Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа
Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25
Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.
Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.
Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.
Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.
Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию.
Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.
Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.
Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.
Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.[13]
Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания «РЕПСОЛЬ», стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодня контролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынок нефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: это частные испанские «РЕПСОЛЬ» и «КАМСА», а также международная «Бритиш Петролеум».
Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.
Как правило, государство владеет в компаниях контроля над предприятиями стратегических отраслей так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.
Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.
Таким образом, приватизация
и другие институциональные
Приватизация и другие
институциональные
Глава 2 Состояние процесса преобразования форм собственности в Республике Беларусь
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси
Прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
Приватизация - одна из самых необходимых реформ в период трансформации социалистической модели экономики в рыночную. Ее системная цель - изменение социально-экономического уклада через создание широкого слоя собственников. Достигаемая экономическая цель - улучшение экономики и рост эффективности приватизированного предприятия, уход от бюджетной поддержки. Структурная - содействие структурной перестройке экономики, созданию фондового рынка, построению институтов рыночной экономики. Фискальная цель - пополнение бюджета за счет продажи предприятий за деньги и финансирование каких-то социальных программ (например, пенсионной реформы).[1]
К главным целям приватизации, следует отнести:
- формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики -- это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.
- создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
- формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
- развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
- сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
- уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
- становление слоя частных собственников (среднего класса).[16]
Конечной целью приватизации
является формирование эффективного рыночного
механизма управления производством,
основанного на конкуренции экономически
свободных
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления
После распада СССР Беларусь
имела практически одинаковые со
многими пост социалистическими
странами стартовые условия, в том
числе тотальную
Долго и мучительно как никогда, рождался закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки - 19 января 1993г. - Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
Уже в следующем году процесс снова был заторможен - отсутствовала соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет о приватизации, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.
Тем самым процесс получил возможность стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное оформление, реформа крупных предприятий фактически была остановлена. Так и не определившись со стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями.
Вернемся к началу истории приватизации в РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись, и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.
В тот период белорусской
приватизации никто не вынуждал соблюдать
принцип добровольности. Порядок
был такой: в Госимущество направлялась
заявка с подписями не менее 50 % членов
трудового коллектива, после ее рассмотрения
создавалась комиссия по приватизации,
которая разрабатывала
При первоначальном размещении
акций 30 % оставалось за государством,
40% выкупал трудовой коллектив, остальное
должно было направляться в свободную
продажу. Фондовой биржи еще не существовало
(ее планировалось открыть к концу
1991г.), но любой гражданин или
Однако главная проблема оставалась не в том: по мнению большинства экспертов того времени приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам, что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.[7]
Данный период в истории белорусской приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.
28 мая 1991г. Верховный
Совет принимает Постановление
Однако в канун принятия
конкретных решений приватизация натолкнулась
на активное сопротивление со стороны
исполнительных государственных структур
под лозунгом борьбы с неоправданным
разворовыванием
В феврале 1993г. был принят
Закон о разгосударствлении и
приватизации. Концепция блока
Однозначно говорилось, что
цель безвозмездной приватизации –
обеспечение социального
Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты