Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа
Цель работы: раскрыть обоснованность приватизации как задачи экономической политики, доказать объективную необходимость развития приватизации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ……….5
1.1 Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации……………………………………………………………………..5
1.2 Приватизация: опыт зарубежных стран…………………………………....8
Глава 2 СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………..12
2.1 Основные цели и направления приватизации в Беларуси………………..12
2.2 Этапы приватизации и разгосударствления……………………………..13
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...17
3.1 План приватизации на 2011-2013 годы в Беларуси и ее реальные проблемы………..………………………………………………………………..17
3.2 Итоги и перспективы приватизации………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25
В концерне "Белнефтехим" на продажу будут выставляться акции четырех предприятий. Это ОАО "Гродненский механический завод", "Медпласт" (Гомель), "Промжилстрой" (Могилев), "Речицкий текстиль".
Также в плане много
предприятий
План преобразования республиканских
унитарных предприятий в
Намечено преобразование
ряда ликеро-водочных предприятий концерна
"Белгоспищепром". Это производственно-торговое
республиканское унитарное
Среди предприятий Минтранса,
планируемых к акционированию, -
республиканские унитарные
Вошли в план преобразования
и крупные предприятия
Вместе с тем, несмотря на то что приватизация в республике идет уже много лет, с сожалением приходится констатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансового состояния реформированных предприятий, повышения эффективности производства, снижения затрат в реальном секторе экономики.
Сделанного явно недостаточно для всестороннего развития рыночных отношений. Рыночная среда появляется при условии, если в предпринимательской деятельности занято лишь 30 - 40 % государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка, образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективно работать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такая среда в нашей стране создается, но очень медленно.[14]
В заключение можно отметить,
что некоторые задачи, поставленные
государственной политикой
- не сформирован достаточный для рыночной экономики широкий слой эффективных частных собственников, в частности в малом и среднем бизнесе;
- институциональная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;
- привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
- в ряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, темны приватизации оказались крайне незначительными;
- не удалось сохранить конкурентное положение белорусских предприятий на отечественном и мировом рынках.
Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом.
Целью государственной политики
в области приватизации должно стать
кардинальное повышение эффективности
функционирования "отечественных
предприятий и народно-
Для достижения указанной цели необходимо, решить следующие задачи:
- создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;
- оптимизировать структуру собственности, включая структуру участия государственных и местных органов власти в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы бюджетов всех уровней на управление государственным и муниципальным имуществом;
- привлечь инвестиции в реальный сектор экономики;
- обеспечить контроль над выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
- существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления, усилив при этом ответственность собственников на приватизированных предприятиях и заинтересовав руководство и персонал предприятий в результатах их 11 производственной деятельности;
- сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе белорусской экономики;
- восстановить активное функционирование фондового рынка;
- рационально пополнить доходную часть бюджета;
- усилить социальную направленность процесса приватизации государственного и муниципального имущества.
Кроме того, с целью совершенствования
и ускорения процесса приватизации
необходимо, на наш взгляд, внести следующие
изменения в действующее
- установить приоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношения по приватизации;
- дать четкое определение критерия приватизированного предприятия. Определить ориентировочные сроки окончания приватизации в различных отраслях народного хозяйства;
- упростить процедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, что согласование приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству о собственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органов отраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку они объективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи с этим пересмотреть функции Министерства экономики, за которым закрепить право принимать окончательные решения о приватизации, независимо от позиции отраслевых ведомств;
- для повышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешить им приобретать (в зависимости от размера предприятия и характера отрасли) до 10--15 % акций, а руководящим работникам государственных объединений (концерны, ассоциации) - в пределах 1--2 % акций приватизируемых предприятий отрасли, что, несомненно, будет стимулировать процесс приватизации.
Таким образом, в проект плана приватизации в Беларуси на 2011-2013 годы включены 244 акционерных общества. Беларусь поставила для себя определённые цели для того чтобы приватизировать все эти общества.[5]
3.2 Итоги и перспективы приватизации
В соответствии с планом
приватизации объектов, находящихся
в республиканской
За 2008-2010 годы реформировано 646 госпредприятий. За прошедшие 3 года были акционированы крупнейшие промышленные предприятия страны – МАЗ, БелАЗ, БелОМО, "Интеграл", "Беларуськалий".
В 2010 году реформировано 221 государственное
предприятие, создано 180 открытых акционерных
обществ. На торгах проданы имущественные
комплексы семы коммунальных предприятий.
http://www.interfax.by/news/
Создание открытых акционерных
обществ осуществлялось как на базе
одного унитарного предприятия, так
и на основе имущественных комплексов
нескольких предприятий исходя из целесообразности
развития отраслей, необходимости создания
оптимальной и эффективной
С учетом этого, было создано 107 открытых акционерных обществ, в том числе:
- крупные предприятия промышленного комплекса, хорошо известные за пределами нашей страны, такие как Минский автомобильный завод, Минский механический завод имени С. И. Вавилова, Минский моторный завод;
- автотранспортные организации, осуществляющие внутренние и междугородние автоперевозки — на базе республиканского унитарного предприятия Могилевское автотранспортное предприятие «Облавтотранс» и его 20 дочерних предприятий создано одно открытое акционерное общество. Аналогичные подходы были применены при преобразовании в ОАО республиканского унитарного транспортного предприятия «Брестгрузавтосервис» совместно с 11-ю дочерними предприятиями;
- предприятия агропромышленного комплекса, осуществляющие разведение птицы на мясо и производство яиц — Оранчицкая и Жлобинская птицефабрики.
Кроме того, приватизированы
предприятия легкой промышленности;
жилищно-коммунального
В уставные фонды
созданных открытых
Кроме того, проведен
комплекс работ, в
В результате издан Указ
Президента Республики Беларусь от 10 января
2009 г. № 27 «О некоторых вопросах продажи
имущественных комплексов» по продаже
указанных судостроительно-
Говоря о перспективах приватизации , 1 января 2011 вступила в действие новая редакция закона о приватизации госимущества. Аналитики отмечают, что новая редакция была принята с учетом рекомендаций МВФ и Всемирного банка. Эти международные финансовые организации особо настаивали на резком сокращении госсектора и введения массового института частной собственности. В ходе последних консультаций с МВФ и Всемирным банком правительство Беларуси вышло с предложением объединить агентство по инвестициям и приватизационное агентство. Это соответствует мировой практике, аналогичные структуры действуют в отдельных странах.
Формально правовой основой для начала массовой приватизации стала Директива № 4 Президента РБ "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (принята 31 декабря 2010 года).
Расширяется перечень операций
в управлении имуществом ОАО, которые
будут проводиться только по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.
В частности, это касается отчуждения
зданий, сооружений, изолированных
помещений, акций, залога акций, а также
второй и последующих эмиссий
акций открытых акционерных обществ,
перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию, в уставных фондах которых
имеются акции, находящиеся в
коммунальной собственности. Исключение
составляют эмиссии акций, связанных
с отчуждением и (или) увеличением
(образованием) доли Республики Беларусь
и (или) административно-
Безусловно, особый интерес вызывает вопрос приватизации нефтехимического комплекса Беларуси. Президент четко определил условия привлечения иностранных инвесторов и продажи пакетов акций. Инвестор должен обладать собственным финансовым капиталом: не только для выкупа пакета акций, но и для того, чтобы на длительную перспективу вкладывать деньги в развитие предприятия. Чтобы предприятие нефтехимии развивалось, надо через 3-5 лет обновлять основные фонды, фонды предприятий микроэлектроники, радиоэлектроники надо обновлять раз в три года.
Второе условие: инвестор
должен обладать своими материальными
ресурсами. Например, покупатель пакета
акций предприятий
Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь: особенности, этапы и результаты