Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

16 июня 1993г. Верховный  Совет утвердил соответствующую  госпрограмму. Согласно этому документу,  намечалось направить на приватизацию 2/3 стоимости основных фондов  государственных предприятий и  организаций, в том числе   в 1993г. – около  20 % (объемы  на последующие годы определены  не были). Кроме этого 6 июля  Парламент принял закон об  именных приватизационных чеках.  Был также утвержден перечень  предприятий не подлежащих приватизации.

29 сентября 1993г. состоялся  первый массовый открытый аукцион  в рамках программы массовой  приватизации в г.Бресте, в разработке  и реализации программы которой  впервые участвовали эксперты  Международной финансовой корпорации. Итоги аукциона превзошли ожидания  и экспертов и городской власти.

1 февраля 1994г. Совет  Министров РБ своим постановлением  утвердил Положение о специализированных  инвестиционных фондах, аккумулирующих  именные приватизационные именные  чеки «Имущество». Инициаторы  этого проекта надеялись, что  белорусский ваучер заложит основу  рынка ценных бумаг в РБ. Таким  образом 1 июля 1994г. в РБ началась  массовая приватизация.

В марте 1994г. Президиум Совмина  рассмотрел вопрос о выполнении программы  приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее  была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более  радикальная задача- провести разгосударствление 20 % собственности. Однако итоги выборов  Президента резко изменили ситуацию в стране.

23 мая 1995 после  трехчасового  обсуждения на коллегии Совета  Министров была утверждена Программа  разгосударствления и приватизации  на 1995г. В ней имелись определенные  подвижки вперед.

 Накануне. 17 мая 1995г.  был подписан Указ № 191 «Об  упорядочении распоряжения государственным  имуществом», согласно которому  требовалось все сделки с государственной  собственностью свыше 10 тыс. МЗП  согласовывать с Президентом.

Летом 1995г. промышленный кризис усиливает наметившуюся тенденцию  реприватизации. В октябре того же года был провален пилотный проект по привлечению инвестиций в процесс  приватизации. [10]

Продолжается совершенствование  нормативно правовой базы в области  приватизации государственного имущества. В парламенте страны находится на рассмотрении проект новой редакции закона о приватизации, который разработан с учетом современного положения  в сфере имущественных отношений, а также с учетом обеспечения  унификации с российским законодательством. Одна из основных целей нового законопроекта  — это правовое обеспечение создания условий для привлечения отечественных  и зарубежных инвестиций в экономику  страны.

С целью привлечения инвестиций в акционерные общества, будет организована продажа крупных пакетов акций, принадлежащих государству вплоть до контрольных, при условии выполнения обязательств новыми собственниками по развитию самих предприятий и расширению рынков сбыта продукции, работ и услуг.

В 2005 году реформирование государственной  собственности проводилось с  целью повышения экономической  эффективности работы предприятий, рационализации структуры государственной  собственности, пополнения республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных  единиц. При этом изменение организационно-правовой формы объектов государственной  собственности осуществлялось на основе принципа «точечного» подхода к  приватизации, предполагающего учет финансового состояния реформируемого предприятия, перспектив его развития, развития отраслей и регионов.

Некоторое снижение темпов приватизации в 2005 году по сравнению  с предыдущими годами связано  с повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной  собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения  организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, созданию новых рабочих  мест, улучшению социальных условий  работающих.

В целях организации продажи  принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ  в 2005 году на основании предложений  отраслевых министерств и концернов  были сформированы и утверждены приказом Министерства экономики от 30 марта 2005 г. № 52 перечни открытых акционерных  обществ, акции которых планируются  для продажи по конкурсу, на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2005 году.

Министерством экономики  были подготовлены и объявлены аукционы по продаже пакетов акций 46 акционерных  обществ, стоимость которых не превышала 10 тыс. базовых величин, на общую  сумму 4740,9 млн. рублей и конкурсы по продаже акций семи акционерных  обществ на сумму 883,1 млн. руб.

Реформирование экономики  и появление  новых  субъектов  хозяйствования нуждаются в надежном и эффективном механизме регулирования  рынка,  одну  из составных частей которого должна составлять инфраструктура.

      Элементный  состав рыночной инфраструктуры  в  Республике  Беларусь  к  настоящему времени сформирован  неполно и фрагментарно.  Процесс   становления идет стихийно, в  большинстве случаев не  обеспечен   необходимой  нормативно-правовой  базой и явно отстает от  потребностей времени.

В 90-е годы в республике появились различные биржи. 14.08.1991 г. Была зарегистрирована Белорусская  агропромышленная биржа. Биржа создана  в  целях повышения   эффективности   агропромышленного   комплекса   РБ,   содействия ускоренному развитию рыночных отношений,  проведения  земельной  реформы,  а также   осуществления   торговли   различными   ресурсами   и    продукцией, технологиями, контрактами, услугами, товарами народного потребления.

      В марте  1993 г. восемнадцатью банками РБ  была утверждена Межбанковская  валютная  биржа  как  ЗАО.  Основной  целью  ее  создания  была  организация рыночного механизма  котировки национальной денежной  единицы. В  апреле  1996 г.  в соответствии с Указом Президента  РБ от 09.04.96 № 139  ЗАО  «МВБ»   было преобразовано в  государственное   учреждение  «МВБ»  и  передано  в  ведение Национального Банка  РБ.

В соответствии с Указом Президента  РБ от 20.07.98, вместо валютных  и фондовых бирж в Беларуси была создана  единая  Белорусская  валютно-фондовая биржа в форме  акционерного  общества  открытого  типа.  Она  получила  право  биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными  ценностями  и ценными бумагами почти всех видов.  Это  был  "неравный  брак",  потому  что Международная  валютная биржа в то время была активно работающей  структурой, получала значительный доход,  а  Белорусская  валютно-фондовая  биржа  имела только  долги.  В  течение  1999  г.  новая  биржа   практически   полностью подготовилась к торговле акциями и другими ценными  бумагами.  Была  создана секция фондового рынка, в  которую  к  середине  2000  г.  вошли  29  банков (включая  НБ  и  иностранный  банк   "Москва-Минск")   и   19   небанковских организаций.

Будущее биржевого дела в  Республике Беларусь будет во  многом  зависеть  от налоговой политики государства. Следует также снять  многие  ограничения  на установление прочных  коммерческих  связей  между  предпринимателями  нашей  республики и иных стран, таможенные барьеры  на  границах  государств  СНГ. Создание благоприятных налоговых  и организационных условий для  деятельности бирж позволит им активно  участвовать в формировании рыночных отношений. [2]

Действующее в Республике Беларусь законодательство в области  приватизации предусматривает условия  и возможности участия иностранных  инвесторов в данном процессе.

Так, учредителями акционерных  обществ, создаваемых в процессе приватизации, могут быть, кроме  государства, юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или иное имущество в  уставные фонды данных обществ. При  этом доля иностранного инвестора в  уставном фонде созданного ОАО будет  соответствовать стоимости внесенных  им денежных средств или иного  имущества.

Иностранный инвестор может  стать участником ОАО, созданного в  процессе приватизации республиканской  собственности, путем внесения принадлежащего ему имущества в уставный фонд такого ОАО или приобретения дополнительного  выпуска акций ОАО на сумму  внесенного им вклада.

Иностранный инвестор может  также приобрести акции открытых акционерных обществ по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО  «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Иностранный инвестор может  принять участие в создании совместного  предприятия в виде закрытого  акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы  на территории Республики Беларусь путем  внесения денежного или неденежного  вклада в уставный фонд создаваемого общества.

Государственные предприятия  могут быть проданы на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками  таких торгов могут быть иностранные  инвесторы.

Законодательством Республики Беларусь также предусмотрена возможность  продажи предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность  по финансовым обязательствам равна  активной части баланса или превышает  ее, по начальной цене, равной одной  базовой величине.

Ежегодно формируются  и утверждаются перечни акционерных  обществ, акции которых планируются  для продажи в соответствующем  календарном году.

Информация об акционерных  обществах, акции которых планируются  для продажи, публикуется в печатных изданиях, а также размещается  в сети Интернет.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» предстоит разработка свыше 20 проектов нормативных правовых актов, регламентирующих управление и распоряжение государственным имуществом, включая разработку подходов и критериев изменения организационно-правовой формы государственных предприятий.

Предстоит также активизировать работу по вовлечению в хозяйственный  оборот принадлежащего государству  неиспользуемого и неэффективно используемого недвижимого имущества, включая принадлежащие государству  акции, в целях выполнения совместно  с республиканскими органами государственного управления заданий по поступлению  в бюджет доходов от реализации и  использования государственного имущества.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи, не были решены в полном объеме.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 План приватизации  на 2011-2013 годы в Беларуси и ее  реальные проблемы 

В Беларуси утвержден план приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности  Республики Беларусь, и план преобразования республиканских унитарных предприятий  в открытые акционерные общества на 2011-2013 годы. Такое решение принято  постановлением Совета Министров от 21 марта 2011 года №348.

В проект плана приватизации в Беларуси на 2011-2013 годы включены 244 акционерных общества. План формировался на основании предложений отраслевых министерств и концернов. Он разбит на годы: в план на 2011 год включено 180 АО, акции которых планируются для продажи, на 2012 год - 48 АО, на 2013 год - 16 АО.[18]

В новом плане приватизации в отличие от предыдущего, который  реализовывался в 2008-2009 годах, "сделана  смена акцентов". Если тогда акцент делался на акционировании предприятий, то сейчас, первые два года больше внимания будет уделяться продаже акций  акционерных обществ.

Республиканские органы государственного управления в двухмесячный срок должны представить в Государственный  комитет по имуществу предложения  о количестве подлежащих приватизации акций открытых акционерных обществ, указанных в плане приватизации, и способе их приватизации. В случае приватизации акций путем продажи  по конкурсу должны быть представлены предложения об условиях конкурса, а также годовые бухгалтерские  балансы этих обществ на 1 января 2011 года.

До 15 апреля 2012 года и до 15 апреля 2013 года в Госкомимущество  будут представляться годовые бухгалтерские  балансы соответственно на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года открытых акционерных обществ, указанных  в плане приватизации, акции которых  не были проданы.[20]

В плане приватизации объектов, находящихся в собственности  Республики Беларусь, на 2011-2013 годы содержится перечень хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых  подлежат приватизации. Среди наиболее крупных - предприятия машиностроения, входящие в систему Министерства промышленности, - открытые акционерные  общества "Барановичский завод  станкопринадлежностей", "Борисовский  инструментальный завод", "Брестмаш", "Витебский приборостроительный  завод", "ВолМет" (Волковыск), "Техноприбор" (Могилев).

В 2011 году будут представлены к приватизации акции 17 ОАО Министерства энергетики. В их числе - открытые акционерные  общества "Барановичигазстрой", "Белгазстрой" (Минск), "Белоозерский энергомеханический завод", "Белэнергоавтоматика" (Минск), "Гомельгазстрой".

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты