Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа
Предметом исследования выступают система факторов потребительского поведения с акцентом на экономическую составляющую.
Цель работы – раскрыть сущность теории потребительского поведения и исследовать ее практическое применение на примере статистических данных.
Задачи: раскрыть сущность понятий экономических потребностей и благ, рассмотреть их классификацию; проанализировать многочисленные подходы к теории потребительского поведения; исследовать историю развития теории потребительского поведения; изучить статистику потребления материальных благ и услуг населением России.
Введение...................................................................................................................3
1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса.....................................................................................................................5
1.1 Сущность теории потребительского поведения.............................................9
1.2 Сущность рынка и условия его возникновения............................................10
1.3 История формирования современной теории потребительского поведения...............................................................................................................12
2 Анализ противоречий потребления в различных теориях потребительского
поведения...............................................................................................................18
2.1 Модель Кейнса.................................................................................................18
2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри.......................................20
2.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни.....................................................21
2.4 Теория перманентного дохода (М. Фридмен)..............................................24
3 Проблемы и перспективы теории потребительского поведения...................25
3.1 Современный этап развития теории потребительского поведения в
контексте российской практики...........................................................................25
3.2 Уровень жизни населения и его показатели.................................................27
Заключение.............................................................................................................29
Список используемой литературы.....................................................
Как мы видим, насколько бы не были различны подходы к анализу полезности, но она все равно остается центральным элементом у многих экономистов, как наиболее удобное для описания поведения потребителя.
К этим двум подходам можно еще добавить модель поведения потребителя на основе влияния цены товара на выбор потребителя.
Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос: эффект замещения и эффект дохода.
Эффект замещения - это
изменение структуры
Эффект дохода - это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Однако этот подход к теории
потребительского поведения тоже не
столь однозначен. Существуют, два
подхода к определению
Согласно Слуцкому, лишь
тот уровень денежного дохода,
который достаточен для
Теория потребительского поведения весьма многогранна и не имеет одного единственно правильного подхода к анализу проблемы поведения потребителя. Попытки ее решения у разных экономистов мы и рассмотрим во второй главе работы.
1.1 Сущность теории
Анализ соотношения
Одним из главных положений маржинализма является принцип рационального поведения человека в рыночной экономике, принцип экономического человека. В соответствии с этим принципом экономический процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. Однако рациональными могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, так как никто, кроме самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм часто определяют как субъективное течение экономической мысли.
Другим важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а следовательно, и производства товаров.
Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.
Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».
Полезность вещи выступает
в качестве такого ее свойства, благодаря
которому она приобретает статус
блага и оказывается
Все действия потребителя
в конечном счете направлены на то,
чтобы максимизировать
Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара. Различают общую и предельную полезность.
Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое субъект получает от потребления общего количества определенного блага. Она характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц потребленного блага. Математически общую полезность можно выразить уравнением
TU = f (Qi ),
где Qi - объем потребления i-го блага в единицу времени.
Сумма общих полезностей
всех потребляемых конкретным индивидуумом
в единицу времени благ дает совокупную
полезность. Непрерывное потребление
любого блага (потребление в ограниченное
время) имеет свой предел: полезность
каждой следующей порции потребленного
блага оказывается ниже, чем у
предыдущей. Поэтому график общей
полезности представляет кривую линию,
выпуклую вверх. В точке А обеспечивается
полное насыщение конкретной потребности
индивидуума, общая полезность достигает
максимума, после чего кривая начинает
снижаться. Дальнейшее потребление
блага будет связано уже с
отрицательной полезностью. Такой
характер общей полезности свойствен
абсолютному большинству
1.2 Сущность рынка и условия его возникновения
Рынок как экономический
механизм формировался на протяжении
тысячелетий, в течение которых
менялось и содержание самого понятия.
В общем виде, понятие рынок - это
система экономических
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Важнейшим условием возникновения
рынка является общественное разделение
труда. Посредством разделения труда
достигается обмен
Не менее важным условием
возникновения рынка является специализация.
Специализация - форма общественного
разделения труда, как между различными
отраслями и сферами
В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подметальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).
Улучшение, совершенствование
производственного профиля
Схема специализации, т.е. набор
специальностей, становится все более
сложной, поскольку усложняется
и углубляется сам процесс
труда. В старину человечество владело
несколькими специальностями, прежде
всего охотника и земледельца. Сегодняшние
же перечни специальностей включают
многие тысячи профессий. Подавляющее
большинство из них требуют обучения
(иногда многолетнего) специальным
навыкам и приемам труда. Специализация
достигла ныне такой степени, что
окружающие нас предметы уже, как
правило, невозможно произвести в одиночку.
Необходимость в постоянном обмене
плодами специализированного
Важной причиной возникновения
рынка является естественная ограниченность
производственных возможностей человека.
Даже самый способный человек
может произвести лишь небольшое
количество благ. Ограничены в обществе
не только производственные возможности
человека, но и все другие факторы
производства (земля, техника, сырье). Их
общее количество имеет пределы,
а применение в какой-либо одной
сфере исключает возможности
такого же производственного
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.
Адекватным правовым режимом
состоянию экономической
В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления
рынка кроется и в возможности
(свободе) для каждого экономического
субъекта обеспечивать свои интересы.
Рынок предполагает свободу конкурентного
поведения, свободу хозяйствования,
защиту интересов конкретного
1.3 История формирования
современной теории
Теория потребительского
выбора и спроса представляет собой
раздел микроэкономики, в котором
изучается вопрос о том, какой
товар или набор товаров
Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.
Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».
В основе современной теории потребительского выбора лежит неоклассическая теория.
Формирование неоклассической
теории потребительского выбора уходит
корнями в эпоху
Впервые данный принцип был
сформулирован одним из предшественников
маржинализма Г. Госсеном. Эти идеи
позволили объяснить закон
Идея полезности как основы
мотивации потребителя привела
к постановке в экономической
литературе проблемы измерения полезности.
Пионеры маржинализма практически
не обращали внимания на этот вопрос и
обходились общими замечаниями. Л. Вальрас,
вначале считавший
Информация о работе Проблемы и перспективы теории потребительского поведения