Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа
Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики; - определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
- изучить особенности национальных моделей переходной экономики;
- определить направления и этапы реформирования экономики Беларуси;
- выявить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.
4. Высокая инфляционность переходных экономик.
5. Рост безработицы в переходный период.
6. Аграрный кризис и
полная монополия
7. Криминогенный характер, первоначальное накопление капитала, что сказалось на формах "номенклатурной" приватизации госсобственности или ресурсов и неплатежах.
8. Высокая дефицитность
государственных бюджетов, ведущая
к росту денежной и кредитной
эмиссии, генерирующим
10. Необходимость демонополизации в процессе приватизации и дальнейшего функционирования государственных (казенных) предприятий на основе разукрупнения и коммерциализации их деятельности.
11. Высокая налоговая нагрузка.
12. Инвестиционный кризис.
Таким образом, содержанием трансформационной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики. Как показала практика, все страны с переходной экономикой в той или иной степени проводили и проводят системные реформы, сферы данных реформ: либерализация экономики; создание конкурентной среды; институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности; структурные преобразования; макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая); формирование системы социальной защиты населения. Эффективная реализация данных реформ невозможна без активного вмешательства государства. Именно государственному регулированию отводится важная роль в процессе формирования основных элементов рыночной системы.
1.2 Необходимость и особенности государственного регулирования экономики в переходный период
Переход от неэффективной административно-командной экономической системы к более эффективной - рыночной может основываться на изменении роли государства в экономике страны, т.е. роль государства должна измениться от прямого директивного управления к косвенному рыночному регулированию.
Необходимо отметить, что в переходной экономике роль государства принципиально отличается от роли, которую оно выполняет в условиях командно-административной или рыночной системы. Это вызвано следующими причинами:
- процесс разгосударствления значительно уменьшает размеры государственного сектора, отвергает все объемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике;
- в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низка. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в командной, а с другой - она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономите. Наконец, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно.
Государство в трансформирующейся экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ, таких, как преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные функции, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство в переходной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой. Во-первых, оно осуществляет производство "общественных благ"; во-вторых, защищает общество от "внешних эффектов" (охрана природной среды); в-третьих, регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь); в-четвертых, сглаживает неравенство в доходах; в-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования экономики, причем на первоначальном этапе преобладали прямые методы. Это было обусловлено следующими причинами:
Исходя из этого можно выделить три основных направления деятельности государства в странах с трансформационной экономикой:
Важнейшим направлением деятельности государства в переходный период является его законотворческая деятельность, приобретающая в переходной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений: защиты прав собственности, конкуренции, проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; законодательного регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической.
Еще одна важная задача государства в реализации экономической политики - регулирование процессов разгосударствления и приватизации. Они существенно сокращают долю государственного сектора в экономике.
Государство выступает наиболее крупным инвестором, обеспечивающим структурную перестройку народного хозяйства. Только оно способно переоснащать отдельные отрасли на основе современных направлений НТР. Государство также активно способствует созданию экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Оно предоставляет экономические гарантии, льготные кредиты и другие виды финансовой помощи инвесторам.
Существенную роль играет государство в станах с переходной экономикой в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране становится больше, чем товаров. Поэтому для того, чтобы ограничить инфляцию, нужно либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении, либо сделать то и другое. Основным механизмом регулирования цен становится применение косвенных методов воздействия на динамику уже введенных свободных цен на товары и услуги с использованием налоговой, амортизационной, таможенной политики и других механизмов, в том числе прямого административного ограничения цен.
Одним из ведущих направлений экономической политики государства является реализация промышленной политики.
В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождает от государственного монополизма хозяйственные субъекты путем предоставления им права лицензирования и самостоятельного ведения внешней торговли. Кроме того, оно вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции при наплыве более дешевых иностранных товаров на внутренние рынки страны.
В период реформ возникают
объективные условия для
Таким образом, роль государства в переходной экономике только возрастает, так как именно государство выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ и кроме этого, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции по регулированию рынка.
1.3 Варианты перехода к рыночной экономике
Практика постсоциалистических стран, демонстрирует два основных варианта трансформации плановой экономической системы в рыночную экономику:
- первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай);
- второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.
Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
В пользу эволюционного перехода
говорит наличие довольно развитого
сельского хозяйства и
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
Первая группа включает страны, где была проведена «шоковая терапия» (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии), и большинство из этих стран завершили переход. Это было обусловлено рядом факторов: существованием исторического опыта рыночной экономики, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, согласием всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны — члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство плановой экономики было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.
Далее более подробно рассмотрим каждый вариант реформ.
Градуализм (от английского слова «gradual» - постепенный),) - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения [4. с. 192 ].
Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.
На примере Китая можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Китае продолжается с 1979 г.
2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.
3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения инфляции.
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Информация о работе Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах