Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России;
4. Сравнить российский и зарубежный опыт приватизации.

Файлы: 1 файл

__kr.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 

Кузбасский  государственный технический университет 

Кафедра экономической теории 
факультета гуманитарного образования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа 
по курсу «Экономика»

 

 

«Приватизация. Сущность приватизации. 
Формы и темпы приватизации в России»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  группы

Проверил руководитель 


 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2010 г.

Оглавление

Введение

 

Тема курсовой работы – «Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России». Актуальность темы обусловлена тем, что реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России. Без исправления недочетов первых этапов приватизации и выработки оптимальной стратегии приватизации на последующих этапах невозможно построение эффективной экономики.

 

Цель работы:

1. Понять сущность разгосударствления  и приватизации;

2. Рассмотреть основные способы  приватизации;

3. Изучить особенности приватизации в России;

4. Сравнить российский и зарубежный опыт приватизации.

 

Задачей работы является анализ ряда вопросов:

1. Понятие разгосударствления;

2. Понятие приватизации;

3. Формы приватизации;

4. Этапы приватизации;

5. Темпы приватизации в России;

6. Сравнение с опытом зарубежных стран;

7. Оценка результатов приватизации;

7. Перспективы  дальнейших этапов приватизации  в России.

 

Работа  состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются сущность и актуальность разгосударствления собственности и приватизации. Вторая глава содержит анализ ваучерного и денежного этапов приватизации в России. третья глава посвящена сравнению российской приватизации с опытом зарубежных стран. В четвертой главе анализируются дальнейшие перспективы российской приватизации.

 

 

1. Сущность и актуальность разгосударствления и приватизации

1.1. Актуальность разгосударствления экономики

Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они  и обуславливают отличия в  экономических системах.

Рассмотрим основные формы собственности  подробнее.

Индивидуальная частная  собственность - форма присвоения вещественных факторов и результатов производства одним лицом или семьей. В условиях рыночной экономики предприятия, находящиеся в индивидуальной частной собственности, численно абсолютно преобладают.

Акционерная собственность - это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг - акций и облигаций. Наличие ценных бумаг - отличительная особенность акционерной формы собственности. Акция - вид ценных бумаг, свидетельствующий о внесении определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающий право ее владельцу на получение части прибыли - дивиденда, на участие в управлении производством и распределении остатков имущества при ликвидации акционерного общества. Акция является титулом (свидетельством) собственности. Облигация - ценная бумага, свидетельствующая о предоставлении ее собственником займа акционерному обществу, дающая право на получение фиксированного дохода (части прибыли) и подлежащая выкупу через определенный срок. В отличии от акции облигация не дает права голоса. Владельцы акций выступают пайщиками, владельцы облигаций - кредиторами акционерного общества. Акционерные общества как форма объединения капиталов рассчитана крупное предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями.

В странах с развитой рыночной экономикой акционерные общества абсолютно преобладают по объемам производимых товаров и услуг.

Коллективная и кооперативная собственность - это общая (совместная) долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Возникает такая собственность путем объединения имущественных, денежных взносов (паев) или распределения выкупленной трудовым коллективом собственности на доли (паи) и предполагает непосредственное участие собственников в делах соответствующего предприятия.

Общественная собственность представлена государственной и муниципальной собственностью. В свою очередь государственная собственность выступает в нескольких формах: на уровне всего народного хозяйства, на уровне того или иного национального или административно - территориального образования. В России - соответственно федеральная собственность и собственность субъектов Федерации. Отношения собственности, возникающие на уровне района, города, села образуют муниципальную собственность. В условиях рыночной экономики государственная собственность возникает в результате:

    1. национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа;
    2. строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;
    3. покупки контрольного пакета акций частных компаний.

 

 В СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств до 80-х годов ХХ в. господствовала административно-командная система и общественная форма собственности.

Характерными чертами административно-командной системы являются:

    1. общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы;
    2. сильная монополизация и бюрократизация экономики;
    3. централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма;
    4. жесткая иерархия на всех уровнях;
    5. несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
    6. расцвет теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;
    7. чрезмерный рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, чрезмерная эмиссия денег и т.д.;
    8. развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
    9. замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;
    10. деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
    11. отсутствие у потребителя права выбора товара.

 

Основные недостатки системы:

    1. неспособность обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности;
    2. гигантские монополии, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии;
    3. отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства;
    4. отсутствие реакции на НТР;
    5. низкий уровень удовлетворения потребностей;
    6. хронический дефицит ресурсов и предметов потребления;
    7. уравниловка;
    8. скрытая безработица.

 

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Рыночная экономика – хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, а экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт и все основные решения принимаются ими самостоятельно под собственную ответственность.

Основные преимущества рыночной экономики  над административно-командной перечислены  ниже.

Рыночная экономика, в отличие  от централизованно управляемой (административно-командной), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на три основных экономических вопроса: что, как и для кого производить. Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные цены.

Благодаря рынку в хозяйстве  страны происходит наиболее эффективное  распределение ресурсов между различными отраслями. При этом рынок позволяет  производителям товаров наиболее быстро и гибко реагировать на изменение системы потребностей. Так происходит потому, что сигнал от потребителя к производителю поступает непосредственно на рынке, минуя всяких посредников. Рыночная экономика производит то, что требуют потребители путём применения наиболее эффективной техники и технологии.

Функция ценообразования принадлежит  всему рыночному механизму в  целом, а не какому-либо конкретному  аппарату руководства или конкретным лицам.

Рыночная экономическая система  обеспечивает более гибкие и быстрые  механизмы внедрения инновационных проектов и технологий. Использование новейших достижений научно-технического прогресса означает снижение издержек производства и, соответственно – снижение рыночной цены, а так же – укрепление позиций потребителей и производителей.

Однако всё вышесказанное не означает, что в рыночной экономике  отсутствуют недостатки.

В рыночной экономике удовлетворяются  только платёжеспособные потребности, хотя они не всегда являются наиболее насущными в данный момент.

В обществе доходы распределяются крайне неравномерно на всех уровнях его организации. Поэтому структура производства не может быть оптимальной, поскольку в структуре потребностей значительный удельный вес имеют потребности людей с высокими доходами, которые не относятся к разряду насущных.

Для рыночной экономики в наибольшей степени характерны кризисные явления. Она не способна сама по себе противостоять  таким явлениям экономики, как монополизм, инфляция, безработица, чрезмерная дифференциация доходов, циклический характер экономического развития, выражающийся в регулярной смене периодов экономического подъёма периодами экономических спадов.

Существует так же негативный социально-психологический  аспект рыночной экономики. Из-за неограниченного  стремления хозяйствующих субъектов к получению прибыли возникает общественная атмосфера, в которой теряются такие ценности, как взаимовыручка, способность прийти на помощь, обеспечение достойных человека условий труда и др.

Названные негативные свойства рыночной экономики достаточно серьёзны. Только с помощью государства удаётся нейтрализовать многие негативные последствия рыночной экономики. Поэтому рыночная экономика в чистом виде не существует ни в одной стране.

При переходе к рыночной экономике изменяется роль государства как субъекта экономических отношений. Уменьшаются масштабы  государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Оно начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

 Это достигается через разгосударствление экономики.

1.2. Сущность разгосударствления  экономики и его формы

 

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций  хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень  предприятий, замену вертикальных хозяйственных  связей горизонтальными.

Основными способами разгосударствления являются:

      1. либерализация рынков;
      2. коммерциализация;
      3. стимулирование создания и расширение сферы  деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);
      4. денационализация.

 

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства  –  сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное  предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны,  к  снижению уровня инфляции.

Информация о работе Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России