Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:18, дипломная работа
Для изучения стратегии конкурентоспособности предприятия нужно выявить сильные и слабые стороны компании. Это необходимо для выработки стратегии, способной улучшить положение предприятия по отношению к конкурентам в долгосрочной перспективе. Объектом исследования является предприятие розничной торговли магазин «Продукты» ИП Штоль Л.В. Предметом исследования выступает стратегия конкурентоспособности предприятия.
Цель дипломной работы – провести анализ стратегии конкурентоспособности торгового предприятия магазина «Продукты», разработать предложения по её повышению.
Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Конкурентоспособность в системе бизнеса
Сущность понятия «конкурентоспособность организации»……………6
Конкурентные стратегии фирм ………………………………………….14
Оценка стратегии конкурентоспособности компании………………….23
Раздел 2. Анализ и оценка стратегии конкурентоспособности торговой организации
2.1. Общая характеристика предприятия…...………....................................33
2.2. Финансово-экономические показатели фирмы……………………….....35
2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»………………...39
2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина и его основных конкурентов…………………………………………………….................44
Раздел 3. Стратегия повышения конкурентоспособности магазина «Продукты»
Формирование стратегии конкуренции………………………………….48
Разработка предложений по совершенствованию конкурентоспособности торгового предприятия.………………………………………………………….52
Переход магазина на самообслуживание
Расширение ассортимента продукции
Продвижение товаров на рынок
Ввод безналичного обслуживания при расчёте
Автоматизация учета продаж
Экономическая оценка…………………………………………………….62
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………..67
Приложения
В условиях развития рыночных отношений важное значение придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта.
Внутренний
потенциал торгового
Внутренний
потенциал торгового
При анализе внутреннего положения предприятия следует сконцентрироваться на пяти вопросах.
Для ответа
на эти вопросы торговому
Оценку того, насколько хорошо работает существующая стратегия, следует проводить на основе изучения последних стратегических и финансовых показателей работы предприятия, а также цифр, характеризующих результаты выбранной стратегии. Очевидные стратегические и финансовые индикаторы качества стратегии включают:
Чем лучше текущие общие показатели предприятия, тем меньше вероятность того, что ассортиментная стратегия нуждается в радикальном изменении. И наоборот. В любом случае, рассмотрение факторов внешней и внутренней среды и оценка их взаимного влияния на потенциал торгового предприятия позволят уточнить текущую ассортиментную стратегию или определить направления ее изменения; а также выбрать соответствующие ей конкурентную и позиционную стратегии предприятия.
При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 7)18. Данный анализ является первым этапом стратегического планирования.
Рис. 7. Схема применения SWOT-анализа
На первом этапе SWOT – анализа глубоко изучаются силы – конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
На втором этапе SWOT – анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам
На третьем этапе SWOT – анализа изучаются факторы макросреды фирмы с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.
На четвёртом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т.п.) необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.
На пятом этапе согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.
Элементы внешней и внутренней сред заносят в матрицу по принципу противопоставления (приложение Б)19. Далее производится оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и стоящих пред ним угроз, а также формируется заключение относительно привлекательности той ситуации, в которой находится предприятие, и необходимости стратегических действий.
Сильные
стороны имеют большое
Следует
понимать, что один и тот же фактор
внешней среды можно
Элементы каждой части матрицы поочередно сравниваются со всеми элементами из других частей в определенной последовательности.
1. Сильные стороны предприятия (1) сопоставляются с имеющимися рыночными возможностями (3) на предмет выявления «конкурентных активов», вокруг которых можно построить привлекательную стратегию.
2. Слабые стороны предприятия (2), сопоставляются с выявленными внешними угрозами (4) на предмет выявления «конкурентных пассивов», которые делают предприятие конкурентно уязвимым.
Стратегия должна основываться на использовании таких рыночных возможностях, для реализации которых предприятие обладает достаточными квалификацией и ресурсами, а также имеет реальные шансы на успех. Одновременно стратегия должна компенсировать слабые стороны предприятия и предупреждать или снижать негативное воздействие внешних угроз. До тех пор, пока руководство не будет четко представлять себе сильные и слабые стороны компании, его возможности и стоящие перед ним угрозы, оно не будет готово к разработке ассортиментной стратегии, точно соответствующей положению предприятия.
Рис. 8. Сравнительный анализ факторов внешней и внутренней среды торгового предприятия
Таким образом, на основе анализа основных факторов, влияющих на конкурентоспособность торгового предприятия можно объективно оценить общую эффективность коммерческой деятельности компании.
РАЗДЕЛ
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ
2.1.
Общая характеристика
Данное предприятие осуществляет торгово-закупочную деятельность, в том числе розничную торговлю продуктами питания. Дата открытия февраль 2011 года. Помещение магазина около 100 м находится в собственности ИП.
Местонахождение магазина: Российская Федерация, Пермский край, село Большое Савино, Казанский тракт, дом 88. Директор магазина – индивидуальный предприниматель Штоль Лариса Викторовна.
Магазин «Продукты» расположен в центре села, на пересечении улиц Новая и Казанский тракт, вблизи автомобильной трассы – это средне населенный район, с мало развитой торговой инфраструктурой. Оценивая торговый потенциал необходимо отметить, прежде всего, удобство расположения – близость оживленной трассы Пермь – Усть-Качка и автобусной остановки (автобусы – № 42, 109, 169, 339, 403, 461), близость промышленных зон и предприятий, близость аэропорта Большое Савино, гостиничного комплекса «Полет», наличие бесплатной парковки для автомашин на прилегающей территории.
Основной вид деятельности: реализация продуктов питания и некоторых сопутствующих товаров.
Магазин «Продукты» реализует продукты питания:
В число конкурентных преимуществ включаются не низкие, но приемлемые цены. По формам продажи и методам обслуживания – применяется традиционная продажа через прилавок.
Успех деятельности
зависит от организационной структуры
фирмы и установления отношений
между сотрудниками. Структура управления
на данном предприятии – линейно-
Рис. 9. Организационная структура управления магазина «Продукты»
Руководство
и организацию производственно-
В обязанности директора также входит обеспечение бесперебойных поставок продукции, урегулирование отношений с поставщиками, заключение договоров поставки на максимально выгодных условиях, осуществление организации хранения товарно-материальных ценностей.
Персонал
торгового предприятия
Тесная взаимосвязь между сотрудниками фирмы должна позволить реализовывать конкретные задачи развития всей деятельности организации.
Таким образом, организационная структура и состав кадров оказывают огромное влияние на эффективность работы всей фирмы.
2.2. Финансово-экономические
Финансовое обеспечение коммерческой деятельности осуществляется из собственных средств фирмы.
Чтобы
торговое предприятие успешно
Таблица 7
Показатели хозяйственной деятельности
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
Т=ТО
где
Т - темп роста товарооборота;
ТО – товарооборот текущего периода;
ТО – товарооборот базисного периода.
Р
где Р – рентабельность продаж;
П – прибыль;
ТО – товарооборот.
Данный
показатель характеризует эффективность
предпринимательской
Р = П/С×100%,
где Р – рентабельность продукции;
П – прибыль;
С – себестоимость