Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России;
4. Сравнить российский и зарубежный опыт приватизации.

Файлы: 1 файл

__kr.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Во внешней политике была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Ей нельзя было охарактеризовать ни плановую экономику, ни рыночную. С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством.

Лишь после этого, в 1990-е  годы, начался опережающий рост доли частных  предприятий  в  промышленном  производстве. Частично это происходило  за счет преобразования коллективных предприятий. В условиях более развитого  рынка их недостатки (необходимость делиться с администрацией, недостаточные стимулы для менеджеров) вышли на первый план. Однако крупные корпорации из них, конечно, возникнуть не могли. В результате  выращивания традиционного китайского института муниципальных предприятий появился класс предпринимателей, изменилось отношение к негосударственной собственности, начала развиваться рыночная инфраструктура. Все это подготовило почву для трансплантации современной корпоративной формы частного предприятия.

К концу тридцатилетия частные  предприятия производили лишь 18% всей промышленной продукции. Процесс перехода к экономике частной собственности продолжается до сих пор. Низкие темпы институциональных преобразований не помешали Китаю наращивать производство с фантастической скоростью - свыше 10% в год за период 1980-2001 гг. и порядка 9-11% - в последующие годы.

Представляет интерес также  китайский подход к либерализации  цен. Он основан на сочетании плановой и рыночной систем производства, одновременном  использовании фиксированных и  гибких цен. Каждому предприятию даются плановые задания и выделяются ресурсы для их выполнения. Произведенная в рамках плана продукция оплачивается по ценам, назначаемым централизованно. Все, что произведено сверх плана, поставляется на рынок по гибким ценам. Централизованные цены постепенно повышаются, оставаясь, однако, ниже рыночных, поэтому предприятия стремятся расширять рыночные продажи. Плановые задания выбираются не напряженными, так чтобы оставить предприятиям  возможность сверхпланового производства. Более  того, по мере роста производственных мощностей эти задания увеличиваются достаточно медленно или даже уменьшаются, так что со временем доля планового выпуска становится незначительной, и плановые задания могут быть отменены без каких либо отрицательных последствий для системы. Этот процесс получил название «дуальной  либерализации» (dual track liberalization). Впоследствии плановые и рыночные цены сближаются, так что получается непрерывный переход от плановой системы к полностью рыночной.

Стоит отметить, что каждое повышение плановых цен сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий.

Описанная смешанная система обладает очевидным недостатком: она стимулирует  предприятия покупать как можно  больше ресурсов по низким плановым ценам с тем, чтобы производить из них продукцию для продажи на свободном рынке. Как бы ни ужесточать контроль, полностью предотвратить такое поведение вряд ли возможно. Этот недостаток дуальной  либерализации с лихвой компенсировался ее достоинствами. И ценовые, и материальные пропорции менялись постепенно. Предприятия и потребители получили возможность адаптироваться к условиям рынка, перестроить производственные мощности.

По мере расширения рыночных продаж формировалась инфраструктура рынка. Китай избежал производственного спада, быстрой инфляции и неплатежей.

 

Смешанная система создавалась  в Китае очень осторожно. В  самом начале реформ, в 1978 г., шесть  предприятий в провинции Сычуань  получили право поставлять сверхплановую  продукцию по свободным ценам. В следующем 1979 г. это право было делегировано 100 предприятиям. Еще через год система была распространена на государственные предприятия, производившие 60% всей продукции. К 1984 г. уже все предприятия стали участниками свободного рынка, однако рыночные цены могли быть выше плановых не более чем на 20%. Это последнее ограничение было снято в 1985 г. К 1993 г. доля планового выпуска сократилась до 5%, и план был отменен полностью. Процесс либерализации цен практически закончился. Он длился 15 лет.

Параллельно с трансформацией форм собственности и либерализацией цен Китай успешно решал ряд других задач: развитие науки, реализацию ряда социальных программ, модернизацию экономики с увеличением доли высокотехнологичных отраслей.

На сегодняшний день КНР  стала второй по значимости мировой экономикой (уступает только США). ВВП Китая в 2010 г. составил 5,6 трлн. долларов, золотовалютные резервы центрального банка – 2,8 трлн., уровень внешнего долга не превышает 25% ВВП. О стабильности экономики КНР свидетельствует также тот факт, что она была одной из немногих стран, переживших кризис 2008-2010 гг. почти без снижения темпов развития.

Высокие темпы экономического развития демонстрирует в последние годы и избравший «китайскую модель» реформирования Вьетнам.

Попробуем выяснить причины, по которым страны, избравшие самый «медленный» путь реформирования экономики, обеспечили самые высокие темпы роста.

    1. Руководители КНР осознали необходимость реформ значительно раньше, чем лидеры других социалистических стран. Это дало возможность для экспериментирования и отработки методики преобразований. Большинство соцстран начали реформы почти спонтанно, под влиянием кризиса 90-х.
    2. Китайская политическая система эволюционировала медленнее, чем экономическая, сохранив свою основу –  доминирование одной партии, слияние государственного и партийного аппарата. Благодаря этому оказалось сравнительно просто соблюсти политические ограничения. Китай избежал издержек, связанных с неизбежной эскалацией политической борьбы в процессе становления альтернативных массовых партий (одна из причин затягивания начала реформ в России). «Конечно, китайцы не получили блага, именуемого демократией, но маловероятно, чтобы в процессе перехода к рынку они смогли бы воспользоваться этим благом в большей степени, чем россияне при Ельцине или чилийцы при Альенде» [8].
    3. Китайские реформы предполагали рост уровня жизни населения  уже с первых этапов. Несмотря на невысокие темпы роста, это служило мотивацией к производительному труду и участию в реформах. Кроме того, в КНР не было массовой эмиграции наиболее квалифицированных специалистов, свойственной странам, прошедшим через «шоковую терапию». Наоборот, в Китай по мере роста зарплат и появления новых рабочих мест возвращались многие ученые, до этого работавшие за рубежом. Таким образом КНР удалось в кратчайшие сроки развить атомную, космическую, электронную промышленность и ряд других отраслей.
    4. Китай не прекращал датирование убыточных предприятий, а постепенно повышал их эффективность. Часто датируемые предприятия (а иногда и целые отрасли) являлись системообразующими. Прекращение датирования иногда приводило к их полной ликвидации. Например в России резким прекращением датирования было почти уничтожено гражданское авиастроение, электронная промышленность, нанесен большой ущерб сельскому хозяйству и ряду других отраслей.
    5. Первоначальная отработка методологии приватизационных мероприятий шла в огранченном количестве регионов. На этом этапе план мероприятий не был «жестким», он постоянно корректировался («переходя реку, нащупываем дно ногами»). К моменту начала «большой приватизации» КНР уже имела отработанную методологию, эффективные методы борьбы с коррупцией и достаточное количество менеджеров, подтвердивших эффективность своей работы (в том числе и на управлении муниципальными предприятиями).

 

Следует отметить, что в докладе  Н.И. Рыжкова на Втором съезде народных депутатов в 1989 г. был предложен  план децентрализации (основанный на введении плана-заказа), очень близкий к  китайскому. План был создан рабочей группой академика Абалкина.  К сожалению, этот план не был реализован.

3.3. Приватизация в странах с рыночной экономикой

3.3.1. Приватизация во Франции

 

Госсектор Франции формировался под  воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов,  1986-1988,  1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами

В 1982 году правительством левых сил  была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.

В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя и приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все  мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов. Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

Приватизация во Франции имела  четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров  –  к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет [1].

3.3.2. Приватизация в Германии

 

Возрождение предпринимательства  в первый период времени после  Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».

Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но  не  все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с  приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

Первым путем был роспуск  комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и  об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные  рубежи объединения, понадобилось примерно 4  месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и  ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.

При анализе деятельности предприятий  выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

3.3.3. Приватизация в Испании

 

В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине  80-х – 83%, то сейчас – чуть больше 30%. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

К государственному сектору экономики  еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании – практически вся металлургия, угледобывающие шахты, электроэнергетика, нефтепереработка, газоснабжение, крупнейшие судоверфи, телефонная связь. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90 % стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь.

    К государственному  сектору  экономики  относились  также сеть  лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и  даже  гольф-клубы.  Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.     И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра  –  так называемого Национального Института промышленности. По сути, это  было  одно грандиозное министерство.

    Впрочем, такая структура   экономики,  созданная  во  времена   диктатуры генерала Франко, вполне  соответствовала  тогдашнему  авторитарному  режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа  и трехлетней  гражданской  войны.  Но  лишь  в  50-е  годы  его  правительство обратилось к национальной экономике,  пришедшей  к  тому  времени  в  полный упадок.

Информация о работе Приватизация. Сущность приватизации. Формы и темпы приватизации в России