Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики; - определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
- изучить особенности национальных моделей переходной экономики;
- определить направления и этапы реформирования экономики Беларуси;
- выявить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 131.69 Кб (Скачать файл)

Этап перехода к рыночной экономике (1991-1995 гг.).

В полосу глубокого затяжного  экономического кризиса Республика Беларусь вступила в 1991 г. Его результаты проявлялись как в материальном производстве, так и в социальной сфере. Постоянно снижались объемы производства, падал уровень жизни населения, усиливалась дифференциация по размерам доходов, появилась и росла безработица. Это лишь небольшая часть тех негативных процессов, которые были присущи вначале 1990-х гг. экономике Беларуси и определяли тенденции ее развития на ближайшую перспективу, формировали требования к выработке механизма выхода из кризиса.

Динамика основных экономических  показателей страны за годы экономического кризиса приведена в приложении Г.

Кульминационной точкой падения  производства и уровня жизни населения  стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым  лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза [16].

Необходимо отметить, что  спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных  процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось реформирование. Это подтверждает вывод  о том, что причины экономического кризиса не являются результатом  «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде  единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Это привело к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.

Однако первые попытки  осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов - либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики - не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки - перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.[15. c.14]

Ведущая роль в осуществлении  этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость проведения целенаправленной политики и разработки специальных программ.

Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния и др. С этого момента начинается второй этап реформирования экономики страны.

Этап формирования социально ориентированной рыночной экономики (с 1996 г.). На этом этапе усилия руководства страны направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. Выбор социально ориентированного типа рыночной экономики в качестве базовой модели развития был неслучайным. По замыслу руководителей государства, социальная ориентация рыночной экономики предполагает отсечение от модели чистого рыночного хозяйства ее наиболее негативных черт, позволяет смягчить такие явления, как эксплуатация наемного труда, низкая оплата труда многих категорий работников, безработица, социальная дифференциация и др.

Реализация принятых мер  и государственных программ позволила  уже в 1996 г. заметно снизить уровень  инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства (Приложение Д).

Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением  сельского хозяйства, характеризуется  положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Вместе с тем рост экономических  показателей позволил в определенной  мере стабилизировать  положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

Положительно повлияли на ситуацию в белорусской экономике  жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию Беларуси более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией. Ценовая конкурентоспособность белорусской продукции в 1996-2000 гг. (которая была следствием невысоких доходов белорусов в то время и государственного субсидирования экспортеров) дала возможность удержаться на рынках нашим производителям и несколько окрепнуть. В последующие годы экономическому росту способствовала удачная для Беларуси конъюнктура - рост цен на нефть и, как следствие, увеличение объемов экспорта продукции нефтепереработки и платежеспособности российских потребителей [29. c. 8].

В качестве рекомендаций в  сфере дальнейшего реформирования экономики Беларуси можно привести некоторые положения Странового экономического меморандума Всемирного Банка «Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности  и обеспечения устойчивых темпов экономического роста», представленном правительству и общественности Беларуси в 2005 году.

Так, специалисты ВБ рекомендовали  белорусскому правительству «решить  проблему инвестиционного имиджа страны»  и все-таки привлекать иностранные  прямые инвестиции (их доля к настоящему времени менее 3%), поскольку внутренних сбережений для модернизации существующей промышленности недостаточно (эксперты отмечают чрезвычайно низкий уровень  рентабельности белорусской экономики). Белорусской экономике нужны  новые предприятия - современные, гибкие и мобильные, - полагали эксперты ВБ. Их появлению могло бы способствовать снижение расходов на их создание (особенно велики скрытые издержки, связанные  с длительными административными  процедурами) и разгосударствление госсобственности.

Структурные реформы (реформа  госуправления, законодательная и  судебная, реформирование системы социальной помощи и социального страхования, инфраструктуры) - важнейшая составляющая стратегии устойчивого роста, считают  специалисты указанной международной  организации. Несомненно, что на их начальном этапе страна понесет  некоторые издержки, но в долгосрочной перспективе они дадут несомненный  эффект [29 c. 10]. Но, к сожалению, в стане мало, что было сделано в этом направлении.

Третий этап реформ с 2001 -2005 гг. Начиная с 2000 г. по 2005 г. работа всех органов государственного управления, была направлена на осуществления первоочередных мер Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета. Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (Приложение А).

В данном периоде улучшились качественные параметры  функционирования экономики  –  повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год [16].

Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001  –  2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту  –  в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США [16. c. 15].

Благодаря постепенному переходу к более жесткой  денежно-кредитной политике в сочетании  с мерами ценового регулирования  произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия  к белорусскому рублю, существенно  снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса  белорусского рубля к доллару  США составило 269 процентов, то за 2005 год произошло номинальное его  укрепление. Кроме того, Национальному  банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного  курса белорусского рубля к доллару  США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В  базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса  потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году [19].

Но, необходимо отметить, что, несмотря на все положительные  тенденции, в экономике оставался  ряд нерешенных проблем:

- недостаточная  эффективность производства и  сложное финансовое положение  значительного числа организаций  реального сектора экономики;

- высокий  уровень физического и морального  износа основных средств, высокая  материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от  конъюнктуры цен на импортируемые  топливно-энергетические и сырьевые  ресурсы;

- ограниченность  инвестиционных ресурсов и инновационных  возможностей для обновления  основных фондов, преодоления технического  и технологического отставания  существующих производств;

- высокий  уровень налоговой нагрузки, сдерживающий  деловую активность и развитие  частного сектора;

- недостаточное  развитие малого предпринимательства.

Для решения  данных проблем недостаточно политики государства направленной на усиления его роли, контроль и активное административное вмешательства, требовались меры по постепенной либерализации экономики.

В стране была принята «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2006-2010 гг.». Главная идея реализации программы – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз  –  «человек – инновации –благосостояние» [19. c. 4]. 

В программе  были определены приоритетные направления  развития экономики Беларуси:

- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

- инновационный  путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;

- наращивание  экспортного потенциала страны;

- развитие агропромышленного  комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

- развитие малых и средних  городов; 

- жилищное строительство.

И, совершенно не рассматривался как  приоритет – развитие малого и  среднего предпринимательства, создания условий конкуренции, улучшение  бизнес-климата.

Несмотря на недостатки в политике государства спада в экономике  не произошло, наоборот с 2005 по 2008 гг. годы ускоряется рост выпуска (рис. 1). В этот период экономическое развитие и  финансовая стабильность в Республике Беларусь в значительной степени  определялись внешнеэкономическими факторами. Благоприятная конъюнктура внешних  рынков способствовала сохранению высоких  темпов внутриэкономического развития и обеспечению условий для  поддержания финансовой стабильности.

Рисунок 1-  Динамика ВВП и объема промышленного производства

Основную роль в увеличении внешнего спроса сыграла Россия. Так, например, Россия повысила пошлины  в отношении стран вне СНГ, на грузовые автомобили и некоторые  продукты питания. Это привело к  экспорту соответствующих товаров  из Беларуси.

Таким образом, в основе роста  экспорта лежал внешний спрос, который  ключевые предприятия страны смогли удовлетворить благодаря своевременным  инвестициям. Что стимулировало  спрос в строительстве и отраслях производящих инвестиционные товары.

Стимулирование совокупного  спроса проявилось и в желании  правительства повышать среднюю  заработную плату, что привело к  росту доходов население и  сказалось на увеличении потребления. Рост потребления стимулировал развитие сферы услуг, и отраслей производящих потребительские товары. Все это положительно сказывалось на ВВП, обеспечивая его рот.

Очевидно, что достигнутые  успехи никак не связанны с шагами белорусского правительства в сторону  либерализации экономики. Многие эксперты отмечали ухудшение инвестиционного  климата в стране.

Неустойчивость белоруской экономики подтвердили события  конца 2009– 2010 года, и современная действительность. Снижение потребления и падение цен на сырьевые товары в мировой экономике, замедление экономического развития в экономиках стран региона и, в первую очередь в России привели к сокращению спроса на белорусский экспорт на внешних рынках и интенсивному росту отрицательного сальдо платежного баланса на фоне ухудшения возможностей по его финансированию. Это, наряду с кредитной экспансией, создало условия для усиления дисбаланса на внутреннем валютном рынке, роста давления на обменный курс белорусского рубля и международные резервы Республики Беларусь.

Информация о работе Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах