Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

- сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

- требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

- монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно  в сжатые сроки создать новый  класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная»  приватизация жилого фонда, мелких и  средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение  приводит к ожидаемому эффекту. [6]

 В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:

- Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

- Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

- Дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

- Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

- Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- Контроль над осуществлением приватизации со стороны государства;

- Обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

- Постепенность и поэтапность;

- Соблюдение законности;[23]

В отношении малых и  средних государственных предприятий:

- Продажа исключительно через открытый аукцион, чтобы не допустить дискриминации потенциальных инвесторов,

- Продажа коммерческих предприятий с землей, на которых они находятся,

- Продажа без навязывания объемов инвестирования, сохранения обязательного профиля предприятий, без принуждения нового собственника к сохранению старой численности работников,

- Продажа по рыночной цене, т. е. по той, которая будет результатом проведения открытого аукциона,

- Продажа 100% акций, чтобы у номенклатуры не было соблазна осуществить рейдерский захват,

- Продажа, как минимум, контрольного пакета (50% плюс одна акция) одному инвестору,

- Передача до 10% акций (бесплатно) работникам приватизируемого предприятия с правом продажи акций новому собственнику, владельцу контрольного пакета;

- Продажа за деньги, а не за чеки или другие «ценные» бумаги,

- Поступление от приватизации: 60% - в пенсионный фонд на накопление, остальное – в местные бюджеты,

- Продажа по остаточной стоимости объектов недвижимости для арендаторов коммунальной и республиканской собственности.

- Продажа преимущественно для белорусских инвесторов предприятий, с числом работающих до 200 человек и с годовым оборотом до $50 млн.

  В отношении крупных  предприятий 

- Продажа каждого крупного предприятия отдельно, при участии авторитетной консалтинговой организации (белорусской или зарубежной), которая специализируется в данном секторе экономики,

- Активная информационная кампания (как минимум, 6 месяцев) о приватизации стратегических предприятий в Беларуси на ведущих информационных площадках мира;

- Проведение независимого аудита приватизируемого предприятия для определения начальной цены на аукционе;

- Создание равных условий участия в приватизационных аукционах для белорусских и зарубежных компаний,

- Продажа контрольного пакета стратегическому инвестору (минимум, 50% +1 акция), передача до 20% акций в пенсионный фонд и до 10% акций – работникам предприятия. В отдельных случаях должна быть предусмотрена продажа с обязательством сохранения профиля предприятия в течение 10 лет (например, МАЗ, МТЗ, БМЗ и т.п.),

- Передача управления пакетам акций, остающихся в собственности государства, в независимый орган или в трастовое управление частным структурам с четкими обязательствами их перед государством;

- Финансирование государством программ по переобучению и переквалификации уволенных работников за счет бюджета;

- Поддержка переезда уволенных работников из моногородов (денежный грант и помощь в аренде жилья);

- Подключение гражданского общества к обсуждению хода приватизации, участие авторитетных неправительственных организаций и представителей СМИ в комиссиях по приватизации стратегических предприятий.

    Таким образом, приватизация с одной  стороны,  должна  стать  элементом  экономической реформы, ядром  радикальных  преобразований,  а  с  другой,  –  инструментом государственного регулирования долговременного характера.[24]

 

 

 

1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран

  

Я хочу рассмотреть приватизацию на примере некоторых западноевропейских стран.

   Приватизация во  Франции

   Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

   В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.

   В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

   У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

   Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

   За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

   Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.[12]

   Приватизация в  Германии

   Возрождение предпринимательства  в первый период времени после  Второй мировой войны шло в  восточных землях в нескольких  формах. Это и создание новых  фирм, и реприватизация, и организация  совместных предприятий при участии  западного капитала и бывших  народных предприятий. Своего  рода переходной мерой является  децентрализация управления в  рамках бывших комбинатов, в результате  чего прежние государственные  предприятия начинают действовать  как свободные производители  в рыночной среде.

   Сразу же после  объединения Германии было подано  около 6000 заявок о выкупе предприятий  их бывшими владельцами. При  полном выкупе хозяйства предприятия  имели возможность получить кредит  у Немецкого кредитного банка  под залоговую стоимость земельного  участка. Кредиты на модернизацию  можно было получить по линии  «Программы возрождения Европы».

   Хозяйство ГДР  структурно было организовано  в 250 комбинатов, в которых в  свою очередь входило около  8000 предприятий. После объединения  Германии все они были переданы  под управление ведомства по  реорганизации и приватизации, называемого  Попечительским или Опекунским  советом. Но не все предприятия  могли быть приватизированы. Поэтому  параллельно с приватизацией  были и другие подходы поиска  эффективного управления.

   Первым путем был  роспуск комбината: входящие в  него предприятия получали полную  самостоятельность, выбирали директоров  и действовали на свой страх  и риск. Второй путь – превращение  комбината в штаб – квартиру  с координационными и поддерживающими  функциями, которые предприятию  выгодно делегировать такого  рода центру. Третий путь –  это создание холдингов вместо  прежних производственных объединений.[12]

   В марте 1990 года  в ГДР был издан закон об  учреждении и деятельности частных  предприятий и об участии в  капитале, где определялись условия  приватизации.

 После того как обозначились  временные рубежи объединения,  понадобилось примерно 4 месяца, чтобы  завершить формирование правовой  базы для приватизации восточногерманских  предприятий. Договор о создании  валютного, экономического и социального  союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский  совет по управлению государственным  имуществом. К нему переходил  государственный долг ГДР в  том объеме, в каком он мог  быть погашен будущими доходами  от реализации государственного  имущества. Оставшаяся задолженность  распределялась между новыми  восточными землями.

   При анализе деятельности  предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными,  а производительность труда в  ГДР составляла менее 30 % от  западногерманского уровня. Тем  не менее, к концу 1994 года, когда  попечительское ведомство завершило  свою деятельность, удалось приватизировать  или вернуть прежним владельцам  около 20000 предприятий, преимущественно  производственных. При этом в  договорном порядке были получены  гарантии создания 1,5 миллиона рабочих  мест и выделения инвестиций  на сумму 210 миллиардов марок.  Как показывает текущая проверка  выполнения гарантий, данных предприятиями,  в среднем было создано больше  рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

   После Попечительского  совета были созданы другие  организации, которые занимаются  приватизацией оставшихся в руках  государства производственных предприятий  и контролируют выполнение договоров,  заключенных с инвесторами.[19]

   Приватизация в Испании

   В Испании, государственный  сектор экономики, за последние  15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его  доля в общем объеме валового  внутреннего продукта страны  составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть  больше 30 %. Продажа бывших государственных  предприятий осуществляется уже  почти 20 лет.

   К государственному  сектору экономики еще совсем  недавно относилось большинство  промышленных предприятий Испании  – практически вся металлургия,  угледобывающие шахты, электроэнергетика,  нефтепереработка, газоснабжение, крупнейшие  судоверфи, телефонная связь.  Вся электроэнергия в стране  производилась на государственных  электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь  используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90 % стали. Полностью  в руках государства находилась  телефонная связь.

   К государственному  сектору экономики относились  также сеть лучших гостиниц, ведущие  туристические агентства и даже  гольф-клубы. Разумеется, весь общественный  транспорт в стране, кроме такси,  был государственным.

   И весь этот  гигантский сектор национальной  экономики, включавший в себя  более половины всех предприятий  Испании, управлялся из одного  центра – так называемого Национального  Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное  министерство.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты