Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
2.Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий 6
1.1 Основные черты рыночной системы 6
1.2 Показатели монопольной власти фирмы 7
2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане 23
2.1 Степень монополизации рынка Казахстана 23
2.2 Антимонопольная политика Казахстана 29
2.3 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
В естественных монополиях долгосрочные средние издержки производителя LAC достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции.
В такой отрасли наиболее
эффективным масштабом
В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не U - образную (параболическую), L - образную кривую.
Чем больше объем выпуска, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объема производства.
Рисунок 2 – Естественная монополия
Примечание: составлено на основании источника [3]
Максимизация прибыли происходит при выпуске продукции в объеме QE, в точке пересечения предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (т. Е). Однако, для общества оптимальным объем производства является объем QE*, где долгосрочные предельные издержки пересекается с кривой спроса D (с ценой) - в точке Е*. Но цена, соответствующая точки Е*. ниже величины долгосрочных средних издержек, значит фирма не будет получать нормальную прибыль. В таких условиях она долго существовать не может.
Экономия на масштабе защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит вести эффективное производство в меньших размерах.
Основные правила регулирования естественных монополий:
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
а) патентная система.
Под патентом подразумевается свидетельство,
выданное правительством страны гражданину
на право исключительного
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;
в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:
1) простейшие объединения.
К ним относятся конвенции,
пулы, ринги, концерны. В этих низших
формах монополистических
2) картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
3) синдикаты. Синдикат
- это объединение ряда предприят
4) тресты. Трест- это
объединение собственности и
управления ряда предприятий
одной или нескольких отраслей
промышленности с полной
5) комбинаты. Комбинаты
объединяют предприятия
Различия между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение различных форм монополий.
Поскольку монополизм в
ХХ веке предстал как явление весьма
“ёмкое” по структуре и содержанию,
то сложилось уже несколько
Из российских классификаций наиболее известной является классификация типов монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньшей мере, 6 основных разновидностей данного явления:
1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала; 2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отраслей металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д; 3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;5) естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.).
Таблица 1 – Виды монополии
Разнообразие видов монополий по Элвину Дж. Долану и Дэйвиду Е. Линдсею. | ||
Закрытая монополия |
Естественная монополия |
Открытая монополия |
Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. |
Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок |
Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. |
Примечание: составлено на основании источника [3]
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
В то же время монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Монополия в чистом виде может существовать там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.
Для того чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно еще раз сравнить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции. При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной. В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, как показано в таблице 1, в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию – это отраслевая кривая спроса. Значит, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.
На рисунке 3 показаны краткосрочные кривые средних и предельных издержек монопольной фирмы. Также показаны спрос на продукт монополиста и предельный доход от него. Монопольный выпуск обозначен как Qm, он является выпуском, соответствующим той точке, где пересекаются кривые предельного дохода и предельных издержек. Чтобы побудить покупателей приобрести это количество товара, монополист устанавливает цену, равную Рм. При этой цене и величине выпуска монополист получает на единицу товара прибыль (Рм - АСм). Общий выпуск равен Qm. Общая экономическая прибыль равна, следовательно, (Рм -АСм)Qм.
Какую по величине прибыль заработает монополист в действительности, зависит как от издержек, так и от спроса на его товар. Обладание монополией не гарантирует, что вы будете получать прибыли. Монополисты могут и выходят из отрасли, когда спрос на продукт, который они продают, снижается. Владеть единственной в городе подлинной турецкой баней будет невыгодно, если цена меньше средних издержек для объема выпуска, при котором MR = МС. Если спрос и предельный доход от продукта, поставляемого монополистом, снижаются, то может быть невозможным заработать прибыль. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, упадет ниже средних издержек, монополия понесет убытки. Это показано на графике (рис. 3).
Рисунок 3 - Монопольная цена и выпуск
Примечание: составлено на основании источника [3]
В Соединенных Штатах Америки в последние годы фирма "Amtrak" обладает монополией на пассажирские железнодорожные перевозки на многих маршрутах. Однако даже, несмотря на это, фирма несла убытки.
С точки зрения потребителей монополия нежелательна. С другой стороны, монопольно высокая цена весьма привлекательна для владельцев фирмы. Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции [3].
В качестве критерия полезности монополии для общества в целом используется понятие общего излишка. Общий излишек равен сумме потребительского излишка и излишка производителей. Потребительский излишек определяется как разность между суммой, которую потребители готовы заплатить за товар, и реально уплаченной суммой. Излишек производителей — выручка, полученная за реализованный товар за вычетом издержек его производства. Равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке — не только естественный, но и желательный результат его функционирования. «Невидимая рука» рынка обеспечивает распределение ресурсов, максимизирующее величину общего излишка. Так как монополия приводит к распределению ресурсов, отличному от распределения конкурентного рынка, монопольный рынок должен, в некотором роде, потерпеть фиаско в максимизации экономического благосостояния.
Информация о работе Проблемы формирования антимонопольной политики в РК