Проблемы формирования антимонопольной политики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
2.Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий 6
1.1 Основные черты рыночной системы 6
1.2 Показатели монопольной власти фирмы 7
2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане 23
2.1 Степень монополизации рынка Казахстана 23
2.2 Антимонопольная политика Казахстана 29
2.3 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Пробл.формир.антимонопол.политики в РК.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 4 - Эффективный  уровень производства

Примечание: составлено на основании  источника [3]

 

Рисунок 4 демонстрирует  определение наиболее оптимального для общества объема производства. Кривая спроса отражает ценность товара для потребителей, то есть сумму, которую они готовы заплатить за товар. Кривая предельных издержек отражает издержки монополиста. Таким образом, общественно эффективный объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек. При объемах ниже этого уровня ценность товара для потребителей превышает предельные издержки его производства, следовательно, увеличение выпуска ведет к возрастанию общего излишка. Выше этого уровня предельные издержки превышают ценность товара для потребителей, а значит, при снижении объема выпуска суммарный излишек увеличится.

Но монополист не выбирает объем выпуска при равенстве  предельных издержек и спроса, он решает поставлять такой объем продукции, которому соответствует точка пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек.

Рисунок 5 демонстрирует, что выбранный монополистом объем  выпуска меньше общественно эффективного объема. Объему производства ниже общественно эффективного выпуска соответствует цена, превышающая общественно эффективную цену. Когда монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки, некоторые потенциальные потребители, оценивающие товар ниже цены монополиста, отказываются от его приобретения. В этом и есть существо неэффективности, т.к. для таких потребителей ценность данного товара ниже издержек его приобретения. Таким образом, монопольное ценообразование является в определенной степени препятствием для осуществления взаимовыгодной торговли.

 

Рисунок 5 - Неэффективность  монополии

Примечание: составлено на основании  источника [3]

 

Можно измерить и неэффективность  монополии (рисунок 5). Вспомним, что кривая спроса отражает ценность товара для потребителей, а кривая предельных издержек - издержки монопольного производителя. Таким образом, площадь треугольника безвозвратных потерь между кривой спроса и кривой предельных издержек равна уменьшению общего излишка вследствие монопольного ценообразования. По некоторым подсчетам "мертвый убыток" (безвозвратные потери), возникающий в силу монополистического распределения ресурсов составляет 0,5 – 2% валового национального продукта США.

Кроме того, что у монополиста  объем производства, максимизирующий прибыль ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции, имеются и другие факторы, способствующие тому, что в условиях монополии не достигается максимальная производственная эффективность:


1) Являясь единственным  продавцом на рынке, монополист  не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

2) Барьеры для вступления  новых фирм в монополизированные  отрасли, а также огромные силы  и средства, которые монополисты  тратят на сохранение и укрепление  собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности  представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1) Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2)Высокие барьеры,  которые существуют для входа  новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3)Получение монопольной  прибыли за счет более высоких  цен является стимулом инновационной  деятельности. Если бы вслед за  каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4) Монополия стимулирует  конкуренцию, так как монопольно  высокие прибыли являются крайне  привлекательными для других  фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане

2.1 Степень  монополизации рынка Казахстана

 

На развитие рыночных отношений большое влияние оказывают  монополистические тенденции. Вследствие реформирования экономических отношений, монополизация экономики, носившая во времена Советского Союза гипертрофированный характер была в основном ликвидирована. Тем не менее, в силу разных причин на рынок Казахстана оказывают влияние монополистические тенденции ряда фирм.

Степень монополизации  рынка Казахстана может охарактеризовать государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующие(монопольное) положение с долей от 70% до 100% на соответствующем рынке:

2007-65% ;

2008-63,3%;

2009-63%;

2010- 60%.

 

Рисунок 6 - Степень монополизации рынка Казахстана

Примечание: составлено на основании  источника [14]

 

Влияние монополистических  тенденций на рыночные отношения  в Казахстане рассмотрены на примере АО «Казахтелеком».

История зарождения национального  оператора связи тесно связана с историей становления и развития самой отрасли телекоммуникаций в Казахстане. Отправной точкой казахстанских телекоммуникаций можно назвать 1862 год, когда телеграфная линия связала города Верный и Пишпек. На тот период это было единственным эффективным средством быстрой связи между городами, как самого Казахстана, так и всего региона в целом с окружающим миром. Предметом деятельности АО «Казахтелеком» является:

  • осуществление деятельности в качестве оператора связи Республики Казахстан для создания, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания сети телекоммуникаций;
  • выполнения функций оператора сети телекоммуникаций общего пользования и в том числе, оператора междугородней и международной связи, с правом производства расчетов с Администрациями связи других государств, компаниями [4].

Предприятие осуществляет свою деятельность в целях:

  • извлечения прибыли от коммерческой деятельности;
  • создания современных телекоммуникационных сетей на территории Республики Казахстан и их интеграции в мировую сеть телекоммуникаций;
  • предоставление всех видов телекоммуникационных услуг пользователям на территории Республики Казахстан и за рубежом.
  • предметом и целями деятельности предприятия являются:
  • создание в районе современной сети телекоммуникаций, в рамках проводимой Обществом единой финансово- экономической, технической, коммерческой, инвестиционной и рекламно-информационной политики - обеспечение эффективного использования сети телекоммуникаций общего пользования
  • качественное предоставление услуг телекоммуникаций физическим и юридическим лицам
  • обеспечение получения устойчивых доходов, извлечения прибыли от хозяйственной деятельности и использования ее в интересах Общества
  • обеспечение эффективной поддержки формирования корпоративной культуры и рекламно-информационной политики Общества.

Задачами предприятия  являются:

  • реализация общей концепции развития Общества, включающей технологическую, финансово-экономичекую, тарифную, инвестиционную, кадровую, административно-хозяйственную,социальную,рекламно-информационную и другие сферы деятельности;
  • обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц региона телекоммуникационными услугами, в соответствии с заключенными договорами;
  • организация бесперебойной передачи всех видов информации по каналам связи, эффективное использование сетей телекоммуникаций, в том числе при любых изменениях их состояния, согласно заключенным договорам;
  • постоянное совершенствование, улучшение эксплуатационных характеристик коммутационного оборудования, каналов, трактов, линий и сетей передачи, а также приема всех видов информации с целью повышения качества услуг телекоммуникаций;
  • организация четкой системы управления сетями телекоммуникаций в регионе, действующей в единой системе управления сети телекоммуникаций Общества;
  • согласованное взаимодействие сетей телекоммуникаций Общества на территории
  • осуществление работы по обеспечению сохранности государственной тайны, служебной информации, коммерческой и иной охраняемой законом тайны Общества;
  • содействие в проведении военно-мобилизационной работы, выполнение мероприятий, предусмотренных задачами гражданской обороны, а также мероприятий , по предупреждению чрезвычайных обстоятельств.
  • систематическое проведение работ по улучшению качества и культуры обслуживания абонентов, а также укреплению корпоративной культуры.
  • осуществление. В рамках рекламно-информационной политики Общества, поддержки продвижения услуг и формирования положительного имиджа Общества.

Функциями предприятия  являются:

1)предоставление пользователям  связи региона услуг телекоммуникаций, линий, каналов и средств Зоновой  телефонной и телеграфной сетей,  каналов передачи данных.

2)предоставление в  приоритетном порядке каналов связи для нужд государственных органов обороны, безопасности и охраны и правопорядка.

3)организация общей  и технической эксплуатации оборудования, линейно-кабельных сооружений, оргтехники, транспортных средств и механизмов, зданий, содержание их в соответствии с Правилами технической эксплуатации и утвержденными нормами;

4) проведение систематической  работы по повышению качества предоставляемых телекоммуникационных услуг и эффективности использования сети телекоммуникаций общего пользования;

5) обеспечение функционирования  всех технологических служб по  предоставлению телекоммуникационных услуг, а также качества, надежности сетей телекоммуникаций, аппаратуры и оборудования, трактов и каналов;

6) заключение договоров  с пользователями связи и на  все виды услуг телекоммуникаций от имени Общества;

7) обеспечение бесперебойного и эффективного использования сетей телекоммуникаций.

8) внедрение новых  видов услуг

9) проведение мероприятий  по охране сетей связи и  обеспечению сохранности линейно-кабельных  сооружений.

10) проведение метрологических работ, осуществление внутреннего надзора за измерительными приборами.

11) проведение закупок  товаров, работ и услуг для производственных нужд, в соответствии с требованиями внутреннего законодательства и внутренних нормативных актов Общества.

12) обеспечение регистрации имущественных прав на недвижимость, в соответствии с действующим законодательством республики Казахстан обеспечение сохранности имущества и отражения стоимости зарегистрированных объектов недвижимости в бухгалтерской отчетности.

13) участие в работе по совершенствованию систем взаиморасчетов и оплаты за предоставляемые услуги связи с учетом рекомендаций международных организаций и положений нормативных актов РК.

14) проведение маркетинговых исследований по изучению рынка телекоммуникационных услуг для определения возможностей удовлетворения существующего и потенциального спроса на услуги и утверждение, по согласованию с центральным аппаратом Общества ,региональных тарифов, в установленном порядке.

15) осуществление рекламной деятельности, направленной на привлечение широкого круга пользователей связи, формирование положительного имиджа Общества [5].

Развивающаяся экономика, как следствие влияет на емкость  рынка, повышает требования потребителей к качеству и ассортименту услуг. Все эти текущие и перспективные изменения на рынке потребителей влияют на рынок поставщиков услуг, на уровень и степень их конкуренции, поведение на рынке. Стратегия развития АО «Казахтелеком» построена на основе среднесрочной программы развития Костанайской области на 2007-2008 годы, оценки развития конкуренции, внутренних инвестиционных возможностей с учетом изменения потребительских предпочтений. Сейчас одним из направлений развития АО «Казахтелеком» является наращивание абонентской базы, т.к. спрос на услуги МТС превышает предложение. Это, прежде всего, обусловлено следующими факторами: абоненты МТС – это потенциальные пользователи услуг передачи данных, так же это клиентская база для развития всех других текущих и перспективных услуг. Чтобы динамично и эффективно развивать сети телекоммуникаций необходимо проводить систематическую работу во всех сферах деятельности предприятия. Спрос на услуги МТС довольно значительный. Задача состоит в том, как развивать сети, чтобы максимально удовлетворить спрос, не замораживая инвестиции на длительные сроки с учетом всех внешних и внутренних факторов. Эта задача решается усилиями специалистов четырех блоков. Это администрация, технический блок, коммерческий блок, участок продаж. И эффективность их работы показывает достигнутый уровень скорости продаж, который на сегодняшний день составляет в среднем 4,9 месяцев. Для реализации Программы развития. Кроме Бюджета капитальных вложений (БКВ) используется Резервный БКВ (коммерческие проекты) и дополнительно заработанные средства предприятия, в этом году было израсходовано на модернизацию и развитие 77% заработанных денег. В текущем году были инициированы 2 проекта, планируется еще 2 проекта. С внедрением технологии аутсорсинга, заключены договора на прием платежей за услуги связи с АО «Казпочта», с банком 2 уровня, что позволило увеличить количество пунктов приема платежей до 12. Дополнительно открыто 2 пункта предоставления услуг междугородней международной связи субъектам малого бизнеса, из них 2 пункта оборудовано современным оборудованием – АПП.

Информация о работе Проблемы формирования антимонопольной политики в РК