Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа
Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики; - определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
- изучить особенности национальных моделей переходной экономики;
- определить направления и этапы реформирования экономики Беларуси;
- выявить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.
Импульс, данный развитию сельского
хозяйства и связанных с ним
отраслей по производству потребительских
товаров, становится своеобразным мотором
дальнейшего распространения
«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [ 4. с. 203].
Монетаризм исходит из
того, что рынок - это самая эффективная
форма экономической
Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.
Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:
2. Развитие частного сектора — приватизация: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.
3. Пересмотр роли государства:
ограничение права
4. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии [12. c. 163].
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы, возможно, предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.
Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.
Целесообразно рассмотреть более подробно различные модели переходной экономики на примере конкретных стран.
2 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Китайские реформы: универсальные тенденции и специфические особенности
Наиболее характерная
черта китайских системных
Китай в последние два
десятилетия демонстрирует
Далее проанализируем, как Китаю удалось достигнуть данного уровня экономического развития.
Необходимо отметить, качественные отличия экономики КНР от большинства других переходных экономик. Если Беларусь, многие страны члены СНГ и Восточной Европы к началу реформ представляли собой высоко индустриализованные экономики, то Китай в то время остался страной, аграрно-индустриальной. К концу 70-х гг. около 80% почти миллиардного на тот момент населения КНР проживали в сельской местности. Поэтому существовали объективные условия для активизации экономического развития через стимулирование сельскохозяйственного производства.
Реформы в Китае начались с сельского хозяйства. Земельные участки стали передаваться крестьянским дворам в аренду на правах семейного подряда. Быстрым оказался положительный эффект от проведенных на селе преобразований. Всего за шесть первых лет реформы (1978—1984 гг.) валовой сбор зерновых в Китае увеличился с 304,8 до 407,3 млн. т. Уже к середине 80-х гг. было достигнуто равновесие на рынках сельскохозяйственной продукции, проблема дефицита продуктов питания утратила актуальность. Если к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности, то во второй половине 80-х гг. проблема насыщения минимальных потребностей в продовольствии и одежде была решена уже для 95% сельского и практически всего городского населения [30].
Не менее важно и то, что успешная аграрная реформа привела к действие новый механизм индустриализации — через создание непосредственно в сельской местности так называемых волостных и поселковых предприятий.
Процесс развития волостных
и поселковых предприятий достаточно
точно отражает общую ситуацию в
структуре отношений
В целом можно сказать, что в Китае велика роль различного рода переходных и смешанных форм собственности. В то же время необходимо отметить, что высокие темпы экономического развития в последние десятилетия были обеспечены за счет хозяйственной активности именно негосударственных предприятий.
Переходный характер современной китайской экономики, сосуществование в ней элементов прежней административно-командной и новой рыночной систем оказывают определяющее воздействие на процессы общественного воспроизводства в стране. В целом типичную картину макроэкономического цикла в КНР можно представить следующим образом. В интересах ускорения экономического развития, создания дополнительных рабочих мест, а также под давлением групповых интересов на отраслевом и региональном уровнях государство ослабляет денежную политику. Это приводит к усилению хозяйственной активности предприятий и местных властей. В экономике возникает инвестиционный бум, приводящий к сверхвысоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Вслед за инфляцией спроса, вызванной кредитной эмиссией, в процессе хозяйственного подъема выявляются «узкие места» экономики, и это способствует появлению инфляции издержек. Когда инфляция достигает социально неприемлемого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, ресурсные ограничения сглаживаются. Происходит замедление экономического роста. Инфляция постепенно снижается. В то же время трудности, связанные с дефляционной политикой (неплатежи, проблемы со сбытом продукции и получением кредитов, высвобождение трудовых ресурсов и т.д.), вызывают все большее недовольство у хозяйственников и населения. В совокупности эти обстоятельства постепенно подготавливают условия для начала нового цикла.
А так как в Китае наблюдается незавершенность институциональных преобразований, циклическая динамика экономического роста в свою очередь оказывает немалое обратное влияние на темпы реформ в стране. Можно говорить о действии двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, новые усилия по реформированию экономики обычно являются попытками решения проблем, выявившихся в ходе очередного макроэкономического цикла. Но, с другой стороны, очередное ухудшение макроэкономической ситуации (будь то ускорение инфляции или резкое замедление экономического роста) нередко является для властей доводом в пользу отсрочки тех или иных реформенных мероприятий или даже возвратных движений в сторону усилении государственного контроля над экономикой.
Половинчатыми оказались изменения в банковской сфере. В ходе реформы предполагалось существенно модифицировать существовавшую с начала 80-х гг. двухъярусную банковскую систему. Народный банк Китая (верхний ярус) должен был превратиться в подлинный центральный банк страны, ответственный за стабильность национальной валюты. Для этого должно было быть сведено к минимуму вмешательство в его деятельность со стороны центральных и местных властей. Расположенные на нижнем ярусе государственные специализированные банки, а также так называемые универсальные государственные банки должны были коммерциализироваться, т.е. в их деятельности главным ориентиром должно было стать извлечение прибыли.
Тем не менее, принятый в 1995 г. закон о Народном банке Китая (НБК) оставил в силе принцип прямого административного подчинения НБК Госсовету КНР. Не были реализованы проекты административной реформы в самой системе НБК: она по-прежнему воспроизводит общие принципы административного деления страны, что обусловливает значительное влияние местных властей на провинциальные и уездные отделения НБК. Сохранена практика административного установления обязательных для всех банков ориентиров процентных ставок по кредитам и депозитам. На деле, это приводит к тому, что процентные ставки недостаточно эффективно используются в качестве инструмента воздействия на макроэкономическую ситуацию. Пересмотр ставок становится возможным только после соответствующих решений НБК и Госсовета КНР, и в результате запаздывания таких решений реальные процентные ставки нередко остаются заниженными (в условиях высокой инфляции) или завышенными (в условиях вялого экономического роста).
Больше последовательности было проявлено в реформе налоговой системы. С начала 1994 г. ставка подоходного налога для предприятий всех форм собственности была унифицирована и установлена на уровне 33% (до этого по такой ставке налог уплачивали предприятия с иностранными инвестициями, для государственных и коллективных предприятий она достигала 55%, а для индивидуальных предприятий — 60%). Одновременно была упразднена система подрядной ответственности для государственных предприятий, теперь они должны платить подоходный налог по единым ставкам.
Реконструкции подверглась система косвенного налогообложения. Центральное место в ней теперь занимает налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый в сферах производства, оптовой, и розничной торговли, а также при импортировании товаров и услуг. Значительно сузилась сфера действия акцизного налога. Он теперь не взимается с импорта. Ставки налога варьируют от 3 до 45%. В сфере услуг, как и прежде, взимается налог на деловые операции (по ставкам от 3 до 5%), но торговые операции облагаются теперь не этим налогом, а НДС [30].
Составной частью стратегии китайских реформ является политика открытости внешнему миру. С конца 70-х гг. внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым условием модернизации страны.
В целом можно сказать,
что либерализация системы
Информация о работе Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах