Проблемы и перспективы теории потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают система факторов потребительского поведения с акцентом на экономическую составляющую.
Цель работы – раскрыть сущность теории потребительского поведения и исследовать ее практическое применение на примере статистических данных.
Задачи: раскрыть сущность понятий экономических потребностей и благ, рассмотреть их классификацию; проанализировать многочисленные подходы к теории потребительского поведения; исследовать историю развития теории потребительского поведения; изучить статистику потребления материальных благ и услуг населением России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса.....................................................................................................................5

1.1 Сущность теории потребительского поведения.............................................9

1.2 Сущность рынка и условия его возникновения............................................10

1.3 История формирования современной теории потребительского поведения...............................................................................................................12

2 Анализ противоречий потребления в различных теориях потребительского
поведения...............................................................................................................18

2.1 Модель Кейнса.................................................................................................18
2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри.......................................20

2.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни.....................................................21
2.4 Теория перманентного дохода (М. Фридмен)..............................................24

3 Проблемы и перспективы теории потребительского поведения...................25

3.1 Современный этап развития теории потребительского поведения в
контексте российской практики...........................................................................25

3.2 Уровень жизни населения и его показатели.................................................27

Заключение.............................................................................................................29

Список используемой литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

MOJ_KURSACh_PO_MKR.docx

— 62.49 Кб (Скачать файл)

МРС = АРС;

автономное потребление  равно нулю и динамика потребления  определяется исключительно располагаемым  доходом.

долгосрочная функция  потребления: сonst АРС;

краткосрочная функция потребления: убывающая АРС.

Долгосрочный уровень  автономного потребления приближается к нулю: АРС и МРС в долгосрочной перспективе сближаются. Прогнозирование  на основе функции потребления Кейнса опиралось на допущение: рост национального  дохода сопровождается ростом предельной склонности к сбережению. Это ограничивает нарастание потребительского спроса, что делает неизбежным экономический  спад. Однако Кузнец доказал, что более  высокие доходы вовсе не порождают  спад потребительской активности населения: норма сбережения относительно постоянна  во времени. В послевоенный период появилось  несколько альтернативных теорий потребления.

 Зависимость потребления от дохода описана следующим образом: потребление возрастает с ростом дохода, но более медленными темпами. Это, кроме всего прочего, означает, что привычки в расходовании довольно устойчивы, и разумно предположить, что сбережения делают высокооплачиваемые слои населения. Отсюда был получен основанный на отвлеченных умозаключениях график склонности к потреблению, показывающий объем товаров, которые приобретают потребители при определенном уровне цен. Такой график должен быть, разумеется, построен в многомерном пространстве, поскольку привычки потребления определяются не только уровнем дохода. Для Кейнса же поведение потребителей в течение короткого промежутка времени остается неизменным, а сдвиги в статьях расходов зависят от изменений национального дохода. Таким образом, потребители лишь пассивно реагируют на влияние внешних экономических факторов. Согласно графику склонности к потреблению, выбор товара сводится к проблеме сопоставимости, которую большинство психологов берет под сомнение. Некоторые экономисты оспаривают также положение о том, что с ростом дохода доля потребления уменьшается; они утверждают, что доля потребления на всех уровнях дохода постоянна, а также то, что потребление сопротивляется снижению дохода. Другие авторы считают, что привычки к сбережению не зависят от дохода. Подобные утверждения представляли собой довольно серьезные препятствия для распространения Кейнсовой теории, однако ей удалось преодолеть их.

Для уяснения ситуации по поводу проблемы безработицы, говорил Кейнс, критикую сторонников « всевластной  невидимой руки рынка», следует начинать с рассмотрения экономики в целом. Полная занятость определяется ожидаемым  полным доходом от будущего производства. Это и есть совокупный спрос. Издержки производства всей продукции были названы  Кейнсом совокупным предложением. Следовательно, для производства товаров необходимо, чтобы ожидаемый доход возмещал издержки. Поскольку занятость зависит  от выпуска продукции, каждой цене предложения  соответствует определенный уровень  занятости. Это означает, что равновесие возможно даже при массовой безработице. Koгдa занятость растет, издержки могут  предположительно соответствовать  доходам при таких уровнях  производства, которые не обеспечивают полной занятости. Это имеет место, когда ожидаемые доходы недостаточны для того, чтобы стимулировать  высокий уровень выпуска продукции. Кейнс затем сосредоточил внимание на роли спроса в этих взаимоотношениях, считая ее более важной. Предложение  есть в основном технический фактор, зависящий oт имеющихся ресурсов, машин и квалификации рабочей  силы. Предложение приобретает значение лишь в условиях инфляции, например во время войны, поскольку поддерживать равновесие в этом случае можно только путем преодоления узких мест в экономике.

Джон Мейнард Кейнс  сделал весьма грамотный анализ функции  потребления в контексте своей  теории. Новизна, глубина исследования вывели его теорию на некоторое время  в лидирующие позиции среди экономистов  всего мира.

 

2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри

 

В рамках теории (выведена в 1949 г. Дж. Дьюзенберри)  была предпринята попытка опровергнуть посылку, что потребительские расходы определяются располагаемым доходом. Утверждалось, что на решения потребителя оказывают решающее влияние покупки его ближайших соседей. Суть теории относительного дохода состоит в следующих утверждениях: потребление индивидуума сегодня зависит от его текущего дохода по сравнению:

с доходом соседей;

с его собственным доходом  в прошлом.

Классическая теория потребительского спроса полагала, что удовлетворение потребителя от покупки не зависит  от приобретений других потребителей. В отличие от нее Дьюзенберри доказывал, что все потребители "соревнуются" друг с другом: желание "быть не хуже" вызывает к жизни некий демонстрационный эффект. Так, если сравнить потребительские покупки в Ульяновске в районе завода "Комета" и в районе "АвтоУАЗа", то окажется, что средняя склонность к потреблению в последнем окажется выше при одном и том же располагаемом доходе3.

 

2.3 Теория жизненного цикла  Ф. Модильяни

 

Теория жизненного цикла (выведенная в 1954 г. Ф. Модильяни) покоится на предположении, что текущее потребление является функцией не текущего дохода, а совокупного богатства потребителя. Все потребители стремятся так распределить покупки в течение своей жизни, чтобы уровень потребления был постоянным, а богатство было истрачено полностью в конце жизни. Для всего жизненного цикла средняя склонность к потреблению в этом случае оказывалось равным единице. Иначе говоря, суть концепции жизненного цикла составляет гипотеза Ф. Модильяни, что потребительское поведение людей в течение всей их трудовой жизни строится таким образом, чтобы из полученного суммарного дохода сберечь средства, необходимые и достаточные для материального обеспечения их старости. В молодые годы люди живут в долг и имеют высокое потребление, надеясь вернуть долги в зрелые годы (родителям, а также государству, например, кредит на образование). В зрелые годы Y < C, так как увеличивается МРS (подготовка к старости). В старости на покупки тратятся помимо пенсий сбережения и трансферты взрослых детей. Однако проведенные эмпирические исследования опровергают модель жизненного цикла Модильяни, поскольку:

  • существуют сбережения из предосторожности:
  • предположение о том, что проживешь дольше, чем планировал;
  • возможность заболеваний: в условиях платности лечения это приведет к дополнительным, весьма значительным расходам. Правда, эта критика снимается распространением страхования жизни в работоспособном возрасте.
  • у многих пожилых людей проявляется стремление оставить наследство - детям, родственникам, на благотворительные цели. И действительно, существуют эмпирические доказательства того, что сберегательная активность пожилых людей во многих странах ничуть не ниже, чем у трудящейся молодежи. Кроме того очевидно, что накопленное к настоящему времени человечеством богатство (которое представляет собой по сути материализацию не потребленного поколениями дохода) несравненно больше, чем способны потратить все населяющие землю пожилые люди.

Следовательно, простейшая модель жизненного цикла не объясняет  поведения потребителей. Ясно, что  важнейшим фактором сбережений пожилых  людей является стремление обеспечить жизнь на пенсии, но (а) и (б) - тоже весьма значимые факторы.

В серии работ, написанных в 50-е гг. , Франко Модильяни и его  коллеги Альберт Андо и Ричард Брумберг использовали модель поведения  потребителя Ирвинга Фишера для  изучения функции потребления. Одной  из их задач было разрешение загадки  потребления - обьяснение явного противоречия, возникавшего при проверке функции  Кейнса на некоторых данных. Согласно модели Фишера, потребление зависит  от дохода человека в течение всей его жизни. Модильяни обратил  особое внимание на то, что уровень  дохода колеблется на протяжении жизни  человека и что сбережения позволяют  потребителям перераспределять доход  с периодов, когда его уровень  высок, на периоды, когда он низок. Такое  толкование поведения пторебителей заложило основу гипотезы жизненного цикла.

 Функция потребления  основана на простой идее о  том, что потребительское поведение  индивидов в данный период  связано с их доходом в данный  период. Гипотеза жизненного цикла  рассматривает индивидов так,  как будто они планируют свое  поведение в отношении потребления  и сбережений на длительные  периоды с намерением распределить  свое потребление наилучшим образом  на весь период жизни. 

 Гипотеза жизненного  цикла рассматривает сбережения  как следствия главным образом  желаний индивидов обеспечить  необходимое потребление в старости. Теория указывает на ряд факторов, влияющих на норму сбережений  в экономике, например, возрастная  структура населения является  важным фоктором, определяющим поведение  людей в отношении потребления  и сбережений.

 

 Функция потребления  здесь имеет вид: 

 

C = aWR + cYL,

 

где WR - реальное богатство, а - предельная склонность к потреблению  в отношении богатства, YL - трудовой доход, с - предельная склонность к потреблению  трудового дохода. Трудовой доход  представляет собой доход, заработанный трудом, в отличие от дохода, получаемого  другими факторами производства, такими как рента с земли или  прибыль с капитала.

 

 При использовании  гипотезы жизненного цикла сбережений  и потребления можно увидеть  как определяются значения параметров  а и с в уравнении, почему  богатство должно влиять на  потребление. 

 

 Рассмотрим индивида, который предполагает прожить  NL лет, работать, получать доход  WL лет и находится на пенсии (NL - WL) лет. Первый год жизни  индивида есть первый год работы. Предположим также, сбережения  не приносят порцента, так что  текущие сбережения полностью  переходят в будущие потребительские  возможности. При этих предположениях  можно поставить два вопроса  о сбережении и потреблении.  Во - первых, каковы потребительские  возможности индивидов в течение  жизни? Во - вторых, какаим образом  идивид сделает выбор относительно  распределения своего потребления  в течение жизни?

 

 Рассмотрим потребительские  возможности. Доход YL и потребление  С измеряются в реальных величинах.  При данном числе лет трудовой  жизни WL трудовой доход, полученный  в течение жизни, равен (YL * WL) - доходу за рабочий год, умноженному  на число лет работы. Потребление  в течение жизни индивида не  может превышать доход, полученный  им, если только данный индивид  не получил наследства, что в  данной модели не учитываются.  Соответственно первая часть  проблемы потребителя - нахождения  границы потребления в течение  жизни. 

 Предположим, что индивид  захочет распределить потребление  в течение своей жизни таким  образом, чтобы иметь более  или менее равномерный поток  потребления

Он предпочитает потреблять равные количества благ в каждый период, чем потреблять много в один период и моло в другой.

 Очевидно, данное предположение  означает, что потребление связано  не с текущим доходом (нулевым  в пенсионный период), а, скорее, с доходом, получаемым в течение  жизни. 

 Потребление в течение  жизни равно доходу, получаемому  в течение жизни. Это означает, что планируемый уровень потребления  С, одинаковый в каждый период, умноженный на число лет жизни  NL, равняется доходу, получаемому  в течение жизни:

 

C * NL = YL * WL.

 

Разделив обе части  на NL, получим планируемое потребление  за год С, которое пропорционально  трудовому доходу:

 

C = (WL/NL) * YL.

 

Коэффициент пропорциональности в этом уравнении равен WL/NL - доле периода работы в жизни. Соответственно уравнение утверждает, что в каждый год периода работы потребляется некоторая доля трудового дохода, причем эта доля равна доле периода  работы в совокупной жизни.

 

 

 

 

2.4 Теория перманентного  дохода (М. Фридмен)

 

По М. Фридмену, если исключить  чрезвычайные обстоятельства, то не существует прямой связи дохода семьи и ее текущего потребления. Согласно этой теории потребление домохозяйств пропорционально  уровню не текущих, а перманентных их доходов (равных средней величине доходов  за период более 1 года). Неизбежные колебания  текущих доходов не отражаются на сложившемся в предшествующий период жизненном стандарте потребления. Полезность этой теории состоит в  том, что она объясняет реакцию  домохозяйств на временные изменения  доходов. Пример: болезнь члена семьи, которая заведомо продлится менее  года. Если использовать функцию потребления  Кейнса, то потребление семьи сократится пропорционально сокращению текущего дохода. Между тем теория перманентного  дохода доказывает, что сокращение потребления - если оно и произойдет - проявится в гораздо меньшей  степени, чем сокращение дохода. При  этом скорее можно ожидать продажу  активов (акций, недвижимости и т.п.) или получения кредита в банке  с целью поддержания достигнутого уровня жизни.

Как видим, взгляды на поведение  потребителя в экономической  теории изменяются. Кейнс полагал, что  уровень потребления зависит  от текущего дохода: потребление = f (текущий  доход). Современная трактовка: потребление = f ( текущий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем). Иными  словами, в основном потребление  зависит от перманентного, постоянного  дохода. Теория потребления продолжает развиваться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современный  этап развития теории потребительского  поведения в контексте российской  практики

 

Российское общество в  настоящее время переживает сложный  и неоднозначный период своего существования. Более чем двадцатилетнее переходное состояние, сопряженное с системным  кризисом во всех сферах жизни, в определенных аспектах сменилось началом стабилизации, институционального закрепления новых  форм социального порядка и экономических  отношений. Коренные преобразования в  экономической сфере России привели  и к качественным изменениям во взаимоотношениях производителей и потребителей. Рынок  продавца сменился рынком потребителя. После падения "железного занавеса" и нескольких десятилетий тотального дефицита, когда подавляющей массе  населения страны просто не на что  было тратить свои сбережения, сфера  потребления оказалась крайне привлекательной  как для покупателей, так и  для продавцов. Производство стало  выполнять обслуживающую функцию  в системе современных экономических  отношений. Потребительский рынок  сегодня - это один из самых доходных и стремительно растущих сегментов  экономики. В силу неустойчивости экономической  и социальной систем российского  общества переходного периода представляются малоэффективными инструменты накопления и сбережения доходов, это обусловливает  приоритетность потребления среди  всех прочих форм реализации доходов. Поэтому именно активное потребительское  поведение трактуется сегодня учеными  как главный фактор динамики развития экономики.

Потребление во многом определяет характеристики и структуру социального  пространства, являясь одной из основных форм экономической деятельности и  индикатором качества жизни, благополучия и успешности в меняющихся экономических  условиях. Исследование вопросов потребления  сегодня может дать наиболее полное представление о происходящих социальных изменениях.

Экономические процессы в  России последних лет имели хаотичный  характер и существенно отличались по качественным и количественным характеристикам  от подобных процессов в развитых странах со стабильной экономической  и социальной ситуацией. Индивиду, если он хочет быть эффективным в социуме, необходимо адаптироваться к меняющимся социальным и экономическим условиям. Наиболее динамично и ярко адаптационные  способности населения к новым  экономическим условиям проявляются  в области потребления. Важно  отметить, что область потребления - эта та сфера, в которой население  России наиболее быстро приобщается  к общемировым ценностям и  вливается в мировую цивилизацию. Однако вступление стран с развитым рынком в эпоху постиндустриального  общества изменило и саму сферу потребления, поставив в качестве целей экономики  удовлетворение потребностей не только и не столько групп населения, сколько конкретной личности, индивида. Именно поэтому изучение потребительского поведения россиян, выявление различных  потребительских настроений, потенциальной  покупательской активности, потребительских  ожиданий представляется важным на настоящем  этапе.

Информация о работе Проблемы и перспективы теории потребительского поведения