Проблемы и перспективы теории потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают система факторов потребительского поведения с акцентом на экономическую составляющую.
Цель работы – раскрыть сущность теории потребительского поведения и исследовать ее практическое применение на примере статистических данных.
Задачи: раскрыть сущность понятий экономических потребностей и благ, рассмотреть их классификацию; проанализировать многочисленные подходы к теории потребительского поведения; исследовать историю развития теории потребительского поведения; изучить статистику потребления материальных благ и услуг населением России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса.....................................................................................................................5

1.1 Сущность теории потребительского поведения.............................................9

1.2 Сущность рынка и условия его возникновения............................................10

1.3 История формирования современной теории потребительского поведения...............................................................................................................12

2 Анализ противоречий потребления в различных теориях потребительского
поведения...............................................................................................................18

2.1 Модель Кейнса.................................................................................................18
2.2 Теория относительного дохода Дж. Дьюзенберри.......................................20

2.3 Теория жизненного цикла Ф. Модильяни.....................................................21
2.4 Теория перманентного дохода (М. Фридмен)..............................................24

3 Проблемы и перспективы теории потребительского поведения...................25

3.1 Современный этап развития теории потребительского поведения в
контексте российской практики...........................................................................25

3.2 Уровень жизни населения и его показатели.................................................27

Заключение.............................................................................................................29

Список используемой литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

MOJ_KURSACh_PO_MKR.docx

— 62.49 Кб (Скачать файл)

В то время, когда экономисты не задумывались о проблеме измеримости  полезности, подход к анализу потребительского поведения получил название кардинализм (количественный подход). Вначале полезность рассматривалась как психическая реальность и ее измерение считалось делом техники. Наиболее перспективной казалась идея прямого измерения полезности на основе «фундаментального закона психофизики» Вебера-Фехнера, устанавливающего алгебраическую зависимость между интенсивностью ощущения и физически измеримым внешним стимулом. Применительно к теории полезности данный закон мог бы быть преобразован в зависимость соответственно между получаемой полезностью и потребляемым товаром. Иногда сама теория предельной полезности рассматривалась как область прикладной психологии и нередко обозначалась как «психологическая теория ценности» и в качестве таковой какое-то время даже рассматривалась основателями маржинализма и их ближайшими последователями. Однако идея увязывания теории предельной полезности с психологией, равно как и основанные на этом попытки прямого измерения полезности, не долго продержались в экономической науке. Главная трудность здесь заключалась в том, что при таком подходе изучаемые факты выводятся из интроспекции, т.е. всякий человек может на себе проверить истинность утверждений теории, но отсутствует возможность соотнесения такой теории с объективными фактами экономической реальности.

Дальнейшее развитие теории было связано с попытками избежать непосредственного измерения полезности. На этом направлении серьезный шаг  сделал А. Маршалл, который утверждал  вслед за У.С. Джевонсом, что полезность можно измерить суммой денег, которую  готов отдать потребитель ради ее получения. Исходя из этого, А. Маршалл  попытался сделать измерение  полезности операциональным и с  этой целью реанимировал понятие  потребительского излишка, которое  было введено в экономическую  науку ранее Ж. Дюпюи, но незаслуженно забыто.

Потребительский излишек  можно определить как разность между  суммой денег, которую потребитель  готов отдать за определенное количество товара, и тем, что он фактически заплатил. Однако этот метод измерения  полезности подвергался критике  даже со стороны последователей А. Маршалла, поскольку его применение связано  с ограничениями, наиболее важным из которых является допущение о  неизменности предельной полезности дохода. При принятии же последнего данный метод может быть применен только с известной долей приближения  к таким изменениям цены, которые  не оказывают значительно воздействия  на реальный доход потребителя.

На основе принципа убывания предельной полезности и возможности  давать численные значения полезности А. Маршалл выводил закон спроса. В его формулировке условия равновесия потребителя выглядело как равенство  соотношений предельных полезностей  и цен всех благ. Соответственно, при снижении цены одного из товаров  для восстановления равенства необходимо и уменьшение предельной полезности этого товара, что, согласно принципу убывания предельной полезности, возможно только путем дополнительных покупок  этого товара. Таким образом, со стороны  спроса теория ценности получила законченное  выражение, т.к. закон спроса имел теперь опору в теории потребительского выбора. Однако каждое звено этой теории было открыто для критики. Принцип  убывания предельной полезности можно  было установить только из интроспекции, а не из объективных фактов окружающей экономической реальности. Сформулированные А. Маршаллом условия равновесия потребителя предполагали возможность  измерения полезности, тогда как  его собственный метод измерения  имел только очень узкие возможности  применения.

В рамках кардинализма попытки  прямого измерения полезности на основе закона психофизики и косвенного в виде суммы денег, отдаваемой потребителем ради получения полезности, стали  наиболее известными, но под действием  критики экономисты от них постепенно отказались.

Постепенно экономисты заметили, что подход к анализу потребительского выбора с точки зрения принципа максимизации полезности ни сколько не страдает от невозможности измерять полезность. Достаточно просто ранжировать различные  альтернативы, что и делает потребитель. Выбор последнего обычно основан на сравнении им различных товаров или товарных наборов и выбирается наиболее предпочтительный вариант. В этом случае для изучения потребительского выбора на основе принципа максимизации измерение не требуется. Таким образом, сложился ординалистский (порядковый) подход, состоящий в том, чтобы определить потребительский выбор не путем прямого или косвенного измерения полезности, а с помощью сравнения различных товаров или товарных наборов. Основателями данного подхода стали британский экономист и математик Ф. Эджуорт и итало-швейцарский экономист В. Парето. В рамках данного подхода особую популярность получил графический аналитический аппарат кривых безразличия. Последний представляет собой график, на осях которого отложены количества двух товаров, а кривые безразличия объединяет множества наборов благ, дающие потребителю равную полезность. Этот аппарат дает хорошую возможность описания потребительского выбора без попытки измерять полезность. Другим аналитическим инструментом в рамках ординалистского подхода являются индексные функции полезности, в которых значения функции отражают ранжирование потребителем своих предпочтений и имеют порядковый смысл.

Одним из ограничений ординалистского  подхода является невозможность  опытного установления принципа убывания предельной полезности. Дело в том, в случае последнего простого сравнения  альтернатив по принципу лучше-хуже недостаточно. Необходимо еще иметь  возможность сравнивать изменения  в полезности, связанные с изменением в потреблении отдельно взятого  блага или, выражаясь алгебраическим языком необходима возможность не только монотонных, но и линейных преобразований функции полезности. В результате принцип убывания предельной полезности утрачивает опору в теории, т.к. требует  не только сравнений полезности различных  альтернатив, но и сравнения изменений  полезности в двух случаях при  переходе от одной альтернативы к  другой. На языке математики требуется  возможность взятия не только первой, но и второй производной функции  полезности, отрицательный знак которой, собственно, и является математическим выражением принципа убывания предельной полезности.

Таким образом, порядковый подход в теории полезности привел к необходимости  отказаться как от измерения полезности, так и от принципа убывания предельной полезности, а это именно те условия, на основе которых А. Маршаллом было определено равновесие потребителя  и на его основе выведен основе закон спроса. Возникает вопрос: как ординалистский подход выводит  и объясняет закон спроса?

Как уже было указано, в  рамках ординалистского подхода  получила широкое применение карта  безразличия. Именно с помощью этого  графического инструмента осуществляется анализ поведения потребителя при  изменении цены товара. Прежде всего, было отмечено, что изменение цены приводит к двум последствиям для потребителя, а именно изменяет его реальный доход и стимулирует замещать относительно подорожавший товар относительно подешевевшим. Эти два последствия получили название эффектов дохода и замещения. Открытие этих эффектов и соответствующие выводы для теории потребительского выбора были сделаны еще в 1915 г. русским экономистом и статистиком Е. Е. Слуцким. Его статья «К теории сбалансированного бюджета потребителя» была опубликована в одном из итальянских экономических журналов и в течение двадцати лет оставалась неизвестной до тех пор, пока не была переоткрыта Дж. Р. Хиксом и Р. Дж. Д. Алленом. С тех пор принято говорить о разложении изменения цены на эффекты дохода и замещения по Слуцкому и по Хиксу, при этом подход первого рассматривается как более подходящий для решение задачи на основе статистических данных, тогда как подход последнего считается более общим. Операция разложения изменения цены на вышеуказанные эффекты по Хиксу на карте безразличия осуществляется следующим образом.

Изменение цены выражается в виде перемещение бюджетной  линии вдоль оси, представляющей товар, на который изменилась цена. Для выделения одного эффекта  замещения получаемая в результате бюджетная линия перемещается до той кривой безразличия, на которой  находился потребитель до изменения  цены. Таким образом, фиксируется  его полезность до и после изменения  цены и выделяется эффект замещения. В новом положении бюджетная  линия, хотя и касается той же кривой безразличия, представляет уже другое соотношения в потреблении двух благ и изменение потребления  того из них, цена которого изменилась, и представляет эффект замещения. Эффект же дохода вычисляется путем вычитания  полученного эффекта замещения  из общего изменения спроса. Отличие  той же операции по Слуцкому заключается  единственно в том, что при  фиксации эффекта замещения новая  бюджетная линия перемещается не на прежнюю кривую безразличия, а  до точки, обеспечивающей прежнее потребление  обоих благ. Таким образом, на основе порядковой теории полезности был выведен  и объяснен закон спроса.

Следует снова повторить, что такое выведение закона спроса представляет собой шаг вперед по сравнению с кардиналистским  подходом, поскольку обеспечивает тот  же результат при гораздо более  мягких допущениях: не требуется измерения  полезности и принципа убывания предельной полезности. В то же время в исследованиях  в рамках порядкового подхода  усложнилось и отношение к  закону спроса. Товары стали классифицироваться по направлению и величине эффекта  дохода при изменении их цены. Стали  выделяться нормальные товары, низшие товары и товар Гиффена. Различие между первым и двумя последними в том, что зависимость между  изменением реального дохода и потреблением первого является положительной, а  в случае двух последних - отрицательной. В случае товара Гиффена отрицательный  эффект дохода перекрывает эффект замещения, что приводит к положительной  зависимости между изменением цены и спроса. Общий смысл этой классификации в том, что низшие товары потребляются по причине бедности, и снижение реального дохода стимулирует их потребление.

В середине двадцатого века экономисты снова вернулись к  кардиналистскому подходу к теории полезности. Дело в том, что раньше в теории потребительского поведения  в основном ставилась проблема выбора среди определенных альтернатив. Однако в реальной жизни зачастую потребителю  приходится выбирать среди неопределенных альтернатив: покупая товар, как  правило, потребитель точно не знает  какую полезность он ему принесет.

 

 

 

 

2 Анализ противоречий  потребления в различных теориях  потребительского поведения

 

2.1 Модель Кейнса

 

Впервые формулу, описывающую  совокупное потребление, вывел Кейнс. Им были сформулированы 4 правила:

Основным фактором, определяющим объем потребления, выступает располагаемый  доход: С = f (Y).

0 < МРС < 1 : Предельная  склонность к потреблению находится  в диапазоне между нулем и  единицей.

По мере роста дохода средняя  склонность к потреблению АРС  уменьшается. Сбережения - роскошь, а  потому более богатые сберегают  больше.

По мере роста дохода сокращается  и предельная склонность к потреблению  МРС.

Кейнс также полагал, что  существуют автономные переменные, оказывающие  влияние на потребление (цены, налоги, ожидания и т.п.). Он считал, что можно  сделать численную оценку изменения  С под воздействием множества  этих экзогенных переменных и обозначил  автономное потребление С. Функция  потребления Кейнса имеет вид: С = С + МРС x Y

После опубликования работ  Кейнса делались попытки эмпирическим путем проверить его теоретические  предположения. Результаты одних исследования подтверждали кейнсианскую концепцию, результаты других - опровергали ее. Было установлено, что функция потребления  не может быть описана одной кривой, она имеет 3 вида:

для краткосрочного периода (до 15 лет);

для долгосрочного периода (до 50 лет);

в зависимости от дохода потребителей.

В 1942 г. министерство торговли США опубликовало данные об изменении потребления и дохода за период с 1929 по 1941 гг., что позволило построить график зависимости С от Y, а затем методом регрессионного анализа вывести функцию потребления, подтвердившую правила Кейнса: С = 47,6 + 0,73 х Y

В 1946 г. американец С. Кузнец завершил проведенное в рамках Национального бюро экономических исследований изучение динамики ВНП и его составных частей за период с 1869 по 1938 гг. 2 Им была установлена относительная стабильность уровня сбережений по отношению к доходу на протяжении длительного времени. Сберегаемая часть дохода оставалась удивительно постоянной. С. Кузнец вывел следующую формулу функции потребления для долгосрочного периода: С = 0,86 х Y

Было установлено, что  хотя в краткосрочных периодах потребление  отклонялось от этой формулы, однако по мере удлинения периода происходит его приближение к параметрам данной формулы. Тем самым подтверждались 1 и 2 правила Кейнса, однако отвергались  правила 3 и 4. Отсутствие свободного члена  С в функции потребления Кузнеца  означало, что:

в долгосрочном периоде АРС  и МРС имеют постоянное значение и не уменьшаются с ростом Y;

Информация о работе Проблемы и перспективы теории потребительского поведения