Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России;
4. Сравнить российский и зарубежный опыт приватизации.
Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.
Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое.
Диктаторский режим
Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.
Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий – один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.
Разногласий по поводу
приватизации промышленных
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.
Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.
Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.
Практически все отрасли топливно-
Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания «РЕПСОЛЬ», стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодня контролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынок нефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: это частные испанские «РЕПСОЛЬ» и «КАМСА», а также международная «Бритиш Петролеум».
Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.
Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.
Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.
27 ноября 2010 г. Правительство РФ утвердило программу приватизации госимущества на 2011-2013 годы, включая пакеты десяти крупнейших компаний, с ожидаемым доходом около 1 триллиона рублей [9].
Основными задачами государственной политики в сфере приватизации на указанный период, в частности, определены: создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий; сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов; стимулирование развития фондового рынка; формирование доходов федерального бюджета.
Отмечается, что в 2011 - 2013 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента РФ. В отношении таких имущества и организаций будет определяться наиболее приемлемый и экономически обоснованный способ управления, включая их приватизацию. Также планируется приватизация федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций. Предлагается осуществить приватизацию федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса.
Как говорится в документе, РФ по
состоянию на 1 января 2010 года являлась
собственником имущества 3,517 тысячи
федеральных государственных
В 2011-2013 годах планируется приватизация 114 федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций РФ, а также акционирование ФГУПов, исключенных из перечня стратегических предприятий. Кроме того, запланированы к приватизации акции 809 АО, включая крупные пакеты "Апатита", издательства "Просвещение", авиакомпании "Сибирь", Архангельского тралового флота, Ульяновского автомобильного завода, Мурманского морского рыбного порта, Восточного порта, "Алмазного мира".
"Кроме того, на основании
отдельных решений президента
РФ и правительства РФ будут
приватизированы пакеты акций
крупнейших компаний, занимающих
лидирующее положение в
Так, в 2011-2013 годах планируется
В период до 2015 года не исключается дальнейшее сокращение доли государства в "РусГидро" и "Совкомфлоте", а также в Россельхозбанке (до 75%).
"Конкретные сроки и способы
приватизации этих компаний
Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний ожидаются в 2011 году в размере 6 миллиардов рублей, в 2012 и 2013 годах - в размере 5 миллиардов рублей ежегодно, а с учетом крупнейших пакетов - около 1 триллиона рублей за три года.
Эффективность этого и последующих этапов приватизации зависит от того, насколько хорошо будут учтены ошибки предыдущих. В частности, необходимо учесть следующие факторы.
Изучение материалов по теме «Приватизация. Сущность приватизации.Формы и темпы приватизации в России» позволяет сделать следующие выводы.
1. Радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России.
2. Приватизационные мероприятия были начаты с большим опозданием, без надлежащей законодательной подготовки.
3. Темпы приватизации были
4. Отсутствие надлежащего государственного контроля приватизационных процессов, прозрачности и равных условий для потенциальных инвесторов привели к попаданию многих предприятий в руки неэффективных собственников, высокому уровню коррупции.
5.Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству первой ее формы пришел реальный полиформизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.
5. Основными задачами на настоящем этапе являются повышение эффективности государственных и приватизированных предприятий, совершенствование законодательства, создание оптимальных условий для дальнейшей приватизации, устранение негативных социальных последствий первых этапов приватизации.
1. Петровская А. С. Прямые зарубежные инвестиции в Германии. Человек и Экономика – № 4, 1996
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Общество "Знание" России; Центральный институт непрерывного образования, 2001.
3. Российская экономика в 1991 году: Тенденции и перспективы. - М.: ИЭПП, 1992 г.
4. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе, переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. – 498 с.
5. Паппэ Я. Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника. 1992–2000. М., 2000
6. Кокурин Д. И., Шепелев В. М. Защита собственности от экономических рисков. М., 2004.
7. Коллективная монография под ред. В. Н. Черковца «Государственная собственность в экономике России и других стран. Вопросы истории и теории». М.: ТЕИС, 2002.
8. Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия. ЭММ, т. 42, 2006, No. 2.
9. http://government.ru/gov/
10. http://rusref.nm.ru/priv00.htm
11. http://rusref.nm.ru/klein.htm
12. http://rusref.nm.ru/stigpage.
13. http://kaig.ru/
14. http://www.strana-oz.ru/?
Информация о работе Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России