Проблемы и перспективы теории потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают система факторов потребительского поведения с акцентом на экономическую составляющую.
Цель работы – раскрыть сущность теории потребительского поведения и исследовать ее практическое применение на примере статистических данных.
Задачи: раскрыть сущность понятий экономических потребностей и благ, рассмотреть их классификацию; проанализировать многочисленные подходы к теории потребительского поведения; исследовать историю развития теории потребительского поведения; изучить статистику потребления материальных благ и услуг населением России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса.....................................................................................................................5

1.1 Сущность теории потребительского поведения.............................................9

1.2 Сущность рынка и условия его возникновения............................................10

1.3 История формирования современной теории потребительского поведения...............................................................................................................12

2 Анализ противоречий потребления в различных теориях потребительского
поведения...............................................................................................................18

2.1 Модель Кейнса.................................................................................................18
2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри.......................................20

2.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни.....................................................21
2.4 Теория перманентного дохода (М. Фридмен)..............................................24

3 Проблемы и перспективы теории потребительского поведения...................25

3.1 Современный этап развития теории потребительского поведения в
контексте российской практики...........................................................................25

3.2 Уровень жизни населения и его показатели.................................................27

Заключение.............................................................................................................29

Список используемой литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

MOJ_KURSACh_PO_MKR.docx

— 62.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

 

1 Основные предпосылки  возникновения теории потребительского  поведения и спроса.....................................................................................................................5

 

1.1 Сущность теории потребительского  поведения.............................................9

 

1.2 Сущность рынка и  условия его возникновения............................................10

 

1.3 История формирования  современной теории потребительского  поведения...............................................................................................................12

 

2 Анализ противоречий  потребления в различных теориях  потребительского 

поведения...............................................................................................................18

 

2.1 Модель Кейнса.................................................................................................18 

2.2 Теория относительного  дохода Дж. Дьюзенберри.......................................20

 

2.3 Теория жизненного цикла  Ф. Модильяни.....................................................21 

2.4 Теория перманентного  дохода (М. Фридмен)..............................................24

 

3 Проблемы и перспективы  теории потребительского поведения...................25

 

3.1 Современный этап развития теории потребительского поведения в

контексте российской практики...........................................................................25

 

3.2 Уровень жизни населения  и его показатели.................................................27

 

Заключение.............................................................................................................29

 

Список используемой литературы.......................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей. Однако поскольку возможности удовлетворения потребностей ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже?

Поведение потребителя в рыночной экономике  объясняет теория потребительского поведения. Анализ потребительского поведения  имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, выпустивший новый товар, может  определить, на каком уровне устанавливать  цену, а потребитель - принять более  рациональное решение. Таким образом, теория потребительского поведения  учит субъектов экономических отношений  вести себя более рационально.

Противоречия  потребления в различных теориях  потребительского поведения объясняются  многообразием подходов к данной тематике и различными аспектами изучения потребления.

Потребности человека практически неутолимы, поскольку  всегда существуют ограничения для  их полного удовлетворения, такие  как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому возникает необходимость  экономического выбора, необходимость  распределять имеющиеся ресурсы  таким образом, чтобы наиболее полно  удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования  различных благ и ресурсов.

Теория  потребления изучает принципы рационального  поведения покупателей на рынке  товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ. Потребители товаров и услуг  – это люди, группы людей, а также  организации различного масштаба и  профиля деятельности, использующие товары и услуги. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые  фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации  и даже мировое сообщество в целом  – все они могут рассматриваться  как потребители конкретных товаров  в материальной форме и услуг.

Если  в стране производится больше товаров  личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши - страна достаточно экономически развита. В  связи с этим появляется необходимость  контроля производства.

Интерес к различным аспектам изучения потребления  проявлялся еще в работах таких  ярких представителей экономической  науки, как А. Смит, Д. Рикардо, Д. Юм, К. Маркс, Ш. Монтескье, К. Менгер, Ст. Джевонс, Л. Вальрас и других. Их научные  изыскания стали фундаментом  для выявления экономических  закономерностей развития потребления  и потребительского поведения, механизма  его функционирования, связи с  другими основополагающими понятиями  экономической теории.

Предметом исследования выступают система  факторов потребительского поведения  с акцентом на экономическую составляющую.

Цель  работы – раскрыть сущность теории потребительского поведения и исследовать  ее практическое применение на примере  статистических данных. 

Задачи: раскрыть сущность понятий экономических  потребностей и благ, рассмотреть  их классификацию; проанализировать многочисленные подходы к теории потребительского поведения; исследовать историю  развития теории потребительского поведения; изучить статистику потребления  материальных благ и услуг населением России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса

 

Представления о хозяйственном  поведении человека появились еще  задолго до Адама Смита. Еще Аристотель и средневековые схоласты пытались рассмотреть проблему человека в  экономике. Но полноценное развитие теории потребительского поведения  началось только с автора «Богатства народов». Многие исследователи допускают  серьезную ошибку, полагая, что теории меновой стоимости и потребительной стоимости Адама Смита и Давида Рикардо существенно отличаются от соответствующих теорий Джевонса, Карла Менгера или, наконец, Альфреда Маршалла. Неверно было бы, например, полагать, что теория издержек (трудовой стоимости) Смита не учитывает влияния  спроса. В гл. 7 I тома "Богатства  народов" Смит четко различает  рыночную цену и "естественную" (отражающую в долгосрочном аспекте издержки производства) цену товара. В этой главе  можно найти четкое указание на то, что, "когда предложение товара" недостаточно для удовлетворения эффективного спроса по естественной цене, некоторые  люди готовы предложить более высокую (чем естественная) цену. «Рассуждения современных учебников насчет роли, которую цена играет в регулировании  спроса и предложения, вряд ли удивили  бы Смита: его, может быть, поразило бы лишь то обстоятельство, что сегодня  считается необходимым иллюстрировать этот процесс с помощью графиков» 

Как мы видим, основная причина  рассмотрения теории спроса и связанной  с ним теории потребительского поведения - это попытка найти стоимость  товара. В связи с этим различными экономистами было проведено глубокое теоретическое и методологическое исследование данной темы. Хотя, цена не всегда зависит исключительно от спроса, но спрос на товар, тем не менее, является одним из самых важных факторов формирования цены (рыночной или временной у маржиналистов). Хотя цена, формируемая на товар на рынке, является непостоянной и стремиться к естественной, по мнению тех же маржиналистов, то есть созданной при производстве, она все равно является немаловажным фактором для анализа рынка.

Возникает вопрос также с  полезностью вещи и ее. Разные школы  по-разному трактуют эту связь. Например, физиократы связывали ценность с  объективно существующей полезностью  вещи. Ими был сформулирован принцип: имеет ценность все, что полезно, что позволяет удовлетворять  определенные потребности, и чем  выше полезность вещи, тем большую  ценность она имеет. Классик политической экономии А. Смит придерживался иного  мнения (вода жизненно полезна, но имеет  небольшую ценность, тогда как  алмаз имеет ограниченное использование, не является предметом первой жизненной  необходимости, но цена на него чрезвычайно  высока). Парадокс воды и алмаза пытались объяснить марксисты на основе теории трудовой стоимости: алмаз стоит  дороже потому, что на его изготовление затрачивается больше труда. Однако это не объясняет поведения потребителя, поскольку он, покупая товар, интересуется не затратами труда на его производство, а его потребительскими свойствами. Следовательно, цена не всегда способна отразить полезность вещи. Проблему эту  пытались решить австрийские исследователи. В конце XIX в. они выдвинули идею предельной полезности, с которой  связаны два закона Гессена. Суть идеи заключалась в том, что алмаз  относительно более редок, чем вода и поэтому его предельная полезность намного выше.

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор  товаров с учетом цен и личного  бюджета, то есть собственных денежных доходов. Встречается также несколько  другое: «Поведение потребителя - это  деятельность, направленная непосредственно  на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними»  Но каковым бы ни было определение, в основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить  ту или иную потребность (получить наслаждение). Каждый индивид имеет свои собственные  предпочтения. Рыночный спрос суммирует  эти индивидуальные предпочтения, так  как потребители выражают свои желания  путем распределения своих доходов  между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения  на рынке. Такая способность потребителя  воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя (способность  воздействия потребителя на производителя  путем свободного выбора товара на рынке). Анализ потребительского поведения (в математической интерпретации - функции  полезности) требует знания критерия, который потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара, способная вызывать удовольствие либо уже имеющейся пользой, либо ее ожиданием в будущем.

Ключевым фактором в анализе  спроса и рынка является установление исходных посылок, определяющих поведение  потребителя. Поведение потребителя  является той «пружиной», которая  приводит в действие весь рыночный механизм экономики. Любое производство товаров и услуг результативно  лишь в той мере, в которой потребитель  принимает производимый им набор  рыночных ценностей и оплачивает его. Поэтому не удивительно, что  этому фундаментальному вопросу - теории поведения потребителя, постоянно  уделяется повышенное внимание экономистов  и маркетологов. До сих пор нет  единой теории и даже единых подходов к ее разработке. Вызвано это использованием понятия «полезности» - это субъективная польза, извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. В  классической школе политической экономии полезностью называлась потребительная стоимость товара в противоположность  его стоимости. Маржиналисты заложили фундамент новой классической экономической  школы, заметив, что стоимость товара связана с субъективной полезностью  его потребления с учетом редкости товара. Анализы общего и частичного равновесия базируются на полезности и предпосылке стремления потребителей максимизировать полезность. Однако в силу субъективности полезности ее трудно измерить. Да и полезность какого-то конкретного товара будет различна для разных потребителей - например, пачка сигарет имеет большую  полезность для курящего и почти  не имеет для не употребляющего табак. В связи с этим данная теория носит  субъективной характер, ибо связана  с целенаправленным выбором субъекта, а мотивы выбора, как известно из психологии, у каждого индивида свои, и зависят от его предпочтений и особенностей. Даже появилась такая  отрасль современной психологической  науки, как «экономическая психология. Да и тема полезности и выбора появляются не только в экономической жизни - например Л.И. Якобсон считает, что  в демократическом государстве  действует точно такой же механизм выбора из альтернатив тех, которые  приносят ему максимальную полезность.

Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, некоторые предлагали использовать термин "годность", мотивируя это  тем, что потребность в наркотических  веществах, несомненна, но можно ли сказать, что опиум и гашиш  полезны для курильщиков, они  только годны как вещество для  опьянения. Французский экономист  Ш. Жид предлагал использовать термин "желаемость", считая, что он не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных. В поддержку  термина "желаемость" высказывался и известный американский экономист  и статистик И. Фишер. Он указывал и на предпочтительность антонима "нежелательность" по сравнению с "бесполезностью". Тем не менее, термин "полезность" пережил своих критиков и используется поныне.

Можно выделить два основных подхода к анализу полезности - количественный (кардиналистский) и  порядковый (ординалистский). Количественный подход к анализу полезности основан  на представлении о возможности  измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилах (от англ. utility –  полезность). Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного  набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности  объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

Порядковый подход к анализу  полезности и спроса является более  современным и основывается на гораздо  менее жестких предположениях, чем  количественный подход. От потребителя  не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель  был способен упорядочить все  возможные товарные наборы по их "предпочтительности". Базируется она на 4 аксиомах, тем  не менее, от некоторых из них можно  отказаться. В порядковой теории полезности понятие "полезность" означает не более чем порядок предпочтения. Утверждение "Набор А предпочтительнее набора B" эквивалентно утверждению "Набор А имеет большую для  данного потребителя полезность, чем набор В". Вопрос о том, на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько раз набор А  предпочтительнее (или имеет большую  полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного  товарного набора из всех доступных  для него.

Информация о работе Проблемы и перспективы теории потребительского поведения