Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа
Предметом исследования выступают система факторов потребительского поведения с акцентом на экономическую составляющую.
Цель работы – раскрыть сущность теории потребительского поведения и исследовать ее практическое применение на примере статистических данных.
Задачи: раскрыть сущность понятий экономических потребностей и благ, рассмотреть их классификацию; проанализировать многочисленные подходы к теории потребительского поведения; исследовать историю развития теории потребительского поведения; изучить статистику потребления материальных благ и услуг населением России.
Введение...................................................................................................................3
1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса.....................................................................................................................5
1.1 Сущность теории потребительского поведения.............................................9
1.2 Сущность рынка и условия его возникновения............................................10
1.3 История формирования современной теории потребительского поведения...............................................................................................................12
2 Анализ противоречий потребления в различных теориях потребительского
поведения...............................................................................................................18
2.1 Модель Кейнса.................................................................................................18
2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри.......................................20
2.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни.....................................................21
2.4 Теория перманентного дохода (М. Фридмен)..............................................24
3 Проблемы и перспективы теории потребительского поведения...................25
3.1 Современный этап развития теории потребительского поведения в
контексте российской практики...........................................................................25
3.2 Уровень жизни населения и его показатели.................................................27
Заключение.............................................................................................................29
Список используемой литературы.....................................................
МРС = АРС;
автономное потребление равно нулю и динамика потребления определяется исключительно располагаемым доходом.
долгосрочная функция потребления: сonst АРС;
краткосрочная функция потребления: убывающая АРС.
Долгосрочный уровень
автономного потребления
Зависимость потребления от дохода описана следующим образом: потребление возрастает с ростом дохода, но более медленными темпами. Это, кроме всего прочего, означает, что привычки в расходовании довольно устойчивы, и разумно предположить, что сбережения делают высокооплачиваемые слои населения. Отсюда был получен основанный на отвлеченных умозаключениях график склонности к потреблению, показывающий объем товаров, которые приобретают потребители при определенном уровне цен. Такой график должен быть, разумеется, построен в многомерном пространстве, поскольку привычки потребления определяются не только уровнем дохода. Для Кейнса же поведение потребителей в течение короткого промежутка времени остается неизменным, а сдвиги в статьях расходов зависят от изменений национального дохода. Таким образом, потребители лишь пассивно реагируют на влияние внешних экономических факторов. Согласно графику склонности к потреблению, выбор товара сводится к проблеме сопоставимости, которую большинство психологов берет под сомнение. Некоторые экономисты оспаривают также положение о том, что с ростом дохода доля потребления уменьшается; они утверждают, что доля потребления на всех уровнях дохода постоянна, а также то, что потребление сопротивляется снижению дохода. Другие авторы считают, что привычки к сбережению не зависят от дохода. Подобные утверждения представляли собой довольно серьезные препятствия для распространения Кейнсовой теории, однако ей удалось преодолеть их.
Для уяснения ситуации по поводу
проблемы безработицы, говорил Кейнс,
критикую сторонников « всевластной
невидимой руки рынка», следует начинать
с рассмотрения экономики в целом.
Полная занятость определяется ожидаемым
полным доходом от будущего производства.
Это и есть совокупный спрос. Издержки
производства всей продукции были названы
Кейнсом совокупным предложением. Следовательно,
для производства товаров необходимо,
чтобы ожидаемый доход возмещал
издержки. Поскольку занятость зависит
от выпуска продукции, каждой цене предложения
соответствует определенный уровень
занятости. Это означает, что равновесие
возможно даже при массовой безработице.
Koгдa занятость растет, издержки могут
предположительно соответствовать
доходам при таких уровнях
производства, которые не обеспечивают
полной занятости. Это имеет место,
когда ожидаемые доходы недостаточны
для того, чтобы стимулировать
высокий уровень выпуска
Джон Мейнард Кейнс сделал весьма грамотный анализ функции потребления в контексте своей теории. Новизна, глубина исследования вывели его теорию на некоторое время в лидирующие позиции среди экономистов всего мира.
2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри
В рамках теории (выведена в 1949 г. Дж. Дьюзенберри) была предпринята попытка опровергнуть посылку, что потребительские расходы определяются располагаемым доходом. Утверждалось, что на решения потребителя оказывают решающее влияние покупки его ближайших соседей. Суть теории относительного дохода состоит в следующих утверждениях: потребление индивидуума сегодня зависит от его текущего дохода по сравнению:
с доходом соседей;
с его собственным доходом в прошлом.
Классическая теория потребительского спроса полагала, что удовлетворение потребителя от покупки не зависит от приобретений других потребителей. В отличие от нее Дьюзенберри доказывал, что все потребители "соревнуются" друг с другом: желание "быть не хуже" вызывает к жизни некий демонстрационный эффект. Так, если сравнить потребительские покупки в Ульяновске в районе завода "Комета" и в районе "АвтоУАЗа", то окажется, что средняя склонность к потреблению в последнем окажется выше при одном и том же располагаемом доходе3.
2.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни
Теория жизненного цикла (выведенная в 1954 г. Ф. Модильяни) покоится на предположении, что текущее потребление является функцией не текущего дохода, а совокупного богатства потребителя. Все потребители стремятся так распределить покупки в течение своей жизни, чтобы уровень потребления был постоянным, а богатство было истрачено полностью в конце жизни. Для всего жизненного цикла средняя склонность к потреблению в этом случае оказывалось равным единице. Иначе говоря, суть концепции жизненного цикла составляет гипотеза Ф. Модильяни, что потребительское поведение людей в течение всей их трудовой жизни строится таким образом, чтобы из полученного суммарного дохода сберечь средства, необходимые и достаточные для материального обеспечения их старости. В молодые годы люди живут в долг и имеют высокое потребление, надеясь вернуть долги в зрелые годы (родителям, а также государству, например, кредит на образование). В зрелые годы Y < C, так как увеличивается МРS (подготовка к старости). В старости на покупки тратятся помимо пенсий сбережения и трансферты взрослых детей. Однако проведенные эмпирические исследования опровергают модель жизненного цикла Модильяни, поскольку:
Следовательно, простейшая модель жизненного цикла не объясняет поведения потребителей. Ясно, что важнейшим фактором сбережений пожилых людей является стремление обеспечить жизнь на пенсии, но (а) и (б) - тоже весьма значимые факторы.
В серии работ, написанных в 50-е гг. , Франко Модильяни и его коллеги Альберт Андо и Ричард Брумберг использовали модель поведения потребителя Ирвинга Фишера для изучения функции потребления. Одной из их задач было разрешение загадки потребления - обьяснение явного противоречия, возникавшего при проверке функции Кейнса на некоторых данных. Согласно модели Фишера, потребление зависит от дохода человека в течение всей его жизни. Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения пторебителей заложило основу гипотезы жизненного цикла.
Функция потребления
основана на простой идее о
том, что потребительское
Гипотеза жизненного
цикла рассматривает
Функция потребления здесь имеет вид:
C = aWR + cYL,
где WR - реальное богатство,
а - предельная склонность к потреблению
в отношении богатства, YL - трудовой
доход, с - предельная склонность к потреблению
трудового дохода. Трудовой доход
представляет собой доход, заработанный
трудом, в отличие от дохода, получаемого
другими факторами
При использовании
гипотезы жизненного цикла
Рассмотрим индивида,
который предполагает прожить
NL лет, работать, получать доход
WL лет и находится на пенсии
(NL - WL) лет. Первый год жизни
индивида есть первый год
Рассмотрим потребительские
возможности. Доход YL и потребление
С измеряются в реальных
Предположим, что индивид
захочет распределить
Он предпочитает потреблять равные количества благ в каждый период, чем потреблять много в один период и моло в другой.
Очевидно, данное предположение
означает, что потребление связано
не с текущим доходом (нулевым
в пенсионный период), а, скорее,
с доходом, получаемым в
Потребление в течение
жизни равно доходу, получаемому
в течение жизни. Это означает,
что планируемый уровень
C * NL = YL * WL.
Разделив обе части
на NL, получим планируемое
C = (WL/NL) * YL.
Коэффициент пропорциональности в этом уравнении равен WL/NL - доле периода работы в жизни. Соответственно уравнение утверждает, что в каждый год периода работы потребляется некоторая доля трудового дохода, причем эта доля равна доле периода работы в совокупной жизни.
2.4 Теория перманентного дохода (М. Фридмен)
По М. Фридмену, если исключить
чрезвычайные обстоятельства, то не существует
прямой связи дохода семьи и ее
текущего потребления. Согласно этой теории
потребление домохозяйств пропорционально
уровню не текущих, а перманентных их
доходов (равных средней величине доходов
за период более 1 года). Неизбежные колебания
текущих доходов не отражаются на
сложившемся в предшествующий период
жизненном стандарте
Как видим, взгляды на поведение потребителя в экономической теории изменяются. Кейнс полагал, что уровень потребления зависит от текущего дохода: потребление = f (текущий доход). Современная трактовка: потребление = f ( текущий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем). Иными словами, в основном потребление зависит от перманентного, постоянного дохода. Теория потребления продолжает развиваться
3 Современный
этап развития теории
Российское общество в
настоящее время переживает сложный
и неоднозначный период своего существования.
Более чем двадцатилетнее переходное
состояние, сопряженное с системным
кризисом во всех сферах жизни, в определенных
аспектах сменилось началом
Потребление во многом определяет характеристики и структуру социального пространства, являясь одной из основных форм экономической деятельности и индикатором качества жизни, благополучия и успешности в меняющихся экономических условиях. Исследование вопросов потребления сегодня может дать наиболее полное представление о происходящих социальных изменениях.
Экономические процессы в
России последних лет имели хаотичный
характер и существенно отличались
по качественным и количественным характеристикам
от подобных процессов в развитых
странах со стабильной экономической
и социальной ситуацией. Индивиду, если
он хочет быть эффективным в социуме,
необходимо адаптироваться к меняющимся
социальным и экономическим условиям.
Наиболее динамично и ярко адаптационные
способности населения к новым
экономическим условиям проявляются
в области потребления. Важно
отметить, что область потребления
- эта та сфера, в которой население
России наиболее быстро приобщается
к общемировым ценностям и
вливается в мировую
Информация о работе Проблемы и перспективы теории потребительского поведения