Проблемы формирования антимонопольной политики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
2.Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий 6
1.1 Основные черты рыночной системы 6
1.2 Показатели монопольной власти фирмы 7
2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане 23
2.1 Степень монополизации рынка Казахстана 23
2.2 Антимонопольная политика Казахстана 29
2.3 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Пробл.формир.антимонопол.политики в РК.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

Активно ведется работа по продвижению услуг сети Интернет, так, количество пользователей Интернет по Денисовскому району Костанайской области с начала текущего года увеличилось на 54 единицы или на 116%. Организация Централизованного бюро ремонта показало ряд позитивных моментов, подтверждающих обоснованность и актуальность организации подобной системы послепродажного сервиса. В результате его внедрения абоненты получили возможность дозвона (бесплатно) на телефон отдела поддержки потребителей (ЦБР) с любого населенного пункта района, а также восстановления работы телефона в установленные контрольные сроки. Централизация приема заявок на работу телефонов позволила получить объективную информацию о состояния МСТ, обеспечила прозрачность работы участковых электромонтеров и дала возможность эффективного планирования ремонтных работ. Исторически сложилось, что основная часть сети телекоммуникаций общего пользования принадлежит АО «Казахтелеком», в связи с чем, развитие альтернативных операторов связи зависит от условий присоединения, выставляемых АО «Казахтелеком». АО «Казахтелеком» занимает доминирующее (монопольное) положение на телекоммуникационном рынке, особенно на рынке фиксированной, мобильной связи и Интернет-услуг. АО «Казахтелеком» принадлежит значительный пакет акций в трех из четырех казахстанских сотовых компаниях (ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» - 49%, ТОО «Мобайл Телеком – Сервис»-51% и АО «Aлтел»-100%). Исключение составляет ТОО «Кар-тел».

 

Таблица 3 – Состав акций АО «Казахтелеком»

Наименование

ТОО «GSM Казахстан АО «Казахтелеком»

ТОО «Мобайл Телеком – Сервис»

АО «Aлтел»

Доля акций

49%

51%

100%


Примечание: составлено на основании  источника [13]

 

Также АО «Казахтелеком» прямо и косвенно владеет 100% акций  АО «Нурсат» (предоставление значительного  объема услуг Интернета). При этом АО «Казахтелеком» также оказывает услуги Интернета. Кроме того АО «Казахтелеком» принадлежат 100 % пакеты акций (долей) ряда компаний, оказывающих услуги передачи данных. Пользуясь своим доминирующим положением, «Казахтелеком» препятствует развитию конкуренции в телекоммуникационной сфере. Данная позиция не является удивительной, так как АО «Казахтелеком», как оператор, не заинтересован в создании конкурентов самому себе по видам услуг, оказываемым в настоящее время им самим.

Рисунок 7 – Состав акций АО «Казахтелеком»

Примечание: составлено на основании  источника [13]

Как показывает практика и многочисленные жалобы альтернативных операторов, АО «Казахтелеком» не заинтересован  в развитии конкуренции в отрасли, так как это ведет к снижению его монопольного дохода.

Одной из проблем для  многих операторов телефонной связи  является доступ альтернативных операторов связи к сети телекоммуникаций общего пользования АО «Казахтелеком», в  том числе, в кабельную канализацию. АО «Казахтелеком», используя свое монопольное положение, всячески препятствует процессу присоединения альтернативных операторов в своей сети. По мнению операторов связи, доминирующий оператор выставляет заранее невыполнимые условия на присоединение сетей. Тарифы на пропуск трафика чрезвычайно высоки, что также является барьером.

Очень нагляден, например тот факт, что стоимость звонка в Англию обходится казахстанцу в два раза дороже, чем звонок из Англии в Казахстан. А звонок и Англии в США, расстояние до которых такое же, как и до Казахстана обходится англичанину в пять раз дешевле, чем звонок в Казахстан.

Высокий уровень тарифов  на услуги связи в Казахстане в  сравнении с аналогичными тарифами ведущих Европейских стран, а также с некоторыми из стран СНГ (Россия, Украина), говорит о том, что отечественный рынок телекоммуникаций является высокомонополизированным и субъекты рынка связи не функционируют в конкурентной среде.

В ходе проведенного анализа установлены барьеры входа на рынок телекоммуникаций новых компаний и мешающих развитию конкуренции:

  • чрезмерная экономическая концентрация рынка телекоммуникаций вследствие аффилированности субъектов, оказывающих услуги связи;
  • отсутствие равного доступа к инфраструктуре телекоммуникаций (проблемы присоединения сетей телекоммуникаций операторов связи, в том числе, имеющих соответствующие государственные лицензии, к сетям операторов сотовой связи (минуя сети АО «Казахтелеком»), а также доступа операторов IP - телефонии к сети телекоммуникаций общего пользования);
  • неотрегулированная система универсального обслуживания;
  • отсутствие свободного радиочастотного ресурса;
  • высокие тарифы на пропуск альтернативным операторам связи трафика междугородной и международной телефонной связи, а также трафика на сети операторов сотовой связи через сети АО «Казахтелеком».

2.2 Антимонопольная  политика Казахстана

 

Для регулирования естественных монополий и ограничения деятельности искусственно созданных монополий  решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

В 1993 г. Государственный  комитет по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической  деятельности был преобразован в  Государственный комитет по антимонопольной политике.

Во исполнение Указа  Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994г. «О совершенствовании структуры  органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.) [6]

В 1997 г. Комитет был  разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: составлено на основании  источника [13]

 

В 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:

- Агентство по стратегическому  планированию и реформам как центральный орган, не входящий в состав Правительства;

- Комитет по экономическому  планированию Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики  Казахстан;

- Комитет по регулированию  естественных монополий и защите  конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли.

Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции  Министерства энергетики, индустрии  и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства  Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.

В настоящее время, Агентство  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.

Антимонопольное Агентство имеет территориальные  органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

Агентство является юридическим  лицом, имеет расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.

Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.

Агентство вступает в гражданско-правовые отношения  от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

Агентство по вопросам своей компетенции в  установленном законодательством порядке издает нормативно – правовые акты, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

Учредителем Агентства является государство  в лице Президента Республики Казахстан.

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов.

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции [7].

В 1992-1994 гг. регулирование  цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно  возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом  постановления Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие основную деятельность.

Эти меры позволили  замедлить темпы роста цен  в отраслях, относящихся к сфере  естественной монополии, и в экономике  в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования  в сфере естественных монополий  составляют: Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Информация о работе Проблемы формирования антимонопольной политики в РК