Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа
Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25
Третье условие: инвестор должен обладать рынками сбыта. Например, если приходит инвестор из Европейского сообщества, это дает определенные гарантии того, что продукция будет продаваться на европейском рынке.
Предполагается, что и в нефтехимическом комплексе Беларуси сначала будет создан единый холдинг - Белорусская нефтяная компания (по образцу концерна "Белнефтехим"). Белорусская нефтяная компания (БНК) должна начать работать в мае 2011 года, тогда же начнется работа по поиску стратегического инвестора для продажи пакета акций БНК. Весьма вероятно, что процесс акционирования и дальнейшей приватизации БНК будет регулироваться отдельным указом президента Беларуси.
Второй по потенциальному приватизационному интересу сегмент белорусской промышленности - производство калийных удобрений, компания ОАО "Беларуськалий" (входит в состав концерна "Белнефтехим"). Это крупнейший в СНГ производитель калийных удобрений (В 2010 году ОАО "Беларуськалий" произвело 8,6 млн. т калийных удобрений против чуть более 4,3 млн. т в 2009 году). В последние годы "Беларуськалий" стал основным поставщиком валюты в бюджет Беларуси. Запрет на приватизацию "Беларуськалия" был снят в июне 2010 года, тогда же началось акционирование предприятия (работники предприятия при этом были лишены права на льготную приватизацию). Первым выразил интерес к пакету акций вновь созданного ОАО российский "Уралкалий", который уже владеет частью "Белорусской калийной компании" (крупнейшего российско-белорусского трейдера по продаже удобрений- доля поставок на мировой рынок составляет более 30%). Тогда Минск оценил стоимость 100 процентов акций ОАО "Беларуськалий" в 30 млрд долларов, то есть "Уралкалий" за около 20% акций "Беларуськали" должен был заплатить от 6 до 7 млрд. долларов (за контрольный пакет акций "Беларуськалия" "Уралкалий" готов был предложить $ 7,5 млрд.). После этого Минск заявил о готовности продать контрольный пакет ОАО китайским или индийским инвесторам.
Вопрос доступа российского капитала к процессу приватизации в Беларуси приобретает особое значение в период формирования ЕЭП, которое предполагает снятие всех препятствий на пути движения капитала внутри "интеграционной тройки".[22]
Встает вопрос о социальных последствиях грядущей приватизации. Лукашенко всегда особо гордился уровнем социальной поддержки в Беларуси, хотя его оппоненты уверены, что такой патернализм снижает конкурентоспособность белорусской промышленности. Безработица в стране, по официальным данным, составляет менее одного процента экономически активного населения (отток экономических мигрантов в Россию при этом не учитывается). Многие предприятия существуют за счет прямой господдержки. Вряд ли новые собственники согласятся поддерживать экономически неэффективные предприятия и финансировать в полном объеме социальные программы. Однако официальный Минск продолжает настаивать на сохранении всех социальных льгот для работников предприятий в полном объеме. Также непонятно, будут ли трудовые коллективы пользоваться какими-либо льготами при массовой приватизации.
По информации официальных
источников, ожидается рассмотрение
вопроса о возможности
Все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в Беларуси пока нет детально проработанной "дорожной карты приватизации". И в стране этот процесс будет зависеть от очень многих факторов, часто напрямую противоречащих друг другу.
В то же время выход Беларуси в рамках формируемого ЕЭП на финансовые рынки России и Казахстана дает Минску некоторое время для доработки решений по приватизации (в 2010 году в момент фактической кредитной блокады со стороны России Минск мог пойти на экстренную распродажу госимущества для покрытия все увеличивающегося дефицита торгового баланса).
Таким образом очень многое в определении стратегии приватизации в Беларуси будет зависеть от выбора основного консультанта. Главной задачей консультантов в ходе приватизации является определение адекватной оценки потенциала предприятий, их активов, порядка и сроков проведения конкурсов по их продаже, а также привлечение потенциальных инвесторов. Сейчас Минск ведет сбор предложений от потенциальных кандидатов (возможно, консультантов будет несколько). Ясно только одно: приватизация в Беларуси не будет идти по российским рецептам начала-середины 90-ых годов прошлого века.[21]
Заключение
Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов.
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и в развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, которые направлены на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Основными способами разгосударствления являются:
-либерализация рынков;
-коммерциализация;
-стимулирование создания
и расширение сферы деятельности
смешанных предприятий (
-денационализация.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы.
Существует две функции приватизации:
-она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований;
-она должна стать инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:
- многообразие форм
- индивидуализация и низкие
темпы приватизационного
- использование в
качестве постоянного элемента
государственного
Приватизация – это
быстрое и эффективное решение
проблем повышения
Способы приватизации - это выкуп арендованного имущества арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.
Всю работу по приватизации государственной
собственности возглавляет
Список использованных источников:
1.Авравшков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова О.В. Экономика предприятия.- М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
2.Арифметика приватизации //НЭГ. - 2009. - №48. - С.3
3.Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - Мн, БГЭУ, 2007
4.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон. спец.- 4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2004
5.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - Мн, 2005.
6.Булатов А.С. Экономика.
7.Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - Мн, 2001.
8.Декрет президента РБ ”О
разгосударствлении и
9.Жерносек Н. Главное - не поменять вывеску собственника, а извлечь из приватизации больше пользы // НЭГ. -2009. - №17. - С.5
10.Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Мн, 2006.
11.Курс экономики: Учебник 2-е издание
дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-Мн.,2004.-
12.Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. Мн., 2002.С.62-68.
13.Праневич А.А. Приватизация. Опыт, проблемы, уроки// Бухгалтерский учет и анализ. Мн., 2002.С.13-17.
14.Периодическое издание BISS: "Приватизация в Беларуси "
15.Периодическое издание «Экономика и бизнес» от 31 июля 2008.
16.Ракова Е.Ю Приватизация в РБ, цели, методы, результаты// БЭЖ. - 2006. - №3. - С.34-37
17.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн., ИП "Экоперспектива" 2005.
18.Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003, Минстатистики Республики Беларусь. - Мн, 2003. - 607 с
19.http://www.nns.ru/archive/
20.http://194.158.197.134/
21.http://www.gki.gov.by/
22.http://pravo.levonevsky.
23.http://www.pravoby.info/
24.http://www.levonevski.net/
Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты