Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
2.Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий 6
1.1 Основные черты рыночной системы 6
1.2 Показатели монопольной власти фирмы 7
2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане 23
2.1 Степень монополизации рынка Казахстана 23
2.2 Антимонопольная политика Казахстана 29
2.3 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
В связи с изложенным, Агентство стратегическим направлением для себя определяет создание условия для развития конкуренции.
Таблица 5 - Стратегические направления, цели и задачи деятельности государственного органа
Наименование |
Единица измерения |
Отчетный период |
Плановый период | ||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||||||
Стратегическое направление: Создание условий для развития конкуренции | |||||||||||
Цель: Уменьшение количества рынков с неразвитой конкуренцией Целевые индикаторы: 1) Сокращение удельного
веса монополистов в 2) Повышение субиндекса
«эффективность | |||||||||||
Задача 1. Формирование поддержки конкурентной политики | |||||||||||
Показатели: Разработка информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции и результатах работы по основной деятельности (публикации в СМИ, выступлений по телевидению и радио) |
Ед. |
35 |
48 |
96 |
120 |
144 | |||||
Показатели: Общественные мероприятия для представителей бизнеса и государственных органов по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции (в т.ч. конференций, круглые столы) |
Ед. |
10 |
15 |
32 |
40 |
50 | |||||
Задача 2. Оперативное реагирование и прогнозирование ситуации на товарных рынках | |||||||||||
Показатели: Процент охвата товарных рынков анализом на предмет выявления экономической концентрации |
% |
3 |
5 |
11 |
20 |
39 | |||||
Показатели: Разработка и внедрение интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции» в подразделениях Агентства (центральный аппарат, межрегиональные инспекции) |
Ед. |
0 |
0 |
2 |
3 |
3 | |||||
Задача 3. Совершенствование способов и методов предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства | |||||||||||
Показатели: Принятие мер антимонопольного реагирования по результатам проведенных проверок и расследований |
% |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 | |||||
Показатели: Исполняемость вынесенных предписаний |
% |
45 |
50 |
65 |
70 |
75 | |||||
Задача 4. Усиление межотраслевой координации по развитию конкуренции и ограничении монополистической деятельности | |||||||||||
Показатели: Исполнение вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов |
% |
30 |
30 |
35 |
40 |
45 | |||||
Показатели: Проведение рейтинга акиматов по созданию условий развития конкуренции |
Ед. |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
Примечание: составлено на основании источника [15]
Агентство создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2007 года № 425 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».
Действующая структура Агентства состоит из пяти департаментов и семи территориальных подразделений (межрегиональные инспекции), которые созданы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141. Структура, в целом, отвечает достижению поставленных перед государственным органом задач.
Принимаются меры по укреплению и повышению профессионального уровня кадрового состава органа. На постоянной основе проводятся семинары с привлечением международных экспертов Европейского союза, Европейского Банка Реконструкции и Развития, проходят курсы повышения квалификации государственных служащих в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
Проводится работа по гармонизации, совершенствованию антимонопольного законодательства. Разработан проект Закона Республики Казахстан прямого действия «О конкуренции
Укрепляется сотрудничество с антимонопольными ведомствами зарубежных стран и международными организациями по защите конкуренции. Так, в сентябре-октябре 2008 года в г. Астане проводилось 28 заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике.
Внедряется система информирования (адвокатирование конкуренции), направленная на пропаганду защиты и развития конкуренции в практику работы государственных органов, в обычаи делового оборота субъектов рынка, путем публикации информационных материалов, проведения курсов, семинаров, конференций [11].
Реализация стратегического направления в области защиты конкуренции требует концентрации усилий не только Агентства, но и других местных и центральных исполнительных органов. Становится необходимым усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия в вопросах развития и защиты конкуренции. В данном направлении Агентством проводится работа по разработке и принятию совместных приказов с центральными государственными органами. Разрабатывается рейтинг местных исполнительных органов по развитию конкуренции в регионах.
По результатам анализов товарных рынков вносятся предложения центральным государственным исполнительным органам по развитию конкуренции и устранению барьеров доступа на рынок. В правоохранительные органы направляются материалы по фактам нарушений антимонопольного уголовного законодательства.
Возможным риском для достижения Агентством поставленных целей стратегического плана могут быть изменения в действующем законодательстве, влияющие на выполнение функций и задач Агентства.
Кроме того, угрозами для достижения целевого индикатора могут служить изменения подходов, методологии расчетов индекса в рейтинге Глобальной конкурентноспособности в ВЭФ и увеличение количества ранжируемых стран. Так, количество факторов указанного рейтинга, учитываемых при расчете, увеличилось с 35 в 2005 году до 90 в 2006 году и до 110 в 2007 году.
Таблица 6 – Возможные риски и меры противодействия
№ п/п |
Название риска |
Механизмы и меры противодействия |
1. |
Расширение доли государственного регулирования в экономике |
Заключение соглашений и меморандумов с государственными органами, включение соответствующих показателей в стратегические планы государственных органов |
2 |
Недостаточная работа центральных и местных исполнительных органов по созданию условий для развития конкуренции в регионах и отраслях | |
3. |
Изменения подходов, методологии расчетов индекса в рейтинге Глобальной конкурентноспособности в ВЭФ и увеличение количества ранжируемых стран |
Активизация взаимодействия с международными организациями |
4. |
Отказ государственных органов в предоставлении доступа к ведомственным базам данных в связи с некоторыми нормами действующего законодательства |
Примечание: составлено на основании источника [15]
По достижению индикаторов стратегического плана, в том числе может препятствовать недостаточная работа местных и центральных исполнительных органов по развитию конкуренции, а также отказ государственных органов в предоставлении доступа к ведомственным базам данных в связи с некоторыми нормами действующего законодательства и как следствие низкий уровень возможности создания интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции».
Перечень программных и иных нормативно правовых актов, на основе которых разработан Стратегический план:
1 Конституция Республики Казахстан.
2 Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
3 Закон Республики Казахстан от 9 июня 1998 года «О недобросовестной конкуренции».
4 «Стратегия - 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Послание Президента страны народу Казахстана 1997 год.
5 «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», выступление Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года.
6. «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» Послание Президента РК народу Казахстана 6 февраля 2008 года.
7. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096.
8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года № 1308 «Об утверждении Программы развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы».
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)».
Для достижения целей
стратегического плана
Таблица 7 – Бюджетные программы
Наименование бюджетной программы (подпрограммы) | |||
Действующая редакция (с указанием кода) |
№ |
Предлагаемая редакция (с указанием кода) | |
программа |
тип программы |
программа | |
001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области защиты конкуренции» |
1 |
услуги, предоставляемые госорганами |
001 «Услуги по защите конкуренции» |
2 |
капитальные расходы |
002 «Материально – техническое оснащение» | |
3 |
услуги, предоставляемые госорганами |
003 «Создание интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции» |
Примечание: составлено на основании источника [15]
Таблица 8 - Стратегические направления, цели, задачи и показатели деятельности Агентства по защите конкуренции
Наименование |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||
Стратегическое направление: Создание условий для развития конкуренции | |||||||
Цель: Уменьшение количества рынков с неразвитой конкуренцией Целевые индикаторы: 1) Сокращение удельного веса монополистов в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, с долей от 70 до 100 процентов на соответствующем рынке: в 2011 году – 55 % (2007г. – 65 %,, 2009 г.-63%, 2010г. – 60%) . 2) Повышение субиндекса «эффективность антимонопольной политики» в рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума: в 2011 году не ниже 79 места (81 место в 2007 г., 80 – в 2009 г., 80 – в 2010 г.). | |||||||
Задача 1. Формирование поддержки конкурентной политики | |||||||
Показатели: Разработка информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции и результатах работы по основной деятельности (публикации в СМИ, выступлений по телевидению и радио) |
Ед. |
35 |
48 |
96 |
120 |
144 | |
Показатели: Общественные мероприятия для представителей бизнеса и государственных органов по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции (в т.ч. конференций, круглые столы) |
Ед. |
10 |
15 |
32 |
40 |
50 | |
Задача 2. Оперативное реагирование и прогнозирование ситуации на товарных рынках | |||||||
Показатели: Процент охвата товарных рынков анализом на предмет выявления экономической концентрации |
% |
3 |
5 |
11 |
20 |
39 | |
Показатели: Разработка и внедрение интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции» в подразделениях Агентства (центральный аппарат, межрегиональные инспекции) |
Ед. |
0 |
0 |
2 |
3 |
3 | |
Задача 3. Совершенствование способов и методов предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства | |||||||
Показатели: Принятие мер антимонопольного реагирования по результатам проведенных проверок и расследований |
% |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 | |
Показатели: Исполняемость вынесенных предписаний |
% |
45 |
50 |
65 |
70 |
75 | |
Задача 4. Усиление межотраслевой
координации по развитию конкуренции
и ограничении монополистическо | |||||||
Показатели: Разработка совместных приказов, заключение договоров о сотрудничестве по координации и взаимодействию с заинтересованными государственными органами |
Ед. |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 | |
Показатели: Исполнение вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов |
% |
30 |
30 |
35 |
40 |
45 | |
Показатели: Проведение рейтинга акиматов по созданию условий развития конкуренции |
Ед. |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
Примечание: составлено на основании источника [15]
Стратегические цели Агентства по защите конкуренции в полной мере соответствуют стратегическим целям государства.
Монополия в чистом виде может существовать там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.
У монополиста объем производства, максимизирующий прибыль ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Политика содействия
конкуренции и антимонопольное
регулирование экономических
Долгосрочные ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной экономики заложены в 1997 году в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, разработанная во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира".
По поручению Главы государства в октябре 2007 года создано Агентство по защите конкуренции. На Агентство возложены задачи по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции.
Информация о работе Проблемы формирования антимонопольной политики в РК