Проблемы и перспективы теории потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают система факторов потребительского поведения с акцентом на экономическую составляющую.
Цель работы – раскрыть сущность теории потребительского поведения и исследовать ее практическое применение на примере статистических данных.
Задачи: раскрыть сущность понятий экономических потребностей и благ, рассмотреть их классификацию; проанализировать многочисленные подходы к теории потребительского поведения; исследовать историю развития теории потребительского поведения; изучить статистику потребления материальных благ и услуг населением России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса.....................................................................................................................5

1.1 Сущность теории потребительского поведения.............................................9

1.2 Сущность рынка и условия его возникновения............................................10

1.3 История формирования современной теории потребительского поведения...............................................................................................................12

2 Анализ противоречий потребления в различных теориях потребительского
поведения...............................................................................................................18

2.1 Модель Кейнса.................................................................................................18
2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри.......................................20

2.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни.....................................................21
2.4 Теория перманентного дохода (М. Фридмен)..............................................24

3 Проблемы и перспективы теории потребительского поведения...................25

3.1 Современный этап развития теории потребительского поведения в
контексте российской практики...........................................................................25

3.2 Уровень жизни населения и его показатели.................................................27

Заключение.............................................................................................................29

Список используемой литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

MOJ_KURSACh_PO_MKR.docx

— 62.49 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  динамика социоструктурных изменений  современного российского общества демонстрирует рост его рискогенного потенциала. Общая тенденция к  изменению большинства статусных  позиций и ограничение традиционных каналов восходящей мобильности  демонстрируют готовность к принятию рисковых стратегий поведения, как  критерия благополучия и достижения высоких статусных позиций. В  результате общество приобретает новый  стратификационный признак: оно  разделяется на производителей и  потребителей рисков. Одни общности или  социальные группы извлекают выгоду из производства рисков, в то время  как другие подвергаются их негативному  воздействию.

Теоретическая актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на реалии конструирования  и функционирования в России нового пространства "общества потребления", в современной социальной теории потребительское поведение изучается  лишь как характеристика или тип  экономического поведения. А для  изучения социальной структуры российского  общества и тенденций ее изменений, детерминированных переходным характером экономики, необходимо отслеживать  динамику потребления (структуры, мотивов, стратегий). В этом плане возможно использование аналитических материалов социологического исследования (на базе референтных групп по категориям потребителей), показывающих изменения  основных параметров потребления и  стратегий потребления представителями  различных слоев населения.

Практическая актуальность исследования потребительского поведения  видится в предположении, что  оно может выступать и как  фактор, детерминирующий развитие общественных процессов: как субъективный фактор, если его рассматривать с точки  зрения личного потребления, определяющего стратегию поведения отдельных индивидов или социальных групп в системе экономических отношений; как объективный фактор, если его рассматривать как обобщенный результат социальных мотиваций, установок и действий в конкретной социально-экономической системе.

В социальном мире существуют объективные структуры, независимые  от сознания и воли агентов, способные  направлять или подавлять их практики или представления. Именно они определяют внутреннее содержание одобряемых социумом целей, очерчивают круг потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность  человека, маркируют вещи и способности  человека в качестве ресурсов и форм капитала, ограничивают допустимые формы  их сочетания и использования, обозначают возможные сценарии самого поведения. Выступая объективным фактором развития, потребительское поведение само испытывает влияние ряда характеристик  социально-экономического пространства. Несмотря на неоспоримый приоритет  экономики, важную роль здесь играют и политические, и географические, и культурные, и психологические  предпосылки.

Ставя задачу разработки социологической  перспективы изучения потребительского поведения в переходной экономике, отягощенного влиянием системных рисков, мы исходим из того, что именно социология во времена больших перемен способна серьезным образом обогатить  накопленное научное знание об этом феномене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как видим, взгляды на поведение  потребителя в экономической  теории изменяются. На примере работ  Кейнса, Фишера, Модильяни и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Кейнс считал, что потребление в значительной степени зависит от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что  они стоят перед принятием  решения, затрагивающим межвременной выбор. Потребители заглядывают  вперед, прогнозируя свои будущие  ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной  функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом. Иными словами, совокупное потребление определяется не только размером текущего дохода. Экономисты продолжают споры об относительной  значимости этих факторов для определения  потребления.

Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной  способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения  и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.

Для того чтобы правильно  распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для  их сопоставления. В качестве такой  основы в конце ХIХ в. было принято  понятие «полезность». В основе современной  теории потребительского выбора лежит  неоклассическая теория.

Важными характеристиками уровня жизни населения являются уровень  и структура потребления материальных благ и услуг. Важнейшей реальной величиной конечного потребления  является объем фактического потребления  домашних хозяйств.

1 Вехи экономической мысли: теория потребительского поведения и спроса./ Под общ. Ред. В.М. Гальперина - СПб.: Экономическая школа, 1999

2 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика– М., Издательство МГУ: ИНФРА - М, 1997.

3 Елецкий Н.О., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.

 


Информация о работе Проблемы и перспективы теории потребительского поведения