Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

Третье условие: инвестор должен обладать рынками сбыта. Например, если приходит инвестор из Европейского сообщества, это дает определенные гарантии того, что продукция будет  продаваться на европейском рынке.

Предполагается, что и  в нефтехимическом комплексе  Беларуси сначала будет создан единый холдинг - Белорусская нефтяная компания (по образцу концерна "Белнефтехим"). Белорусская нефтяная компания (БНК) должна начать работать в мае 2011 года, тогда же начнется работа по поиску стратегического инвестора для  продажи пакета акций БНК. Весьма вероятно, что процесс акционирования и дальнейшей приватизации БНК будет  регулироваться отдельным указом президента Беларуси.

Второй по потенциальному приватизационному интересу сегмент  белорусской промышленности - производство калийных удобрений, компания ОАО "Беларуськалий" (входит в состав концерна "Белнефтехим"). Это крупнейший в СНГ производитель  калийных удобрений (В 2010 году ОАО "Беларуськалий" произвело 8,6 млн. т калийных удобрений  против чуть более 4,3 млн. т в 2009 году). В последние годы "Беларуськалий" стал основным поставщиком валюты в  бюджет Беларуси. Запрет на приватизацию "Беларуськалия" был снят в  июне 2010 года, тогда же началось акционирование предприятия (работники предприятия  при этом были лишены права на льготную приватизацию). Первым выразил интерес  к пакету акций вновь созданного ОАО российский "Уралкалий", который  уже владеет частью "Белорусской  калийной компании" (крупнейшего  российско-белорусского трейдера по продаже  удобрений- доля поставок на мировой  рынок составляет более 30%). Тогда  Минск оценил стоимость 100 процентов  акций ОАО "Беларуськалий" в 30 млрд долларов, то есть "Уралкалий" за около 20% акций "Беларуськали" должен был заплатить от 6 до 7 млрд. долларов (за контрольный пакет акций "Беларуськалия" "Уралкалий" готов был предложить $ 7,5 млрд.). После этого Минск заявил о готовности продать контрольный пакет ОАО китайским или индийским инвесторам.

Вопрос доступа российского  капитала к процессу приватизации в  Беларуси приобретает особое значение в период формирования ЕЭП, которое  предполагает снятие всех препятствий  на пути движения капитала внутри "интеграционной тройки".[22]

Встает вопрос о социальных последствиях грядущей приватизации. Лукашенко всегда особо гордился уровнем социальной поддержки в  Беларуси, хотя его оппоненты уверены, что такой патернализм снижает  конкурентоспособность белорусской промышленности. Безработица в стране, по официальным данным, составляет менее одного процента экономически активного населения (отток экономических мигрантов в Россию при этом не учитывается). Многие предприятия существуют за счет прямой господдержки. Вряд ли новые собственники согласятся поддерживать экономически неэффективные предприятия и финансировать в полном объеме социальные программы. Однако официальный Минск продолжает настаивать на сохранении всех социальных льгот для работников предприятий в полном объеме. Также непонятно, будут ли трудовые коллективы пользоваться какими-либо льготами при массовой приватизации.

По информации официальных  источников, ожидается рассмотрение вопроса о возможности направления  части чистой прибыли государственных  организаций и организаций с  преобладающей долей государства  на приобретение акций, принадлежащих  Беларуси, по номинальной стоимости  в целях дальнейшего распределения  среди работников коллектива в зависимости  от вклада в развитие организации.

Все вышеприведенные факты  свидетельствуют о том, что в  Беларуси пока нет детально проработанной "дорожной карты приватизации". И в стране этот процесс будет зависеть от очень многих факторов, часто напрямую противоречащих друг другу.

В то же время выход Беларуси в рамках формируемого ЕЭП на финансовые рынки России и Казахстана дает Минску некоторое время для доработки  решений по приватизации (в 2010 году в момент фактической кредитной  блокады со стороны России Минск  мог пойти на экстренную распродажу госимущества для покрытия все увеличивающегося дефицита торгового баланса).

Таким образом очень многое в определении стратегии приватизации в Беларуси будет зависеть от выбора основного консультанта. Главной задачей консультантов в ходе приватизации является определение адекватной оценки потенциала предприятий, их активов, порядка и сроков проведения конкурсов по их продаже, а также привлечение потенциальных инвесторов. Сейчас Минск ведет сбор предложений от потенциальных кандидатов (возможно, консультантов будет несколько). Ясно только одно: приватизация в Беларуси не будет идти по российским рецептам начала-середины 90-ых годов прошлого века.[21] 

 

 

Заключение

Написав данную курсовую работу можно  сделать ряд выводов.

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем,  становлении и в развитии товарного производства наряду с разделением труда  решающую  роль играет  собственность.  Отношения  собственности  составляют  основу   любой экономической системы.

В современном мире нет  ни одной страны, где бы государство  активно  не занималось хозяйственной  деятельностью. Преобладание  государственной  формы собственности в  экономике  страны  ведет  к  возникновению  государственной монополии,  которая  пагубна  для  развития  экономики.    Именно  поэтому   необходимо   разгосударствление   и приватизация.

Разгосударствление   –   это   совокупность   мер   по   преобразованию государственной  собственности, которые направлены на  устранение  чрезмерной  роли государства в экономике.

Основными способами разгосударствления являются:

-либерализация рынков;

-коммерциализация;

-стимулирование создания  и расширение  сферы  деятельности  смешанных  предприятий (государственно-частных);

-денационализация.

Приватизация – одно из  направлений  разгосударствления  собственности, переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы.

Существует две функции  приватизации:

-она должна стать элементом  экономической реформы, ядром   радикальных преобразований;

-она  должна  стать   инструментом   государственного   регулирования долговременного  характера.

Приватизация  в  развитых  западных  странах  имеет  ряд   существенных отличий:

- многообразие форм приватизации;

- индивидуализация и низкие  темпы приватизационного процесса;

-  использование  в   качестве  постоянного  элемента   государственного регулирования  экономики.

Приватизация – это  быстрое и эффективное решение  проблем повышения эффективности  бывших госпредприятий и переходной экономики в целом. Приватизация вызывает глубокую и широкомасштабную реструктуризацию, вместе с которыми в страну приходят новые технологии, менеджмент, капитал. В тоже время, сама по себе приватизация, без создания соответствующих макроэкономических и институциональных предпосылок  для развития предпринимательства  и частного бизнеса, мало изменяет эффективность  функционирования экономики.

Способы приватизации - это  выкуп арендованного имущества  арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа  объектов государственной собственности  на аукционе; продажа объектов государственной  собственности по конкурсу; безвозмездная  передача части государственной  собственности.

Всю работу по приватизации государственной  собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные  органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской  собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.

 

 

Список использованных источников:

1.Авравшков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова  О.В. Экономика предприятия.- М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

2.Арифметика приватизации //НЭГ. - 2009. - №48. - С.3

3.Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - Мн, БГЭУ, 2007

4.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория  экономического анализа: Учеб. для  студентов экон. спец.- 4-е изд., доп  и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2004

5.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - Мн, 2005.

6.Булатов А.С. Экономика. Учебник  для экономических академий, вузов и факультетов – М.,2007.

7.Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - Мн, 2001.

8.Декрет президента РБ ”О  разгосударствлении и приватизации  в РБ”, №3 (20.03.98)

9.Жерносек Н. Главное - не поменять вывеску собственника, а извлечь из приватизации больше пользы // НЭГ. -2009. - №17. - С.5

10.Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Мн, 2006.

11.Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-Мн.,2004.-716с.

12.Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. Мн., 2002.С.62-68.

13.Праневич А.А. Приватизация. Опыт, проблемы, уроки// Бухгалтерский учет и анализ. Мн., 2002.С.13-17.

14.Периодическое издание BISS: "Приватизация в Беларуси "

15.Периодическое издание «Экономика и бизнес» от 31 июля 2008.

16.Ракова Е.Ю Приватизация в РБ, цели, методы, результаты// БЭЖ. - 2006. - №3. - С.34-37

17.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн., ИП "Экоперспектива" 2005.

18.Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003, Минстатистики Республики Беларусь. - Мн, 2003. - 607 с

 

19.http://www.nns.ru/archive/banks/1996/12/18/previos/23.html- зарубежный опыт приватизации

20.http://194.158.197.134/ministry/economy.nsf/ -  (Сайт Министерства        Экономики), План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы

21.http://www.gki.gov.by/about/press/news/fb9c2aaad875dfff.html - итоги приватизации за 2008 год

22.http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor40/text40954.htm - Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 30 июня 2003 г. №771-П2/VI "О рекомендациях по итогам парламентских слушаний на тему "О концепции приватизации в Республике Беларусь

23.http://www.pravoby.info/docum09/part35/akt35964.htm -Закон Республики Беларусь от 16.04.1992 N 1593-XII "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь"

24.http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/num3/2d370.html - Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. №2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

 


Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты