Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:18, дипломная работа
Для изучения стратегии конкурентоспособности предприятия нужно выявить сильные и слабые стороны компании. Это необходимо для выработки стратегии, способной улучшить положение предприятия по отношению к конкурентам в долгосрочной перспективе. Объектом исследования является предприятие розничной торговли магазин «Продукты» ИП Штоль Л.В. Предметом исследования выступает стратегия конкурентоспособности предприятия.
Цель дипломной работы – провести анализ стратегии конкурентоспособности торгового предприятия магазина «Продукты», разработать предложения по её повышению.
Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Конкурентоспособность в системе бизнеса
Сущность понятия «конкурентоспособность организации»……………6
Конкурентные стратегии фирм ………………………………………….14
Оценка стратегии конкурентоспособности компании………………….23
Раздел 2. Анализ и оценка стратегии конкурентоспособности торговой организации
2.1. Общая характеристика предприятия…...………....................................33
2.2. Финансово-экономические показатели фирмы……………………….....35
2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»………………...39
2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина и его основных конкурентов…………………………………………………….................44
Раздел 3. Стратегия повышения конкурентоспособности магазина «Продукты»
Формирование стратегии конкуренции………………………………….48
Разработка предложений по совершенствованию конкурентоспособности торгового предприятия.………………………………………………………….52
Переход магазина на самообслуживание
Расширение ассортимента продукции
Продвижение товаров на рынок
Ввод безналичного обслуживания при расчёте
Автоматизация учета продаж
Экономическая оценка…………………………………………………….62
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………..67
Приложения
На основе изложенного возможно сделать некоторые обобщения.
Во-первых, предлагаемые различными авторами классификации конкурентных стратегий, очевидно, перекликаются друг с другом.
Во-вторых, для того, чтобы выбрать правильную стратегию, руководству компании необходимо правильно оценить условия внешней среды и соотнести их с имеющимися у компании возможностями и ресурсами.
В-третьих, во всех классификациях конкурентных стратегий прослеживается мысль о том, что успешность конкурентной борьбы зависит от трех основных характеристик деятельности компании: от способности подстраиваться под внешнюю среду, от стремления преобразовывать её в соответствии со своими нуждами, а также от объема потенциального рынка сбыта.
В-четвертых, каждая из перечисленных выше стратегий предписывается как наиболее актуальная для компании, находящейся в ситуации преобладания какой-либо одной из указанных характеристик или сочетания двух из них.
Целесообразно было
бы предложить такую стратегию, которая
была бы нацелена на достижение компанией
высокой конкурентоспособности
в условиях, когда значения всех
трех характеристик высоки. В условиях
развития промышленных технологий последних
лет создающих возможность
Так как единой стратегии не существует, теория и практика бизнеса выработали множество стратегических подходов ведения дела. Все типы стратегий, встречающиеся в мире бизнеса, можно объединить в три группы:
Каждая из них имеет множество вариантов в зависимости от конкретных условий деятельности фирмы. Могут быть и многоцелевые стратегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.
Понятно, что более привлекательной является наступательная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко занять и лидирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия, как правило, основана на реализации определенной инновации и предполагает предпринимательский подход. Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно много.
Например, специалист по вопросам бизнеса П. Друкер выделяет четыре предпринимательские стратегии:
Все эти стратегии имеют наступательный характер, что видно из их названия, причем каждая имеет свои варианты.
Наступательные
стратегии основаны, как правило,
на научных открытиях и
Оборонительная
стратегия, или стратегия выживания,
предполагает сохранение фирмой имеющейся
рыночной доли и удержание своих
позиций на рынке. Подобная стратегия
выбирается, если рыночная позиция
фирмы удовлетворительная или у
нее недостаточно средств для
проведения активной наступательной стратегии.
Фирма опасается её проводить
из-за нежелательных ответных мер
сильных конкурентов или
Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как незамеченные вовремя изобретения конкурентов приведут к снижению их издержек производства и подорвут позиции обороняющей компании.
Стратегия сокращения
и смены видов бизнеса
На практике предприятия могут одновременно реализовывать не одну, а несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний.
Широко применяется
на практике группа стратегий под
общим названием стратегия
При использовании
стратегии глубокого
Стратегия развития рынка заключается в поиске новых рынков для уже производимого товара.
Стратегия развития продукта предполагает рост за счет выхода на освоенный рынок с новым продуктом.
Другая группа стратегий связана с тем, что фирма расширяется путем добавления новых структур. Они называются стратегиями интегрированного роста.
Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и при помощи расширения изнутри. Здесь могут быть два варианта.
Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на то, чтобы рост происходил за счет приобретения компаний, осуществляющих снабжение, либо путем создания дочерних структур для снабжения.
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции предполагает рост фирмы посредством приобретения структур, находящихся между фирмой и конечным потребителем.
Стратегий развития бизнеса довольно много. Задача руководства фирмы заключается в том, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию с учетом конкретных условий и целей бизнеса.
Основной вывод, выраженный одной фразой, можно было бы сформулировать так: не бывает плохих или хороших стратегий, существуют стратегии, актуальные для конкретных условий конкурентной среды.
1.3. Оценка стратегии
конкурентоспособности
В мировой
практике существует общепринятая методика
оценки конкурентоспособности
Таблица 4
Методы (подходы) оценки конкурентоспособности организации
Подход |
Название |
Основная характеристика |
I |
Изучение |
Заключается в том, что страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые в других странах значительно дешевле, чем внутри данной, т.к. каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем у конкурентов |
II |
Оценка по теории равновесия |
Заключается (в соответствии с теорией А. Маршалла) в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для переходов в другое состояние, он достигает максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровня развития техники на данном рынке |
III |
Структурный подход |
По рыночным позициям организация исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций |
IV |
Функциональный подход |
Заключается в определении соотношения: издержки-цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д. |
V |
Оценка конкурентоспособности производится по качеству продукции с использованием многоугольных профилей |
Базируется на выявлении критериев
удовлетворения потребностей потребителя
непосредственно к |
VI |
Матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» |
Основана на построении матриц и предварительном выборе стратегии. |
С помощью рассмотренных
Таблица 5
Оценка
конкурентоспособности
Оценка рыночной доли |
Критерии оценки |
Высокая рыночная доля |
Рыночная доля организации находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов |
Средняя рыночная доля |
Рыночная доля организации равна средней доле ведущих конкурентов |
Пониженная рыночная доля |
Рыночная доля организации несколько ниже доли ведущих конкурентов |
Низкая рыночная доля |
Рыночная доля организации значительно ниже доли ведущих конкурентов |
Конкуренция, являясь наиболее чувствительным индикатором активности организации, определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта. Кроме того, рассматривая, взаимоотношения между конкурентами можно быстро выявить изменения, происходящие на рынке, т. к. именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.
Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции организации выглядят все более устойчивыми. Доля организации на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.
Оценка конкурентной позиции организации на отраслевом рынке позволяет:
Заслуживает внимания метод, основу которого составляет оценка продукции организации. Конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. За критерий оценки конкурентоспособности товара принимается соотношение цены и качества.
Метод, основанный
на теории эффективной конкуренции,
дает представление о
Каждая
группа показателей оценивает
Таблица 6
Анализ
групп показателей
Группы показателей |
Критерии оценки |
1.
Эффективность |
- издержки производства на единицу продукции в рублях; - фондоотдача в стоимостном выражении; - фондоотдача в стоимостном выражении; - рентабельность товара; - производительность труда в
стоимостном выражении на |
2.
Финансовое положение |
- коэффициент автономии,
который характеризует - коэффициент - коэффициент ликвидности; - коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
3.
Эффективность организации |
- рентабельность продаж; - коэффициент затоваренности готовой продукцией; - коэффициент загрузки производственных мощностей |
4. Конкурентоспособность товаров: |
- качество товара; - цена товара |
В последнее время уделяется значительное внимание ключевым факторам успеха организации, к которым относят: платежеспособность, прибыльность, адаптивность системы управления, финансовую и управленческую прозрачность, управляемость бизнеса.
Анализ ключевых характеристик состояния организации и известных подходов к оценке и повышению ее конкурентоспособности позволяет сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности организаций: