Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:18, дипломная работа
Для изучения стратегии конкурентоспособности предприятия нужно выявить сильные и слабые стороны компании. Это необходимо для выработки стратегии, способной улучшить положение предприятия по отношению к конкурентам в долгосрочной перспективе. Объектом исследования является предприятие розничной торговли магазин «Продукты» ИП Штоль Л.В. Предметом исследования выступает стратегия конкурентоспособности предприятия.
Цель дипломной работы – провести анализ стратегии конкурентоспособности торгового предприятия магазина «Продукты», разработать предложения по её повышению.
Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Конкурентоспособность в системе бизнеса
Сущность понятия «конкурентоспособность организации»……………6
Конкурентные стратегии фирм ………………………………………….14
Оценка стратегии конкурентоспособности компании………………….23
Раздел 2. Анализ и оценка стратегии конкурентоспособности торговой организации
2.1. Общая характеристика предприятия…...………....................................33
2.2. Финансово-экономические показатели фирмы……………………….....35
2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»………………...39
2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина и его основных конкурентов…………………………………………………….................44
Раздел 3. Стратегия повышения конкурентоспособности магазина «Продукты»
Формирование стратегии конкуренции………………………………….48
Разработка предложений по совершенствованию конкурентоспособности торгового предприятия.………………………………………………………….52
Переход магазина на самообслуживание
Расширение ассортимента продукции
Продвижение товаров на рынок
Ввод безналичного обслуживания при расчёте
Автоматизация учета продаж
Экономическая оценка…………………………………………………….62
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………..67
Приложения
Рентабельность продукции показывает размер прибыли, приходящейся на рубль текущих затрат – около 68 коп.
В результате изучения и анализа основных показателей хозяйственной деятельности предприятия можно сделать обобщения.
За последний год произошел небольшой рост всех показателей хозяйственной деятельности.
Расходы на оплату труда увеличились незначительно. Это связано с тем, что количество сотрудников не изменилось, а большое повышение зарплаты сотрудникам не представляется возможным.
Анализ
издержек обращения необходим для
оценки их с позиции рациональности
и выявления возможностей экономии
в текущем и предстоящих
Таким образом, рассмотрение финансово-экономических показателей предприятия выявило, что магазину «Продукты» требуется изменение конкурентной стратегии для большего роста показателей хозяйственной деятельности, для укрепления позиций и дальнейшего завоевания рынка.
2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»
Каждая
компания находится в определенной
среде, где наравне с ней действуют
другие социально-экономические
На предприятие оказывают влияние факторы, как макро, так и микро среды. Влияние макро среды носит односторонний характер. И если рассматривать конкурентоспособность, то противодействие этим факторам носит общий для всех конкурентов характер. При рассмотрении внешнего окружения компании необходимо остановиться на ближнем окружении. По М.Портеру определены пять основных сил конкуренции: потребители, поставщики, конкуренты, товары-заменители, опасность возникновения новых конкурентов (приложение Б).
1. Целью любой организации в сфере получения прибыли является создание и завоевание потребителя (рис. 10). Потребительский рынок влияет на стратегию фирмы, ее структуру и целевые направления. В современных условиях приобретает важность уже не простая ориентация на потребительский рынок, а ориентация на клиентов или группу клиентов, которые не только создают спрос на продукцию, но еще и определяют имидж компании.
По результатам наблюдений и подсчетов количества посетителей магазина во время прохождения преддипломной практики построена диаграмма.
Рис.10 Диаграмма потребителей
Из данной диаграммы можно сделать вывод, что основные покупатели (70%) – люди среднего возраста, экономически активное население. Количество покупателей женщин 60 %, что вполне соответствует статистике, так как потенциальные клиенты продуктовых магазинов это женщины. Как показывает практика, доля мужчин значительно меньше. Она составляет 40 % общего числа посетителей. Мужская часть в данной торговой организации интересуются в основном табачной продукцией.
2. Анализ
поставщиков позволяет сделать
вывод о том, что существуют
как долговременные соглашения
с заводами-производителями,
Таблица 9
Поставщики продукции, реализуемой в магазине «Продукты»
Поставщики |
Продукция |
ООО «Май» |
Куринные полуфабрикаты |
ООО"Альянс групп" |
Пиво |
ОАО «Компания ЮНИМИЛК» |
Молоко, йогурты, сметана, творог, кефир |
Кунгурский мясокомбинат И.П. Усольцева Н.А., Челябинский ООО «Мясная душа» |
Колбасы, сососки, продукция копчения |
Хлебокомбинат №2 |
Хлебобулочные изделия |
Хлебокомбинат №10 |
Хлебобулочные изделия |
ООО КДВ групп "Яшкино" |
Печенье, вафли |
Кока-Кола |
Напитки, питьевая вода |
Пепси-Кола |
Напитки, питьевая вода |
ООО Линия-7 |
Гастрономический ряд |
Данон |
Йогурты |
Нытва |
Молочная продукция |
Алко-Трейд |
Виноводочные изделия |
Многолетнее сотрудничество с поставщиками позволяет добиться более благоприятных условий по цене и оплате, что выгодно отличает предприятие от конкурентов. Со всеми поставщиками установились и поддерживаются доброжелательные партнерские отношения.
