Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России;
4. Сравнить российский и зарубежный опыт приватизации.

Файлы: 1 файл

__kr.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Создание смешанных предприятий  с участием государства и субъектов  иных форм собственности, которое могло  бы сопровождаться  льготным  кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

Денационализация государственной собственности, которая в  подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При  этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных  предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной экономики.

Основные формы разгосударствления:

      1. передача предприятия в собственность трудового коллектива;
      2. акционирование с сохранением контрольного пакета акций у государства;
      3. лизинг с последующим выкупом в течение ряда лет;
      4. передача унитарных предприятий в управление на праве хозяйственного ведения;
      5. приватизация.

1.3. Сущность приватизации, её цели и формы

Известны два пути тотального выведения  предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. денационализации: через  самоуправление или через приватизацию.

Основной формой разгосударствления в странах с рыночной экономикой является приватизация.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (отдельных граждан или юридических лиц).

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.

Приватизация может иметь скрытый  характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Цели приватизации в странах  рыночной экономики:

    1. сокращение задолженности государственного сектора;
    2. развитие рынка;
    3. стимулирование предпринимательства;
    4. расширение индивидуальных свобод;
    5. развитие народного капитализма;
    6. ослабление профсоюзов.

 

Цели приватизации в странах с нерыночной экономикой:

    1. формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
    2. повышение эффективности деятельности предприятий;
    3. создание конкурентной среды;
    4. содействие демонополизации экономики;
    5. привлечение иностранных инвестиций;
    6. социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

 

Формы приватизации в развитых странах:

    1. продажа предприятий непосредственно в частные руки;
    2. выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
    3. продажа акций работникам предприятий;
    4. распространения акций предприятия среди населения;
    5. сдача государственных предприятий в аренду;
    6. заключение контракта на управление предприятием.

 

Разгосударствление и приватизация в странах с нерыночной экономикой могут осуществляться на основе:

    1. бесплатной передачи собственности;
    2. выкупа предприятий на льготных условиях;
    3. продажи акций;
    4. сдачи предприятий в аренду;
    5. продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

 

Продажа государственных предприятий  в частные руки  осуществляется путем организации аукционов  и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона  государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и  с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими  условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, пере-профилировать), не согласуясь с интересами общества.

Преодолеть  этот недостаток аукционных торгов можно  с помощью конкурсных торгов. Конкурсные  торги  –  это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми  государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы  (более  низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия  менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств  пенсионных и страховых фондов. Поэтому  «управленческие  выкупы» выступают своеобразным видом кредитования  менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.

Приватизация  в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Одна  из наиболее распространенных форм приватизации  –  публичная продажа  акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа акций ориентируется  на сбережения населения. Её главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия.  Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.

Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же  случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение  об аренде  и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная  работа  по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

Начинать  приватизацию целесообразно с  продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг.

Чтобы государственная собственность  не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

1.4. Этапы приватизации

Наибольшее распространение получил  следующий подход к этапам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

2. Цели, формы и темпы приватизации в России

2.1. Состояние российской экономики в начале 90-х годов

Развитие экономики России в  рассматриваемый период проходило в условиях кардинальных структурных изменений всей системы государственного, экономического и политического устройства. К началу 90-х годов состояние российской экономики характеризовалось нарастанием глубоких кризисных явлений, имеющих системный характер. Поражение в “гонке вооружений”, резкое падение мировых цен на нефть привели к формированию устойчивого негативного тренда в экономическом развитии.

На конец 1991года пришлась самая  тяжелая фаза экономического кризиса, которая предопределила резкую дестабилизацию социально-экономической ситуации в стране и дальнейшее устойчивое и интенсивное снижение темпов экономического развития. Наиболее характерными чертами этого периода являлись резкий спад производства во всех отраслях промышленности  и существенное усиление инфляционных процессов.

Практически полный развал финансовой системы, выразившийся, в частности, в том, что большая часть расходов союзного бюджета покрывалась за счет эмиссии, привел к фактической  натурализации хозяйственных связей и нарастанию экономического обособления союзных республик и регионов. Рыночный курс рубля [3, с.4-5], составлявший в начале 1991г. 35-40 рублей за доллар, к концу года упал в 3-5 раз (до 110-120 рублей за доллар по наличным операциям и до 180 рублей – по безналичным).

Среди основных причин, предопределивших кризисное состояние экономики  данного периода, можно выделить:

    1. глубокий кризис финансовой системы страны, характеризующийся временным сокращением возможностей государства  в сфере проведения финансовой, денежно-кредитной и ценовой политики, рост дефицита бюджета и государственного долга, высокие темпы инфляции.
    2. разрушение единого экономического и финансового пространства, разрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионами,  экономическое обособление союзных республик и распад СССР;
    3. сокращение объемов и изменение структуры внешнеторгового оборота, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств,  рост  государственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию;
    4. сокращение объемов производства в добывающих отраслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использования сырья, топлива и материалов;
    5. катастрофическое снижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резком сокращении финансовых возможностей инвесторов;
    6. неконтролируемый рост цен.

В 1991 году реальный объем валового внутреннего продукта по отношению  к предыдущему году снизился на 5%, в 1992 году на 19-20%, в 1993 году на  12%. Объем валового внутреннего продукта в 1996 году составил 2256 трлн рублей и в реальном выражении снизился на 6% по сравнению с 1995 годом. Всего к 1996 году валовой внутренний продукт сократился на 38% по отношению к 1991 году.

За этот период происходило опережающее снижение темпов и доли валового накопления по сравнению с совокупными расходами на конечное потребление. В структуре производства валового внутреннего продукта за все это время сохранялась тенденция роста доли услуг при устойчивом снижении производства товаров.

Спад производства в начале 90-х  годов носил общий характер. Им были охвачены все отрасли экономики, в том числе отрасли, непосредственно работающие на потребительский рынок.

Индекс производства промышленной продукции в 1991 году снизился на 8%, индекс производства продукции сельского хозяйства – на 4,5%, инвестиции в основной капитал – на 15 %, инфляция выросла в 2,6 раза.

Весьма существенным было падение  производства отраслей, выпускающих  конечную продукцию. По машиностроительному комплексу объем продукции сократился на 57,4%, в легкой промышленности – на 84,1%, пищевой промышленности – на 44%.

В 1992 году падение промышленного  производства составило 18.8% к 1991 году. Объем производства продовольственных  товаров сократился на 18%, товаров народного потребления – на 15%. Валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 8%. В 1992 году наблюдались значительное опережение роста розничных цен по сравнению с доходами населения, падение уровня жизни большинства населения, развитие бартера и натуральной оплаты труда.

Решение о начале приватизации в  Российской Федерации было одним  из вынужденных ответов на кризисное  состояние экономики в начале 90-х годов и ключевым элементом  экономической реформы.

2.2. Влияние на реформу политических факторов

Официальная приватизация связана  с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение  о поддержке приватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам. Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы. Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии. Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе господства частной собственности.

Информация о работе Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России