Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель работы: проанализировать проблемы формирования антимонопольной политики в РК.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий.
2.Провести анализ антимонопольной политики в Казахстане.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений и развития монополий 6
1.1 Основные черты рыночной системы 6
1.2 Показатели монопольной власти фирмы 7
2. Анализ антимонопольной политики в Казахстане 23
2.1 Степень монополизации рынка Казахстана 23
2.2 Антимонопольная политика Казахстана 29
2.3 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг.
Правоотношения, возникающие
на рынке услуг субъектов
- транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
- транспортировка газа
и газового конденсата по
- передача и распределение электрической и тепловой энергии;
- эксплуатация железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;
- услуги водохозяйственной и канализационной систем;
- услуги почтовой связи;
- иные виды, установленные законодательными актами Республики Казахстан.
В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.
Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае, потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению [8].
В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.
Органы по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями:
1) государственное регулирование;
2) контроль за соблюдением действующего законодательства;
3) применение мер по пресечению нарушений.
К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:
Государственная монополия
– услуги, предоставляемые государственны
Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.
Немаловажно и то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.
Продолжительное время в вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:
2) Правила установления и определения размера платы за услуги государственных органов;
3) Правила ведения государственного регистра платных услуг, оказываемых государственными органами.
Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а именно:
1) настоящие правила, изложенные в полном объеме;
2) перечень платных
услуг, оказываемых данным
3) цены на предоставляемые услуги, утвержденные уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами;
4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем для получения услуги, образцы их заполнения;
5) порядок и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).
Примечание: составлено на основании источника [17]
Настоящими правилами определены права и обязанности государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности, государственные органы обязаны давать исчерпывающие бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а потребитель обязан произвести оплату за саму услугу. При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности. Правилами установления и определения размера платы за услуги государственных органов жестко регламентирован порядок и сроки предоставления к утверждению проектов цен. Цены на услуги государственных органов, включенных в Государственный регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.
Политика содействия
конкуренции и антимонопольное
регулирование экономических
В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, разработанная во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира".
В настоящее время
развитие государственной
Вместе с тем, в Республике
Казахстан еще не созданы достаточные
условия для развития конкуренции.
Так, удельный вес монополистов в
Государственном реестре
Наиболее монополизированными
являются топливно-энергетический комплекс,
сфера транспорта и связи. Так, в
Государственном реестре
С каждым годом увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства, в том числе злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и согласованных действий, приводящих к ограничению конкуренции на товарных рынках. Так, в 2007 году антимонопольным ведомством к административной ответственности за различные нарушения было привлечено 205 субъектов рынка (5 - в 2006 году), вынесено 485 (57 - в 2006 году) предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Взысканная сумма в бюджет государства за нарушение антимонопольного законодательства составила 106,1 млн. тенге (2,8 млн. тенге – в 2006 году).
О недостаточности принимаемых мер по защите конкуренции свидетельствует положение Казахстана в рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2007 – 2008 годы, по которому в 2007 году Казахстан занял 81 место по субиндексу «эффективность антимонопольной политики», и 74 место по субиндексу «интенсивность местной конкуренции» по компоненту «эффективность товарных рынков».
На сегодняшний день
отсутствует эффективная
Не на должном уровне
находится антимонопольная
В настоящее время для выявления и пресечения ценовых сговоров, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим и монопольным положением применяется комплекс мер. Вместе с тем, существующие способы и методы борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства не способствуют их оперативному выявлению, принятию предупредительных мер. Кроме того, с ограниченной штатной численностью антимонопольный орган может выявлять лишь небольшую часть указанных нарушений. Охват анализом групп товарных рынков в 2007 году составил около 3% [10].
Указанные факты требуют применения новых подходов в предупреждении и пресечении нарушений антимонопольного законодательства, повышении качества работы.
При этом пресечение правонарушений антимонопольного законодательства невозможно без информационного содействия других государственных органов. Необходимая для проведения расследований и анализов товарных рынков информация, имеющаяся в распоряжении других государственных органов, не всегда предоставляется в антимонопольный орган.
Своевременный и оперативный анализ товарных рынков является необходимым условием эффективного контроля концентрации и своевременного выявления нарушений с антимонопольного законодательства.
По результатам проводимых
анализов выявляются барьеры для
«входа» на рынок новых компаний,
к которым можно отнести
Развитию добросовестной
конкуренции и ограничению
Информация о работе Проблемы формирования антимонопольной политики в РК