Ассортимент продукции, ее качество, конкурентоспособность, а в значительной степени и цена определяются потребностями рынка (спрос – предложение). И поэтому важной частью рынка являются покупатели, потребители. Их вкусы и потребности всегда находятся в центре внимания.
3. Конкуренция на среднем уровне. Сравнение существующих магазинов представлено в таблице (табл.10).
Таблица 10
Основные конкуренты
Название торговой организации |
Магазин «Продукты» |
Сеть продуктовых магазинов, ИП Гордиенко В.П. |
Товары повседневного спроса, продуктовый магазин |
1.Адрес |
Большое Савино, Казанский тракт, 88 |
Большое Савино, Аэродромная, 1а/3 |
Большое Савино, Казанский тракт, 25 |
2. Режим работы |
Ежедневно 09:00–22:00, летом до 23:00 |
Работает круглосуточно |
Ежедневно 09:00–20:00 |
3. Метод расчета |
Наличный |
Наличный расчет, Visa, MasterCard |
Наличный |
4. Стратегия бизнеса |
оборонительная |
оборонительно-наступательная |
оборонительная |
5. Методы продажи товаров |
через прилавок обслуживания |
через прилавок обслуживания |
через прилавок обслуживания |
6.Ценовая политика |
средние цены |
средние цены |
средние цены |
7. Методы стимулирова-ния продажи товаров |
нет |
нет |
нет |
Таким образом, можно сделать выводы:
Рис. 11. Диаграмма распределения рыночных долей основных конкурентов, в %
На рисунке 11 представлены рыночные доли конкурирующих предприятий. Организации, расположенные не в шаговой доступности, на расстоянии более 1 км, не составляют серьёзную конкуренцию магазину «Продукты» и в SWOT -анализе не учитываются.
4. В качестве
основных товаров-заменителей
5. Появление
новых конкурентов является
Сеть продуктовых магазинов, ИП Гордиенко В.П. имеет большие возможности, обладает большим товарооборотом, работает напрямую с заводами-производителями, имеет возможность держать средние цены и увеличивать ассортимент продукции – всё то, что необходимо для завоевания рыночной ниши в данном районе. Поэтому только комплексное и тщательное изучение действий нового конкурента поможет определить использование, каких маркетинговых инструментов необходимо для некоторой трансформации собственной маркетинговой стратегии.
Налоговый
Кодекс определяет нормы, правила и
порядок налогообложения
Стратегические цели организации:
Задачи для реализации целей:
Для исследования внутренней и внешней среды магазина «Продукты» целесообразно провести анализ посредством метода SWOT-анализа.
2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина «Продукты»
и его конкурентов
Исследование
и анализ конкурирующих фирм –
важные аспекты маркетинговой
Таблица 11
SWOT-анализ конкурирующих торговых фирм
Сильные стороны организации |
Слабые стороны организации | |
Магазин «Продукты» | ||
8. Выгодное месторасположение – рядом остановка общественного транспорта 9. Парковка |
| |
Сеть продуктовых магазинов, ИП Гордиенко В.П. | ||
|
| |
Товары повседневного спроса, продуктовый магазин | ||
|
|
Продуктовый рынок открыт для новых субъектов и новых товаров. И поэтому его изучение необходимо для построения собственной маркетинговой политики. Можно и даже необходимо учиться у конкурирующих фирм, перенимать все положительное в их деятельности. Но при этом надо иметь свою собственную маркетинговую программу, оригинальную, отличающуюся от программ конкурентов.
В представленной таблице SWOT-анализа показаны основные конкурентные преимущества и недостатки магазина «Продукты» и его конкурентов. Выявление сильных и слабых сторон компаний-конкурентов учитывается при разработке плана мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.
Для исследования внутренней и внешней среды магазина «Продукты» целесообразно свести всю информацию о слабых и сильных сторонах организации, угрозах и возможностях в единую матрицу SWOT (табл. 12).
Из таблицы видно, что угрозой компании является внедрение на рынок филиалов крупных торговых супермаркетов. Они наиболее обеспечены финансовыми ресурсами, маркетинговыми отделами и большим товарооборотом, что снижает конкурентные преимущества магазина «Продукты».
Анализ внешней и внутренней среды магазина «Продукты» выявил, что слабой стороной исследуемой организации является низкий уровень системы стратегического планирования, что само собой не позволяет руководителю и персоналу быть уверенными в завтрашнем дне.
Данная
организация придерживается оборонительной
стратегии, или стратегии выживания.
Это предполагает сохранение фирмой
имеющейся рыночной доли и удержание
своих позиций на рынке. Подобная
стратегия выбирается, если рыночная
позиция фирмы
Таблица 12
Матрица SWOT-анализа магазина «Продукты»
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
| |
Возможности:
|
Сила и возможности:
|
Слабость и возможности:
|
Угрозы:
|
Сила и угрозы:
|