Проблемы формирования антимонопольной политики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
2.Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий 6
1.1 Основные черты рыночной системы 6
1.2 Показатели монопольной власти фирмы 7
2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане 23
2.1 Степень монополизации рынка Казахстана 23
2.2 Антимонопольная политика Казахстана 29
2.3 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Пробл.формир.антимонопол.политики в РК.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

В связи с изложенным, Агентство стратегическим направлением для себя определяет создание условия для развития конкуренции.

 

Таблица 5 - Стратегические направления, цели и задачи деятельности государственного органа

Наименование

Единица измерения

Отчетный период

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Стратегическое направление: Создание условий для развития конкуренции

Цель: Уменьшение количества рынков с неразвитой конкуренцией

Целевые индикаторы:

1) Сокращение удельного  веса монополистов в Государственном  реестре субъектов рынка, занимающих  доминирующее (монопольное) положение, с долей от 70 до 100 процентов на соответствующем рынке: в 2011 году – 55 %

2) Повышение субиндекса  «эффективность антимонопольной  политики» в рейтинге Глобальной  конкурентоспособности Всемирного экономического форума: в 2011 году не ниже 79 места

Задача 1. Формирование поддержки  конкурентной политики

Показатели: Разработка информационных материалов о преимуществах справедливой конкуренции и результатах работы по основной деятельности (публикации в СМИ, выступлений по телевидению и радио)

 

 

Ед.

 

35

 

48

 

96

 

120

 

144

Показатели: Общественные мероприятия для представителей бизнеса и государственных органов по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции (в т.ч. конференций, круглые столы)

 

Ед.

 

10

 

15

 

32

 

40

 

50

Задача 2. Оперативное  реагирование и прогнозирование  ситуации на товарных рынках

Показатели: Процент охвата товарных рынков анализом на предмет выявления экономической концентрации

%

3

5

11

20

39

Показатели: Разработка и внедрение интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции» в подразделениях Агентства (центральный аппарат, межрегиональные инспекции)

Ед.

0

0

2

3

3

Задача 3. Совершенствование  способов и методов предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства

Показатели: Принятие мер  антимонопольного реагирования по результатам проведенных проверок и расследований

%

65

70

75

80

85

Показатели: Исполняемость вынесенных предписаний

%

45

50

65

70

75

Задача 4. Усиление межотраслевой координации по развитию конкуренции и ограничении монополистической деятельности

Показатели: Исполнение вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов

%

30

30

35

40

45

Показатели: Проведение рейтинга акиматов по созданию условий развития конкуренции

Ед.

0

0

2

2

2


Примечание: составлено на основании  источника [15]

 

Агентство создано в  соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2007 года № 425 «О мерах по дальнейшему совершенствованию  системы государственного управления Республики Казахстан».

Действующая структура  Агентства состоит из пяти департаментов  и семи территориальных подразделений (межрегиональные инспекции), которые  созданы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141. Структура, в целом, отвечает достижению поставленных перед государственным органом задач.

Принимаются меры по укреплению и повышению профессионального  уровня кадрового состава органа. На постоянной основе проводятся семинары с привлечением международных экспертов Европейского союза, Европейского Банка Реконструкции и Развития, проходят курсы повышения квалификации государственных служащих в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Проводится работа по гармонизации, совершенствованию антимонопольного законодательства. Разработан проект Закона Республики Казахстан прямого действия «О конкуренции

Укрепляется сотрудничество с антимонопольными ведомствами  зарубежных стран и международными организациями по защите конкуренции. Так, в сентябре-октябре 2008 года в г. Астане проводилось 28 заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

Внедряется система  информирования (адвокатирование конкуренции), направленная на пропаганду защиты и развития конкуренции в практику работы государственных органов, в обычаи делового оборота субъектов рынка, путем публикации информационных материалов, проведения курсов, семинаров, конференций [11].

Реализация стратегического  направления в области защиты конкуренции требует концентрации усилий не только Агентства, но и других местных и центральных исполнительных органов. Становится необходимым усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия в вопросах развития и защиты конкуренции. В данном направлении Агентством проводится работа по разработке и принятию совместных приказов с центральными государственными органами. Разрабатывается рейтинг местных исполнительных органов по развитию конкуренции в регионах.

По результатам анализов товарных рынков вносятся предложения центральным государственным исполнительным органам по развитию конкуренции и устранению барьеров доступа на рынок. В правоохранительные органы направляются материалы по фактам нарушений антимонопольного уголовного законодательства.

Возможным риском для  достижения Агентством поставленных целей  стратегического плана могут  быть изменения в действующем  законодательстве, влияющие на выполнение функций и задач Агентства.

Кроме того, угрозами для  достижения целевого индикатора могут  служить изменения подходов, методологии расчетов индекса в рейтинге Глобальной конкурентноспособности в ВЭФ и увеличение количества ранжируемых стран. Так, количество факторов указанного рейтинга, учитываемых при расчете, увеличилось с 35 в 2005 году до 90 в 2006 году и до 110 в 2007 году.

 

Таблица 6 – Возможные  риски и меры противодействия

№ п/п

Название риска

Механизмы и меры противодействия

1.

Расширение доли государственного регулирования в экономике

Заключение соглашений и меморандумов с государственными органами, включение соответствующих показателей в стратегические планы государственных органов

 

2

Недостаточная работа центральных  и местных исполнительных органов  по созданию условий для развития конкуренции в регионах и отраслях

3.

Изменения подходов, методологии расчетов индекса в рейтинге Глобальной конкурентноспособности в ВЭФ и увеличение количества ранжируемых стран

Активизация взаимодействия с международными организациями

4.

Отказ государственных  органов в предоставлении доступа к ведомственным базам данных в связи с некоторыми нормами действующего законодательства

 

Примечание: составлено на основании  источника [15]

 

По достижению индикаторов  стратегического плана, в том  числе может препятствовать недостаточная  работа местных и центральных  исполнительных органов по развитию конкуренции, а также отказ государственных органов в предоставлении доступа к ведомственным базам данных в связи с некоторыми нормами действующего законодательства и как следствие низкий уровень возможности создания интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции».

Перечень программных  и иных нормативно правовых актов, на основе которых разработан Стратегический план:

1 Конституция Республики  Казахстан.

2 Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

3 Закон Республики  Казахстан от 9 июня 1998 года «О  недобросовестной конкуренции».

4 «Стратегия - 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Послание Президента страны народу Казахстана 1997 год.

5 «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», выступление Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года.

6. «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» Послание Президента РК народу Казахстана 6 февраля 2008 года.

7. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096.

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года № 1308 «Об утверждении Программы развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы».

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)».

Для достижения целей  стратегического плана Агентства  на 2009 год потребуется 619 млн. тенге, 2010 году – 676 млн. тенге, 2011 году – 783 млн. тенге. Всего на три года – около 2 млрд. тенге. В соответствии со стратегическим планом Агентства разработана бюджетная программа «Услуга по защите конкуренции».

 

Таблица 7 – Бюджетные программы

Наименование бюджетной программы (подпрограммы)

Действующая редакция

(с указанием кода)

Предлагаемая редакция (с указанием кода)

программа

тип программы

программа

001 «Обеспечение деятельности  уполномоченного органа в области защиты конкуренции»

1

услуги, предоставляемые госорганами

001 «Услуги по защите  конкуренции»

2

капитальные расходы

002 «Материально –  техническое оснащение»

3

услуги, предоставляемые  госорганами

003 «Создание интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции»


Примечание: составлено на основании источника [15]

Таблица 8 - Стратегические направления, цели, задачи и показатели деятельности Агентства по защите конкуренции

Наименование

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

Стратегическое направление: Создание условий для развития конкуренции

Цель: Уменьшение количества рынков с неразвитой конкуренцией

Целевые индикаторы: 1) Сокращение удельного веса монополистов в Государственном  реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, с долей от 70 до 100 процентов на соответствующем рынке: в 2011 году – 55 % (2007г. – 65 %,, 2009 г.-63%, 2010г. – 60%) . 2) Повышение субиндекса «эффективность антимонопольной политики» в рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума: в 2011 году не ниже 79 места (81 место в 2007 г., 80 – в 2009 г., 80 – в 2010 г.).

Задача 1. Формирование поддержки  конкурентной политики

Показатели: Разработка информационных материалов о преимуществах  справедливой конкуренции и результатах работы по основной деятельности (публикации в СМИ, выступлений по телевидению и радио)

 

 

Ед.

 

35

 

48

 

96

 

120

 

144

Показатели: Общественные мероприятия для представителей бизнеса и государственных органов по ограничению монополистической деятельности и недопущению недобросовестной конкуренции (в т.ч. конференций, круглые столы)

 

Ед.

 

10

 

15

 

32

 

40

 

50

Задача 2. Оперативное  реагирование и прогнозирование  ситуации на товарных рынках

Показатели: Процент охвата товарных рынков анализом на предмет выявления экономической концентрации

%

3

5

11

20

39

Показатели: Разработка и внедрение интегрированной  информационно – аналитической системы «Защита конкуренции» в подразделениях Агентства (центральный аппарат, межрегиональные инспекции)

Ед.

0

0

2

3

3

Задача 3. Совершенствование  способов и методов предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства

Показатели: Принятие мер  антимонопольного реагирования по результатам проведенных проверок и расследований

%

65

70

75

80

85

Показатели: Исполняемость вынесенных предписаний

%

45

50

65

70

75

Задача 4. Усиление межотраслевой  координации по развитию конкуренции  и ограничении монополистической деятельности

Показатели: Разработка совместных приказов, заключение договоров о сотрудничестве по координации и взаимодействию с заинтересованными государственными органами

 

Ед.

 

2

 

4

 

6

 

8

 

10

Показатели: Исполнение вынесенных предписаний по фактам антиконкурентных действий государственных органов

%

30

30

35

40

45

Показатели: Проведение рейтинга акиматов по созданию условий развития конкуренции

Ед.

0

0

2

2

2


Примечание: составлено на основании  источника [15]

 

Стратегические цели Агентства по защите конкуренции  в полной мере соответствуют стратегическим целям государства.

 

Заключение

 

Монополия в  чистом виде может существовать там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.

У монополиста объем производства, максимизирующий прибыль ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.


Политика содействия конкуренции и антимонопольное  регулирование экономических процессов  вошли в число приоритетных направлений  экономического развития Казахстана. Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Долгосрочные ориентиры  развития, укрепления конкурентоспособной экономики заложены в 1997 году в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, разработанная во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира".

По поручению Главы  государства в октябре 2007 года создано  Агентство по защите конкуренции. На Агентство возложены задачи по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции.

Информация о работе Проблемы формирования антимонопольной политики в РК