Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа
Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25
- сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
- требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
- монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;
Сторонники быстрой
В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:
- Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
- Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
- Дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
- Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
- Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- Контроль над осуществлением приватизации со стороны государства;
- Обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
- Постепенность и поэтапность;
- Соблюдение законности;[23]
В отношении малых и
средних государственных
- Продажа исключительно через открытый аукцион, чтобы не допустить дискриминации потенциальных инвесторов,
- Продажа коммерческих предприятий с землей, на которых они находятся,
- Продажа без навязывания объемов инвестирования, сохранения обязательного профиля предприятий, без принуждения нового собственника к сохранению старой численности работников,
- Продажа по рыночной цене, т. е. по той, которая будет результатом проведения открытого аукциона,
- Продажа 100% акций, чтобы у номенклатуры не было соблазна осуществить рейдерский захват,
- Продажа, как минимум, контрольного пакета (50% плюс одна акция) одному инвестору,
- Передача до 10% акций (бесплатно) работникам приватизируемого предприятия с правом продажи акций новому собственнику, владельцу контрольного пакета;
- Продажа за деньги, а не за чеки или другие «ценные» бумаги,
- Поступление от приватизации: 60% - в пенсионный фонд на накопление, остальное – в местные бюджеты,
- Продажа по остаточной стоимости объектов недвижимости для арендаторов коммунальной и республиканской собственности.
- Продажа преимущественно для белорусских инвесторов предприятий, с числом работающих до 200 человек и с годовым оборотом до $50 млн.
В отношении крупных предприятий
- Продажа каждого крупного предприятия отдельно, при участии авторитетной консалтинговой организации (белорусской или зарубежной), которая специализируется в данном секторе экономики,
- Активная информационная кампания (как минимум, 6 месяцев) о приватизации стратегических предприятий в Беларуси на ведущих информационных площадках мира;
- Проведение независимого аудита приватизируемого предприятия для определения начальной цены на аукционе;
- Создание равных условий участия в приватизационных аукционах для белорусских и зарубежных компаний,
- Продажа контрольного пакета стратегическому инвестору (минимум, 50% +1 акция), передача до 20% акций в пенсионный фонд и до 10% акций – работникам предприятия. В отдельных случаях должна быть предусмотрена продажа с обязательством сохранения профиля предприятия в течение 10 лет (например, МАЗ, МТЗ, БМЗ и т.п.),
- Передача управления пакетам акций, остающихся в собственности государства, в независимый орган или в трастовое управление частным структурам с четкими обязательствами их перед государством;
- Финансирование государством программ по переобучению и переквалификации уволенных работников за счет бюджета;
- Поддержка переезда уволенных работников из моногородов (денежный грант и помощь в аренде жилья);
- Подключение гражданского общества к обсуждению хода приватизации, участие авторитетных неправительственных организаций и представителей СМИ в комиссиях по приватизации стратегических предприятий.
Таким образом, приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.[24]
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран
Я хочу рассмотреть приватизацию
на примере некоторых
Приватизация во Франции
Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.
В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.
В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.
У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.
Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.
За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.[12]
Приватизация в Германии
Возрождение
Сразу же после
объединения Германии было
Хозяйство ГДР
структурно было организовано
в 250 комбинатов, в которых в
свою очередь входило около
8000 предприятий. После
Первым путем был
роспуск комбината: входящие в
него предприятия получали
В марте 1990 года
в ГДР был издан закон об
учреждении и деятельности
После того как обозначились
временные рубежи объединения,
понадобилось примерно 4 месяца, чтобы
завершить формирование
При анализе деятельности
предприятий выяснилось, что лишь
8 % рабочих мест являются
После Попечительского
совета были созданы другие
организации, которые
Приватизация в Испании
В Испании, государственный
сектор экономики, за
К государственному
сектору экономики еще совсем
недавно относилось
К государственному
сектору экономики относились
также сеть лучших гостиниц, ведущие
туристические агентства и
И весь этот
гигантский сектор
Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты