Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО ”БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Микроэкономика

на тему: Приватизация в  Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

 

 

 

 

Студентка

МЭО, 1-й курс, ДАП-1                  (подпись)                                                    Е.Д.Ключник

                                                                                   (дата)

 

Руководитель                                  (подпись) (оценка)                                   В.И.Поплыко

 

 

 

                                                   МИНСК 2011

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33 с., 24 источника.

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ, ПРИВАТИЗАЦИИ, ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, МОДЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ, СРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ, ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ, ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ЭТАПЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ, ПЛАН ПРИВАТИЗАЦИИ, ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Объект исследования – приватизация в  Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Предмет исследования – приватизация в Беларуси.

Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.  

Методы исследования: системный подход, монографический подход, сравнительного анализа, абстрактно-логический, аналитический методы, приемы группировок.

Исследования  и разработки: исследованы теоретические аспекты приватизации, рассмотрен опыт зарубежных стран, рассмотрены этапы, основные цели и направления приватизации, рассмотрены итоги и перспективы приватизации.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

Оглавление

Стр.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5

1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5

1.2 Приватизация: опыт зарубежных  стран…………………………………....8

Глава 2 СОСТОЯНИЕ  ПРОЦЕССА  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12

2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12

2.2 Этапы    приватизации  и разгосударствления……………………………..13

Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17

3.1 План   приватизации   на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17

3.2 Итоги и перспективы  приватизации………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому  тема, посвященная  приватизации государственной собственности  является актуальной.

Приватизация является одной  из наиболее важных, но и сложных  реформ.  Она может решать самые  разные задачи – от чисто политических до социальных. Однако наиболее распространенными  являются все же экономические, понимаемые как рост эффективности на микро - и макроуровне. Добиться этого можно с помощью продажи предприятия стратегическому инвестору. Все другие схемы приватизации – продажи национальному собственнику (директорату,  бизнесу,  номенклатуре)  являются менее эффективными,  поскольку ведут к размыванию прав мажоритарных акционеров; как правило, за национальным капиталом нет необходимых  средств,  знаний,  умений,  выходов на международные рынки.

Приватизация в пользу стратегического инвестора ликвидирует эти недостатки, принося новый капитал и новое качество производства и продаж на приватизируемое предприятие. В тоже время,  продажа предприятий иностранным собственникам (поскольку национальный капитал, как правило, недостаточен ни с финансовой точки зрения, ни с точки зрения know - how) может вызвать в обществе сильное политическое и социальное напряжение и сопротивление, играя на стереотипах и пропагандируя идеи построения «национального капитализма».

В последние годы правительства  более восьмидесяти стран проводили  или проводят приватизацию государственных  предприятий. Она начиналась под  самыми разными лозунгами, но чаще всего  при этом шла речь о необходимости  либерализации и децентрализации  экономики. Основной причиной начала широкомасштабного  процесса приватизации послужило осознание  того, что организация хозяйственной  жизни в соответствии с рыночными  законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и  регламентации.

Приватизация означает смену  государственной формы собственности  на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов  деятельности из рук государства  в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.

Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими  соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и  сокращение масштабов государственной  предпринимательской деятельности для повышения эффективности  всей хозяйственной системы и  уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении  технико-экономических показателей  работы предприятий. Освобождение в  холе приватизации предприятий от государственной  сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать  решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников  на средства производства, развиваются  конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании  факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным  схемам и имеет свои специфические  особенности в зависимости от доли государственной собственности  в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования  экономики и т.д. Однако можно  отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой  стране.

Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике. Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь, изучить опыт зарубежных стран, рассмотреть этапы, цели и направления приватизации в Беларуси, рассмотреть план приватизации  на 2011- 2013 годы, подвести итоги.

Задачи курсовой работы:

-изучить подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации;

-изучить приватизация на опыте зарубежных стран;

-изучить основные цели и направления приватизации в Беларуси;

-изучить этапы приватизации и разгосударствления;

-изучить план приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы;

-изучить итоги и перспективы приватизации;

 

 

  1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ

 

1.1  Подходы  к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации

 

Разгосударствление представляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе  посредством приватизации) функции  непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

  Приватизация-это приобретение  физическими и (или)юридическими  лицами права собственности на  объекты, принадлежащие государству.

  В результате приватизации  государство полностью или частично  утрачивает права владения, пользования  и распоряжения государственной  собственностью, а государственные  органы утрачивают права непосредственного  управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности.

  Приватизация государственной  собственности в Республике Беларусь  регулируется настоящим Законом  и другим законодательством Республики  Беларусь. Государственная программа разгосударствления и приватизации принимается Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. Контроль над осуществлением Государственной программы разгосудар-ствления и приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.[3]

  Приватизация является  одной из основных экономических  реформ переходного периода, направленной  как на повышение эффективности  реального сектора экономики,  так и на создание принципиально  новой схемы функционирования  экономики. До 1996 г. приватизация  в Беларуси реализовывалась по  тем же схемам и с той  же динамикой, что и во многих  странах ЦВЕ и СНГ. Однако  к 1998 г. страна выбрала специфическую  модель развития, в которой приоритет  отдан государственной экономике  и повышению эффективности государственного  сектора. В белорусской модели  частному сектору отведено место  лишь на нитевых и сегментированных  рынках (где они не конкурируют  с государственными предприятиями). Актуальность и потребность в  приватизации стала минимальной  к 2005 г. Однако изменение условий  торговли с Россией подчеркнуло  уязвимость действующей модели  и «высветило» системные риски  и вызовы. В результате, в 2007 г.  было реализовано несколько значимых  приватизационных сделок. В тоже  время, поскольку в настоящее  время достигнута политическая  договоренность о достаточно  мягком и постепенном переходе  на мировые цены на энергоносители, необходимость «сброса» значительной  части предприятий с баланса  государства (госбюджета) или потребность  в значительных ресурсах на  дотирование реального сектора  и населения отсутствует. В  результате, в стране реализуется  модель   бесплатной  и платной приватизации. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В  этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа  на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие  акционируется, а затем его акции  продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. [4]

Объектами приватизации являются:

- государственное и общественное жилье;

- государственные предприятия,  учреждения, организации, структурные  единицы объединений и структурные  подразделения предприятий (в  дальнейшем – предприятия);

- государственное имущество,  сданное в аренду;

- доли (паи, акции), принадлежащие  Республике Беларусь и административно-территориальным  единицам в имуществе субъектов  хозяйствования.

Требования настоящего Закона и процедура приватизации не распространяются на случаи отчуждения государственными предприятиями, учреждениями, организациями  имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые  могут находиться только в собственности государства.

Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть:

- граждане Республики  Беларусь и Российской Федерации;

- негосударственные юридические  лица;

-юридические лица Республики  Беларусь, созданные не менее  чем 50 процентами членов трудовых  коллективов приватизируемых предприятий;

- иностранные инвесторы;

- лица без гражданства.

Негосударственными юридическими лицами в целях настоящего Закона признаются юридические лица, у которых  доля государственной собственности  в уставном фонде составляет менее 50 процентов.

В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и  обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием сельскохозяйственных предприятий  – производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также совхозы  и другие государственные сельскохозяйственные предприятия. [24]

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки  её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части  ведущих экономистов, что находящуюся  в государственной собственности  экономику вряд ли возможно приватизировать  за 2-3 года. Реальное её осуществление  должно быть медленным по трем основным причинам:

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты