Проблемы формирования антимонопольной политики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
2.Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий 6
1.1 Основные черты рыночной системы 6
1.2 Показатели монопольной власти фирмы 7
2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане 23
2.1 Степень монополизации рынка Казахстана 23
2.2 Антимонопольная политика Казахстана 29
2.3 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Пробл.формир.антимонопол.политики в РК.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. На современном этапе развития Казахстан, строит социально ориентированную рыночную экономику. Рыночные отношения - это прежде всего свободный рынок. Рынок это - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот Канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рынок регулирует сам  себя посредством трех главных факторов:

1) Свободно складывающиеся  рыночные цены.

2) Спрос и предложение.

3) Конкуренция (соперничество).

Формирование рыночных цен — это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели.

Как взаимоувязываются  эти различные стремления экономических  агентов? Каким образом при возникновении дефицита или, напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?

Эту постоянную работу выполняет механизм цен и  конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал Смит. Термин "невидимая рука" означает, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом.

В ходе длительной эволюции, преимущественно в XX в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики возникла вследствие того, что кризисы перепроизводства, которые стали постигать экономику, доказали, что рынок не может справиться сам во всех аспектах своей деятельности. Кроме того, возникла необходимость внесения в чисто рыночные отношения элементов социальной направленности, а также регулирования монополистических тенденций, которые стали появляться на рынке в конце 19 века.

Монополии наносят  ущерб общественному благосостоянию. Так как объем производства продукции у них занижен, а цены завышены по сравнению с фирмами, действующими в конкурентных условиях. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монополия в  чистом виде может существовать там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.

Существуют разные виды монополий. Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей, суть которых в том, что с ростом объёма производства снижаются средние издержки. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. д.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Легальные монополии  образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования  сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

До обретения независимости  в Казахстане, который являлся  республикой Советского Союза всё  производство было монополизированным.

Встав на рельсы рыночных отношений Казахстан провёл 3 этапа приватизации которые способствовали созданию конкурентной среды, но, тем не менее в Казахстане существуют монопольные структуры. Причем, помимо естественных монополий, в Казахстане также имеются монопольные объединения, которые более логично отнести к искусственно созданным монополиям. Степень монополизации рынка Казахстана может охарактеризовать государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующие (монопольное) положение с долей от 70% до 100% на соответствующем рынке: 2007 - 65%; 2008 - 63,3%; 2009 - 63%.

Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.

Задачи:

    1. Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
    2. Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Теоретико-методологические  основы рыночных отношений и  развития монополий

1.1 Основные  черты рыночной системы

 

В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Экономическая система, называемая рыночной экономикой свободной  конкуренции (чистый капитализм), сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях XX в. Отличительными чертами этой экономической системы являются частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.

Одной из главных предпосылок  чистого капитализма выступает  личная свобода всех участников экономической  деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу [1].

Ключевые экономические  задачи (что производить, как производить, для кого производить) решаются в  этой системе опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую, прежде всего, уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей. Предприниматели, стремясь получить все больший доход (прибыль), предельно экономно используют природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовывают такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каждый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит о том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом.

В ходе длительной эволюции, преимущественно в XX в., рыночная экономика  свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Ее основными чертами являются:

  1. многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);
  2. развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  3. более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

1.2 Показатели  монопольной власти фирмы

 

Количество фирм, действующих  в отрасли в состоянии долгосрочного  равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек к минимальному эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична).

 

n = Qd*(P – min LRAC) / q , (1)

 

где n- число фирм в отрасли;

Qd- рыночный спрос по  цене;

min LRAC – долгосрочные средние издержки;

q- минимально эффективный  выпуск.

Если в отрасли окажется число фирм, большее n то, по крайней мере, часть из них будет производить товар с издержками, большими минимального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних издержек, так что ряд фирм будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.

К числу факторов, определяющих монопольную власть фирмы относятся показатели рыночной концентрации (масштаб производства), а также показатели оценивающие величину экономической прибыли, получаемой фирмой.

Для характеристики концентрации рынка используют целый ряд показателей. Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей.

1) Индекс концентрации - это сумма рыночных долей  крупнейших фирм, действующих на рынке:

, (2)

 

 где Yi — рыночная доля i-той фирмы;

k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Информация о работе Проблемы формирования антимонопольной политики в РК