения издержек обращения на 2268 т.р., эффективной работы высоко квалифицированных специалистов и работников фирмы

Ожидается увеличение балансовой прибыли  в 2004 г. до 1724,8 тыс.руб. Это на 334,8 тыс.руб. больше чем в 2003 г.

Расчеты плана прогноза на 2004 г. позволяют определить резервы увеличения прибыли:

    • получить дополнительную прибыль в сумме 434,4 тыс.руб. за счет прироста товарооборота на сумму 827,2 тыс.руб. Прирост товарооборота в магазине «Берёзка» прогнозируется за счет повышения объемов продаж. Для этого фирма ищет новые пути сбыта товаров, привлекает частных предпринимателей, другие торговые фирмы, организации общественного питания (столовые, рестораны, кафе, буфеты);
    • данное торговое предприятие в 2004 г. планирует организовать торговлю продуктами питания в торговых палатках и павильонах на рынках города;
    • кроме того, ожидается повышение цен на товары, особенно на товары, пользующиеся большим спросом у населения. К таким товарам можно отнести макаронные, кондитерские, табачные изделия, мясопродукты, рыбные консервы, рис.

В своей работе я также рассчитала срок окупаемости капитальных вложений, необходимых для создания и воспроизводства основных средств магазина «Берёзка».

В 2004 году планируется вложить 45 тыс.руб., которые пойдут на покупку нового торгового оборудования и на строительно-монтажные работы. Срок окупаемости рассчитывается по формуле:

Т=К/ Пчистн, где

К – объём капитальных вложений;

 Пчист – прирост чистой прибыли;

Тн – нормативный срок окупаемости, рассчитываемый по формуле:

       Тн=1/Ен, где Ен=0,2, тогда Тн =1/0,2=5(лет);

Пчистбалприбимущ, где

Пбал – балансовая прибыль;

Нприб – налог на прибыль, равный 24%;

Нимущ – налог на имущество, равный 2% от стоимости основных фондов, которые составляют 1847 тыс.руб.

 Пчист = (1724,8-1724,8*0,24-0,02*1847) - (1390-1309*0,24-0,02*1847) = 369,51 (тыс.руб)

Т=45000/369510=5;

Т =0,122=5.

Следовательно можно сделать вывод, что данные капитальные вложения, направленные на покупку нового оборудования, окупятся ранее нормативного срока окупаемости, а это означает, что средства будут потрачены целесообразно и эффективно.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

С моей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Информация о работе Повышение доходности работы предприятия розничной торговли