Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики; - определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
- изучить особенности национальных моделей переходной экономики;
- определить направления и этапы реформирования экономики Беларуси;
- выявить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 131.69 Кб (Скачать файл)

Импульс, данный развитию сельского  хозяйства и связанных с ним  отраслей по производству потребительских  товаров, становится своеобразным мотором  дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя  к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [ 4. с. 203].

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная  форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией главная цель. [5. c. 105].

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти  все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

  1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора  — приватизация: малая приватизация  и развитие частного сектора;  крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

3. Пересмотр роли государства:  ограничение права государственной  собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая  стабилизация: новая фискальная  политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии [12. c. 163].

Разработанная до деталей  программа вряд ли может быть с  одинаковым успехом применена в  разных странах. Специфические особенности  каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы, возможно, предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

Обобщая опыт первых лет  реформ, ученые пришли к выводу, что  выбор концепции трансформации  во многом зависит от исходного состояния  дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Целесообразно рассмотреть  более подробно различные модели переходной экономики на примере  конкретных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕХОДНОЙ   ЭКОНОМИКИ

 

2.1 Китайские реформы: универсальные тенденции и специфические особенности

Наиболее характерная  черта китайских системных экономических реформ состоит в постепенности, градуализме этого процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные периоды времени. Формы хозяйственной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на формированное насаждение этих форм в принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное возникновение из самой реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке — в пределах отдельных регионов, отраслей или даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение тех или иных хозяйственных нововедений ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность.

Китай в последние два  десятилетия демонстрирует устойчивые темпы экономического роста и  достиг больших результатов в  реформировании экономики, на фоне всех остальных постсоциалистических стран, и является на сегодня второй экономикой мира после США, что подтверждается статистическими показателями (Приложение Б)[16] 

Далее проанализируем, как  Китаю удалось достигнуть данного  уровня экономического развития.

Необходимо отметить, качественные отличия экономики КНР от большинства других переходных экономик. Если Беларусь, многие страны члены СНГ и Восточной Европы к началу реформ представляли собой высоко индустриализованные экономики, то Китай в то время остался страной, аграрно-индустриальной. К концу 70-х гг. около 80% почти миллиардного на тот момент населения КНР проживали в сельской местности. Поэтому существовали объективные условия для активизации экономического развития через стимулирование сельскохозяйственного производства.

Реформы в Китае начались с сельского хозяйства. Земельные  участки стали передаваться крестьянским дворам в аренду на правах семейного  подряда. Быстрым оказался положительный  эффект от проведенных на селе преобразований. Всего за шесть первых лет реформы (1978—1984 гг.) валовой сбор зерновых в Китае увеличился с 304,8 до 407,3 млн. т. Уже к середине 80-х гг. было достигнуто равновесие на рынках сельскохозяйственной продукции, проблема дефицита продуктов питания утратила актуальность. Если к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности, то во второй половине 80-х гг. проблема насыщения минимальных потребностей в продовольствии и одежде была решена уже для 95% сельского и практически всего городского населения [30].

Не менее важно и  то, что успешная аграрная реформа  привела к действие новый механизм индустриализации — через создание непосредственно в сельской местности  так называемых волостных и поселковых предприятий.

Процесс развития волостных  и поселковых предприятий достаточно точно отражает общую ситуацию в  структуре отношений собственности, присущих современной китайской  экономике, Как и предприятия  в крупных городах, они подразделяются с точки зрения отношений собственности на множество видов: государственные (центрального или провинциального и местном» подчинения), коллективные, находящиеся в индивидуальной собственности, частные (с числом наемных работников более восьми человек), акционерные, с иностранными инвестициями.

В целом можно сказать, что в Китае велика роль различного рода переходных и смешанных форм собственности. В то же время необходимо отметить, что высокие темпы экономического развития в последние десятилетия были обеспечены за счет хозяйственной активности именно негосударственных предприятий.

Переходный характер современной  китайской экономики, сосуществование в ней элементов прежней административно-командной и новой рыночной систем оказывают определяющее воздействие на процессы общественного воспроизводства в стране. В целом типичную картину макроэкономического цикла в КНР можно представить следующим образом. В интересах ускорения экономического развития, создания дополнительных рабочих мест, а также под давлением групповых интересов на отраслевом и региональном уровнях государство ослабляет денежную политику. Это приводит к усилению хозяйственной активности предприятий и местных властей. В экономике возникает  инвестиционный бум, приводящий к сверхвысоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Вслед за инфляцией спроса, вызванной кредитной эмиссией, в процессе хозяйственного подъема выявляются «узкие места» экономики, и это способствует появлению инфляции издержек. Когда инфляция достигает социально неприемлемого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, ресурсные ограничения сглаживаются. Происходит замедление экономического роста. Инфляция постепенно снижается. В то же время трудности, связанные с дефляционной политикой (неплатежи, проблемы со сбытом продукции и получением кредитов, высвобождение трудовых ресурсов и т.д.), вызывают все большее недовольство у хозяйственников и населения. В совокупности эти обстоятельства постепенно подготавливают условия для начала нового цикла.

А так как в Китае  наблюдается незавершенность институциональных преобразований, циклическая динамика экономического роста в свою очередь оказывает немалое обратное влияние на темпы реформ в стране. Можно говорить о действии двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, новые усилия по реформированию экономики обычно являются попытками решения проблем, выявившихся в ходе очередного макроэкономического цикла. Но, с другой стороны, очередное ухудшение макроэкономической ситуации (будь то ускорение инфляции или резкое замедление экономического роста) нередко является для властей доводом в пользу отсрочки тех или иных реформенных мероприятий или даже возвратных движений в сторону усилении государственного контроля над экономикой.

Половинчатыми оказались  изменения в банковской сфере. В  ходе реформы предполагалось существенно  модифицировать существовавшую с начала 80-х гг. двухъярусную банковскую систему. Народный банк Китая (верхний ярус) должен был превратиться в подлинный  центральный банк страны, ответственный за стабильность национальной валюты. Для этого должно было быть сведено к минимуму вмешательство в его деятельность со стороны центральных и местных властей. Расположенные на нижнем ярусе государственные специализированные банки, а также так называемые универсальные государственные банки должны были коммерциализироваться, т.е. в их деятельности главным ориентиром должно было стать извлечение прибыли.

Тем не менее, принятый в 1995 г. закон о Народном банке Китая (НБК) оставил в силе принцип прямого  административного подчинения НБК Госсовету КНР. Не были реализованы проекты административной реформы в самой системе НБК: она по-прежнему воспроизводит общие принципы административного деления страны, что обусловливает значительное влияние местных властей на провинциальные и уездные отделения НБК. Сохранена практика административного установления обязательных для всех банков ориентиров процентных ставок по кредитам и депозитам. На деле, это приводит к тому, что процентные ставки недостаточно эффективно используются в качестве инструмента воздействия на макроэкономическую ситуацию. Пересмотр ставок становится возможным только после соответствующих решений НБК и Госсовета КНР, и в результате запаздывания таких решений реальные процентные ставки нередко остаются заниженными (в условиях высокой инфляции) или завышенными (в условиях вялого экономического роста).

Больше последовательности было проявлено в реформе налоговой  системы. С начала 1994 г. ставка подоходного  налога для предприятий всех форм собственности была унифицирована и установлена на уровне 33% (до этого по такой ставке налог уплачивали предприятия с иностранными инвестициями, для государственных и коллективных предприятий она достигала 55%, а для индивидуальных предприятий — 60%). Одновременно была упразднена система подрядной ответственности для государственных предприятий, теперь они должны платить подоходный налог по единым ставкам.

Реконструкции подверглась  система косвенного налогообложения. Центральное место в ней теперь занимает налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый в сферах производства, оптовой, и розничной торговли, а также при импортировании товаров и услуг. Значительно сузилась сфера действия акцизного налога. Он теперь не взимается с импорта. Ставки налога варьируют от 3 до 45%. В сфере услуг, как и прежде, взимается налог на деловые операции (по ставкам от 3 до 5%), но торговые операции облагаются теперь не этим налогом, а НДС [30].

Составной частью стратегии  китайских реформ является политика открытости внешнему миру. С конца 70-х гг. внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым условием модернизации страны.

В целом можно сказать, что либерализация системы внешней  торговли в Китае - это долговременный процесс, допускающий возможность  тактических отступлений. Китай не использовал сразу полную либерализацию внешней торговли. Использовал разумную протекционистскую защиту национальных производств. Показательно, что накануне начала переговоров о вступлении Китая в ГАТТ в 1986 г. ставки импортных пошлин по большинству товарных групп были резко увеличены с тем, чтобы создать китайской стороне поле для последующих переговорных уступок.

Информация о работе Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах