Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения, которая играет огромное значение в нашей повседневной жизни. Ведь мы ежедневно ходим в магазины, покупаем необходимые для нашего существования продукты и различные товары бытового обслуживания, и от того, как развивается эта сфера, будет ли она работать эффективно и доходно для продолжения дальнейшей своей деятельности, будет зависеть и наше обеспеченность в данных товарах.
Целью моей работы является определение направлений по повышению доходности работы торгового предприятия на примере магазина «Берёзка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
охарактеризовать основные показатели деятельности торгового предприятия (валовой доход, товарооборот, издержки обращения, прибыль);
разработать ряд мероприятий, направленных на повышение доходности торгового предприятия.
Введение
Теоретическое обоснование основных направлений повышения доходности торговых предприятий:
Значение розничной торговли в экономическом развитии страны
Особенности функционирования розничной торговли
Основные показатели деятельности торгового предприятия ороол (валовой доход, товарооборот, издержки, прибыль)
Основные пути повышения доходности торговых предприятий
Анализ хозяйственно-торговой деятельности магазина «Берёзка»:
Характеристика магазина “Берёзка” ООО “Альфа-фрукт”
Анализ товарооборота
Анализ издержек обращения
Анализ прибыли
Анализ прибыльности продаж
Меры по повышению доходности предприятия
Мероприятия по повышению прибыльности работы торговой организации
Экономическое обоснование проектных мероприятий
Заключение
Список литературы
Магазин «Берёзка» был создан в 1997 году. Целью деятельности данного предприятия является осуществления коммерческой деятельности в целях удовлетворения потребительского спроса населения в продуктах питания. Это предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Основными задачами этого предприятия являются:
Цель коммерческой деятельности торгового
предприятия – получение
По масштабу деятельности магазин «Берёзка» можно отнести к мелким розничным торговым предприятиям. По товарной специализации – это универсальное торговое предприятие, располагающее универсальным ассортиментом товаров. По методу обслуживания покупателей предприятие применяет торговлю через прилавок.
Так как магазин занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все группы (слои) населения.
В магазине имеются три отдела: отделы колбасных и хлебобулочных изделий, а также отдел вино-водочной продукции.
Численность работников магазина составляет 12 человек. По функциональному признаку весь персонал подразделяется на следующие группы работников:
Также существует и квалификационное разделение труда, которое распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. Данное разделение труда способствует рациональному использованию квалифицированных кадров и улучшению обслуживания покупателей.
2.2. Анализ товарооборота
Кварталы
|
2002 год |
2003 год |
Отклонение в сумме (+,-) |
2003 год в % к 2002 году | ||
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % | |||
1 |
610,8 |
23,3 |
714,0 |
23,0 |
+103,2 |
116,9 |
2 |
655.2 |
25,0 |
770,5 |
24,8 |
+115,3 |
117,6 |
3 |
647,3 |
24,7 |
770.1 |
24,8 |
+122,8 |
119,0 |
4 |
707,4 |
27,0 |
850,6 |
27,4 |
+143,2 |
120,2 |
Всего за год |
2620,7 |
100,0 |
3105,2 |
100,0 |
+484,5 |
118,5 |
Данные таблицы
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2002 году до 24,8% в 2003 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2003 году 27,4% и возросла по сравнению с 2002 годом на 0,4%. Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года:
Таблица 2 - Розничный товарооборота магазина «Берёзка» по месяцам года
Кварталы |
2002 год |
2003 год |
Отклонение в сумме (+, - ) |
2003 г. в % к 2002г. | ||
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % | |||
Январь |
202,1 |
33,1 |
228.2 |
32.0 |
+26,1 |
112,9 |
Февраль |
198,3 |
32,5 |
225,0 |
31,5 |
+26,7 |
113,5 |
Март |
210,4 |
34,4 |
260,8 |
36,5 |
+50,4 |
124,0 |
Итого за 1 кв, |
610,8 |
100,0 |
714,0 |
100,0 |
+103,2 |
116,9 |
Апрель |
220,9 |
33,7 |
243,3 |
31,5 |
+22,4 |
110,1 |
Май |
215,4 |
32,9 |
256,4 |
33,3 |
+41,0 |
119,0 1 |
Июнь |
218,9 |
33,4 |
270,8 |
35,2 |
+51,9 |
123,7 |
Итого за 2 кв. |
655,2 |
100,0 |
770,5 |
100,0 |
+115.3 |
117,6 |
Июль |
216,0 |
33,4 |
256,2 | |
33,3 |
+40,2 |
118.6 |
Август |
214,8 |
33,2 |
255,2 |
33,1 |
+40,4 |
118,8 |
Сентябрь |
216,5 |
33,4 |
258,7 |
33,6 |
+42,2 |
119.5 |
Итого за 3 кв. |
647.3 |
100,0 |
770,1 |
100,0 |
+122,8 |
119,0 |
Октябрь |
232,5 |
32,9 |
279,7 |
32,9 |
+47,2 |
120,3 |
Ноябрь |
229,0 |
32,4 |
270,8 |
31.8 |
+41,8 |
118,3 |
Декабрь |
229,0 |
32,4 |
270,8 |
31,8 |
+41,8 |
118,3 |
Итого за 4 кв. |
707,4 |
100,0 |
850,6 |
100,0 |
+143,2 |
120,2 |
Всего за год |
2620,7 |
- |
3105,2 |
- |
+484,5 |
118,5 1 |
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого могли послужить недостатки в снабжении товарами, в организации торговли.
Таким образом, на развитие розничного
товарооборота предприятия
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
2.3. Анализ издержек обращения
В состав издержек обращения включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров на предприятиях общественного питания.
Основные расходы магазина «Берёзка» представлены в следующей таблице (см. на следующей странице):
Таблица 3 - Перечень расходов, которые включаются в себестоимость у торгового предприятия «Берёзка»
Перечень расходов |
2002 год |
2003 год |
Отклонение в сумме (+,-) |
2003 год в % к 2002 году | ||
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % |
суммав тыс.руб. |
удельный вес, % | |||
|
271,4 6,4 25,4 5,1
6,4
8,3
0,7 1,3
217,5
0,3
|
21,34 0,5 2,0 0,4
0,5
0,65
0,06 0,1
17,1
0,03
|
356,1 9,1 36,5 6,1
9,1
12,2
1,1 1,5
279,9
0,6
|
23,41 0,6 2,4 0,4
0,6
0,8
0,07 0,1
18,4
0,04
|
+84,7 +2,7 +11,1 +1
+2,7
+3,9
+0,4 +0,2
+62,4
+0,3
|
131,2 142,2 143,7 119,6
142,2
147
157,1 115,4
128,7
200
|
II. Затраты на оплату труда |
638,4 |
50,2 |
729 |
47,92 |
+90,6 |
114,2 |
III. Отчисления на социальные нужды |
220 |
17,3 |
257,1 |
16,9 |
+37,1 |
116,7 |
IV. Амортизация основных фондов |
48,3 |
3,8 |
59,3 |
3,9 |
+11 |
122,8 |
|
93,6 21,7
0,8 26,7 29,2
5,1 20,3 3,8 7,6 7,6 |
7,36 1,7
0,06 2,1 2,3
0,4 1,6 0,3 0,6 0,6 |
119,7 25,9
1,1 35 36,5
6 25,9 4,6 10,6 10,6 |
7,87 1,7
0,07 2,3 2,4
0,4 1,7 0,3 0,7 0,7 |
+26,1 +4,2
+0,3 +8,3 +7,3
+0,9 +5,6 +0,8 +3 +3 |
127,9 119,4
137,5 131,1 125
117,6 127,6 121,1 139,5 139,5 |
Итого |
1271,7 |
100 |
1521,2 |
100 |
+249,5 |
119,6 |
Проанализировав данные таблицы можно прийти к выводу, что в целом издержки обращения магазина «Берёзка» увеличились по всем статьям затрат. Материальные затраты увеличились на 31,2%, затраты на оплату труда – на 14,2%, отчисления на социальные нужды – на 16,7%, амортизация основных фондов – на 22,8% и прочие затраты – на 27,9% по сравнению с 2002 годом.
Несмотря на то, что удельный вес затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды сократился, в целом же по фактическим показателям данные расходы увеличились, соответственно на 90,6 и 37,1 тыс.руб.
В наименьшей степени увеличились затраты на оплату труда (14,2%). Наибольшего же прироста достигли материальные затраты (31,2%), а в частности, работы и услуги производственного характера (100%).
В целом же издержки предприятия увеличились на 19,6%, что составляет 249,5 тыс.руб.
2.4. Анализ прибыли
В магазине «Берёзка» основным источником прибыли является прибыль от реализации.
Таблица 4 - Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли магазина «Берёзка» за 2002-2003г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
Изменения в сумме по сравнению | |||||
Сумма |
Уд.вес в бал. прибыли, % |
План |
Факт. | |||||
сумма |
структура, % |
сумма |
структура, % |
С планом |
С 2002 г. | |||
Балансовая прибыль |
1021 |
100 |
1284 |
100 |
1390 |
100 |
106 |
369 |
Прибыль от реализации |
1349 |
132,1 |
1498 |
116,7 |
1584 |
114 |
86 |
235 |
Прибыль от внереализационных операций |
-328 |
-32,1 |
-214 |
-16,7 |
-194 |
-14 |
20 |
134 |
Как показывают данные таблицы, план по балансовой прибыли перевыполнен на 106 тыс.руб. Темп ее прироста к прошлому году составил 369 тыс.руб. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (114%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-14%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.
Из таблицы видно, что фактическая прибыль от реализации в 2003г. превышает плановые показатели на 86 тыс.руб., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 106 тыс.руб.
Если сравнивать 2003г. с 2002г., то можно также выделить, что прибыль от реализации выросла на 235тыс.руб.
2.5. Анализ прибыльности продаж
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности данного показателя.
Самый распространенный показатель деятельности торгового предприятия – рентабельность продаж, выражает зависимость прибыли и товарооборота. Он рассчитывается, как отношение прибыли к товарообороту. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 5:
Таблица 5 - Рентабельности продаж магазина «Берёзка» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
Отклонение |
Товарооборот |
2620,7 |
3105,2 |
484,5 |
Прибыль от реализации |
1349 |
1584 |
235 |
Рентабельность, % (по приб. от реал.) |
51,47 |
51,01 |
-0,46 |
Балансовая прибыль |
1021 |
1390 |
369 |
Рентабельность, % (по бал. приб.) |
38,96 |
44,76 |
5,8 |
Информация о работе Повышение доходности работы предприятия розничной торговли