Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Приватизация в Республике Беларусь.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

В концерне "Белнефтехим" на продажу будут выставляться акции  четырех предприятий. Это ОАО "Гродненский  механический завод", "Медпласт" (Гомель), "Промжилстрой" (Могилев), "Речицкий текстиль".

Также в плане много  предприятий Минстройархитектуры. Это ОАО "Барановичский комбинат железобетонных конструкций", "Гомельжелезобетон", "Забудова" (поселок Чисть, Молодечненский район). В перечень вошли и автотранспортные предприятия Минтранса, предприятия  концернов "Белгоспищепром", "Беллегпром", "Беллесбумпром", министерств  связи и коммуникаций, образования, торговли, культуры.

План преобразования республиканских  унитарных предприятий в открытые акционерные общества на 2011-2013 годы включает 134 РУП. Сюда вошли дочерние предприятия "Белоруснефти", в  частности республиканские дочерние унитарные предприятия по обеспечению  нефтепродуктами "Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт", "Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт", "Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт". В этом перечне находятся республиканское унитарное предприятие "Производственное объединение "Белоруснефть" (Гомель), а также РУП "Светлогорское производственное объединение "Химволокно".

Намечено преобразование ряда ликеро-водочных предприятий концерна "Белгоспищепром". Это производственно-торговое республиканское унитарное предприятие "Минск Кристалл", РПУП "Брестский  ликеро-водочный завод "Белалко", РПУП "Гродненский ликеро-водочный завод "Неманофф" и другие.

Среди предприятий Минтранса, планируемых к акционированию, - республиканские унитарные предприятия "Национальная авиакомпания "Белавиа", "Авиакомпания Гомельавиа", "Авиакомпания Гродно".

Вошли в план преобразования и крупные предприятия Министерства промышленности. Это РУП "Минский  тракторный завод" и предприятия, входящие в ПО "МТЗ", РУП "Белорусский  металлургический завод", РУП "Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения "Гомсельмаш", республиканское  конструкторское унитарное предприятие "ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике" (Гомель), РУП "Речицкий метизный завод".

Вместе с тем, несмотря на то что приватизация в республике идет уже много лет, с сожалением приходится констатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансового состояния реформированных предприятий, повышения эффективности производства, снижения затрат в реальном секторе экономики.

Сделанного явно недостаточно для всестороннего развития рыночных отношений. Рыночная среда появляется при условии, если в предпринимательской деятельности занято лишь 30 - 40 % государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка, образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективно работать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такая среда в нашей стране создается, но очень медленно.[14]

В заключение можно отметить, что некоторые задачи, поставленные государственной политикой приватизации в республике, не были выполнены:

- не сформирован достаточный для рыночной экономики широкий слой эффективных частных собственников, в частности в малом и среднем бизнесе;

- институциональная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;

- привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

- в ряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, темны приватизации оказались крайне незначительными;

- не удалось сохранить конкурентное положение белорусских предприятий на отечественном и мировом рынках.

Для устранения перечисленных  негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать  и реализовать новые подходы  к решению вопросов, связанных  с управлением государственным  имуществом.

Целью государственной политики в области приватизации должно стать  кардинальное повышение эффективности  функционирования "отечественных  предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной  цели необходимо, решить следующие  задачи:

- создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;

- оптимизировать структуру собственности, включая структуру участия государственных и местных органов власти в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы бюджетов всех уровней на управление государственным и муниципальным имуществом;

- привлечь инвестиции в реальный сектор экономики;

- обеспечить контроль  над выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

- существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления, усилив при этом ответственность собственников на приватизированных предприятиях и заинтересовав руководство и персонал предприятий в результатах их 11 производственной деятельности;

- сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе белорусской экономики;

- восстановить активное функционирование фондового рынка;

- рационально пополнить доходную часть бюджета;

- усилить социальную направленность процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

Кроме того, с целью совершенствования  и ускорения процесса приватизации необходимо, на наш взгляд, внести следующие  изменения в действующее законодательство:

- установить приоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношения по приватизации;

- дать четкое определение критерия приватизированного предприятия. Определить ориентировочные сроки окончания приватизации в различных отраслях народного хозяйства;

- упростить процедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, что согласование приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству о собственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органов отраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку они объективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи с этим пересмотреть функции Министерства экономики, за которым закрепить право принимать окончательные решения о приватизации, независимо от позиции отраслевых ведомств;

- для повышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешить им приобретать (в зависимости от размера предприятия и характера отрасли) до 10--15 % акций, а руководящим работникам государственных объединений (концерны, ассоциации) - в пределах 1--2 % акций приватизируемых предприятий отрасли, что, несомненно, будет стимулировать процесс приватизации.

Таким образом, в проект плана  приватизации в Беларуси на 2011-2013 годы включены 244 акционерных общества. Беларусь поставила для себя определённые цели для того чтобы приватизировать  все эти общества.[5]

 

 

3.2 Итоги и перспективы  приватизации

В соответствии с планом приватизации объектов, находящихся  в республиканской собственности  на 2008- 2010 годы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 (с изменениями  постановления СМ РБ №№ 1709, 1939), в 2008 году подлежало приватизации 169 предприятий, в том числе: 50 - Минпрома, 45 - Минтранса, 20 - Минсельхозпрода, 14- Минторга, 6 - Минстройархитектуры, 11 - Минэнерго, 8 - Минжилкомхоза, 6 - концерна «Беллегпром», 3 - Минкультуры, 2 - Госкомвоенпрома, 2 - концерна «Белгоспищепром», 1 - Минсвязи, 1 - концерна «Белбиофарм».

За 2008-2010 годы реформировано 646 госпредприятий. За прошедшие 3 года были акционированы крупнейшие промышленные предприятия страны – МАЗ, БелАЗ, БелОМО, "Интеграл", "Беларуськалий".

В 2010 году реформировано 221 государственное  предприятие, создано 180 открытых акционерных  обществ. На торгах проданы имущественные  комплексы семы коммунальных предприятий. http://www.interfax.by/news/belarus/86845

Создание открытых акционерных  обществ осуществлялось как на базе одного унитарного предприятия, так  и на основе имущественных комплексов нескольких предприятий исходя из целесообразности развития отраслей, необходимости создания оптимальной и эффективной структуры  управления.

С учетом этого, было создано 107 открытых акционерных обществ, в  том числе:

- крупные предприятия промышленного комплекса, хорошо известные за пределами нашей страны, такие как Минский автомобильный завод, Минский механический завод имени С. И. Вавилова, Минский моторный завод;

- автотранспортные организации, осуществляющие внутренние и междугородние автоперевозки — на базе республиканского унитарного предприятия Могилевское автотранспортное предприятие «Облавтотранс» и его 20 дочерних предприятий создано одно открытое акционерное общество. Аналогичные подходы были применены при преобразовании в ОАО республиканского унитарного транспортного предприятия «Брестгрузавтосервис» совместно с 11-ю дочерними предприятиями;

- предприятия агропромышленного комплекса, осуществляющие разведение птицы на мясо и производство яиц — Оранчицкая и Жлобинская птицефабрики.

Кроме того, приватизированы  предприятия легкой промышленности; жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающие  лифтовые хозяйства; предприятия бытового обслуживания, а также предприятия  других отраслей.

 В уставные фонды  созданных открытых акционерных  обществ включено государственное  имущество на сумму более 4-х  триллионов белорусских рублей. Общая численность работающих  на реформированных предприятиях  составляет более 89 тысяч человек.

 Кроме того, проведен  комплекс работ, в соответствии  с действующим по приватизации  законодательством по продаже.

В результате издан Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 27 «О некоторых вопросах продажи  имущественных комплексов» по продаже  указанных судостроительно-судоремонтных  заводов. Проведен также комплекс работ  по подготовке к продаже на аукционе с условиями филиала Могилевского республиканского унитарного предприятия  электроэнергетики «Могилевэнерго»  Бобруйского завода древесноволокнистых  плит как имущественного комплекса. Проект распоряжения находится в  Совете Министров Республики Беларусь.[21]

Говоря о перспективах приватизации , 1 января 2011 вступила в действие новая редакция закона о приватизации госимущества. Аналитики отмечают, что новая редакция была принята с учетом рекомендаций МВФ и Всемирного банка. Эти международные финансовые организации особо настаивали на резком сокращении госсектора и введения массового института частной собственности. В ходе последних консультаций с МВФ и Всемирным банком правительство Беларуси вышло с предложением объединить агентство по инвестициям и приватизационное агентство. Это соответствует мировой практике, аналогичные структуры действуют в отдельных странах.

Формально правовой основой  для начала массовой приватизации стала  Директива № 4 Президента РБ "О  развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (принята 31 декабря 2010 года).

Расширяется перечень операций в управлении имуществом ОАО, которые  будут проводиться только по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В частности, это касается отчуждения зданий, сооружений, изолированных  помещений, акций, залога акций, а также  второй и последующих эмиссий  акций открытых акционерных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, в уставных фондах которых  имеются акции, находящиеся в  коммунальной собственности. Исключение составляют эмиссии акций, связанных  с отчуждением и (или) увеличением (образованием) доли Республики Беларусь и (или) административно-территориальных  единиц. На согласование президента Беларуси вносятся проекты решений соответствующих  местных исполнительных и распорядительных органов для осуществления второй и последующих эмиссий акций  ОАО, в уставных фондах которых имеются  акции, находящиеся в коммунальной собственности, а также отчуждения зданий, сооружений, изолированных  помещений, акций, залога акций облисполкомами и Минским горисполкомом.[8]

Безусловно, особый интерес  вызывает вопрос приватизации нефтехимического комплекса Беларуси. Президент четко  определил условия привлечения  иностранных инвесторов и продажи  пакетов акций. Инвестор должен обладать собственным финансовым капиталом: не только для выкупа пакета акций, но и для того, чтобы на длительную перспективу вкладывать деньги в  развитие предприятия. Чтобы предприятие  нефтехимии развивалось, надо через 3-5 лет обновлять основные фонды, фонды  предприятий микроэлектроники, радиоэлектроники надо обновлять раз в три года.

Второе условие: инвестор должен обладать своими материальными  ресурсами. Например, покупатель пакета акций предприятий нефтепереработки и нефтехимии должен иметь свою сырую  нефть - это дает гарантии загрузки предприятия.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты