Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики; - определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
- изучить особенности национальных моделей переходной экономики;
- определить направления и этапы реформирования экономики Беларуси;
- выявить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 131.69 Кб (Скачать файл)

В области экспортного  регулирования либерализация также  носит постепенный характер. В  КНР действует не регистрационный, а разрешительный порядок выхода предприятий на внешние рынки.

Китай имеет большие достижения в политике открытости в области привлечения в экономику страны иностранного капитала. Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 80-е гг. Период 90-х гг. характеризуется резким возрастанием объемов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 80-е гг. пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 90-х гг. ведущую роль стали играть прямые инвестиции [30].

КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди  развивающихся стран получателем  прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешевой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам, отторгнутым в свое время от Китая приходится не менее 60% общего объема прямых инвестиций в экономику КНР .

Государства для стимулирования иностранных вложений в Китай, проводит политику предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высоко рискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала, с одной стороны, и углубления рыночных реформ - с другой, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путем лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счет распространения аналогичных условий на китайские предприятия.

Резюмируя отметим, успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики — постепенным осуществлением  реформ, асинхронностью экономических и политических преобразовании, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время необходимо учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным и КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе государственного сектора, а наряду с ним. Во многом за счет этого и КНР в последние два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста.

При очень высоких среднегодовых  показателях экономическою роста  в КНР тем не менее он весьма неравномерен. Динамике роста свойственны  циклические тенденции, а именно — колебания между резкими  ускорениями роста и вспышками  инфляции, с одной стороны, и дефляционными  замедлениями экономического роста  — с другой. Причины такой цикличности  связаны с незавершенностью институциональных  преобразований в экономике, в частности, с сохранением среды «мягких  бюджетных ограничений» в государственном  секторе и связанных с ним  хозяйственных укладах.

Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь  внутренних экономических реформ и  мер по активизации внешнеэкономических  связей. Процесс либерализации внешнеторгового  и инвестиционного режимов носит  постепенный характер. Привлечение  иностранного капитала в китайскую  экономику многовариантно: не пользуются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.

Необходимо отметить, что  в Беларуси сложилась принципиально  иная, чем в Китае, политическая и  экономическая среда. Поэтому речь не может идти о возврате к исторической «развилке», пройденной Беларусью в  конце 80-х — начале 90-х гг. И, по-видимому, для неё  имеют значение уже не столько общие принципы «реформирования по-китайски», сколько отдельные удачные наработки по конкретным направлениям реформ, например, китайский опыт преобразований в сельском хозяйстве, создания благоприятной среды для иностранных инвестиций и т.д. Однако и здесь требуется учет китайской специфики, так как существуют качественные отличия экономики КНР от большинства других переходных экономик.

  • 2.2 Модель «шоковой терапии» в Польше
  •  

    К началу реализации экономических  реформ (1 января 1990 г.) экономика Польши находилась в состоянии глубокого экономического кризиса, который носил системный характер. Кризисное состояние экономики проявилось, в первую очередь, в нарастающем спаде производства, гиперинфляции и снижении уровня жизни населения. Ситуация в Беларуси была аналогичной ситуации в Польше.

    Выход из создавшегося положения  руководство страны видело в проведении курса на кардинальные системные  изменения:

    -  изменение структуры  собственности;

    -  демонополизации экономики;

    -   полное введение  рыночных механизмов;

    - реформы финансовой и  банковской системы, а также  конвертируемости злотого, обеспечивающей  открытый характер экономики.

    Начало системных изменений  предполагалось совместить с этапом стабилизации экономики, основными  элементами обеспечения которой  стали следующие финансовые меры:

    1. Жесткая денежно-кредитная политика, связанная с резким сокращением денежной эмиссии, а также применение высоких процентных ставок на кредиты. Резко ограничено применение льготных кредитов.

    2. Ликвидация бюджетного  дефицита, главным образом, за  счет значительного ограничения  дотаций, а также отмены большинства налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов.

    3. Либерализация цен и повышение цен, остающихся под административным контролем (энергоносители, транспортные тарифы, квартплата и лекарства).

    4.   Введение частичной  конвертируемости польской валюты  – злотого – при ее значительной  девальвации, унификации курса  на всех рынках и либерализации  внешней торговли.

    5.   Жестко ограничительная  политика доходов [13. c. 85].

    Именно этот комплекс финансовых мер и получил в Польше название «шоковой терапии».

    Анализ начального этапа  рыночных реформ в Польше позволяет рассмотреть один из возможных вариантов перехода к новой экономической системе.

    Как было сказано выше, по отношению к предприятиям, в том числе и государственного сектора в сельском хозяйстве, проводилась жесткая монетарная политика. Резко повышены ставки банковских кредитов, увеличен налог на оборотные средства, ограничены возможности использования валюты предприятиями, сокращены государственные дотации. Эти меры поставили предприятия в крайне сложное положение.

    Новая экономическая политика создавала для сельского хозяйства  столь же жесткие финансово-кредитные  условия, как и для городского сектора. Были отменены практически  все дотации для сельскохозяйственного  производства, повышены ставки банковского  процента для кредитования оборотных  средств.

    В результате правительству удалось резко  сократить эмиссию «пустых» денег и укрепить злотый, повысить его привлекательность на внутреннем рынке. Однако этот процесс имел и негативные последствия. Такая денежная политика привела к дефициту наличных средств на предприятиях, углубившемуся недоступностью банковских кредитов на оборотные средства. А это стало одним из факторов спада промышленного производства.

    В целях укрепления злотого  были приняты меры по повышению его внутренней конвертируемости. Для предприятий внутренняя конвертируемость означает возможность оплачивать без ограничения польской валютой импорт любого рода товаров из-за рубежа. Наряду с этим свободный доступ к иностранной валюте по официальному курсу для всех хозяйственных субъектов означает и обязательность продажи банку вырученной от экспорта валюты по этому же курсу. Лица, ведущие хозяйственную деятельность на индивидуальной основе, обязаны продавать заработанные валютные средства. Для населения внутренняя конвертируемость открыла возможность свободной продажи и приобретения валюты внутри страны и купли товаров на внутреннем рынке за конвертируемую валюту. Право на осуществление операций с валютными средствами получили специальные валютные банки и меняльные конторы, обслуживающие население.

    В условиях дефицита финансовых средств у предприятий и одновременного введения высоких пошлин на импорт (временная мера с целью достижения внешнеторговой сбалансированности) предприятия были поставлены перед необходимостью широкой продажи валютных накоплений для обеспечения текущей деятельности (около 1,5 млрд. долларов). Кроме того, высокий рост стоимости жизни вынуждал население использовать свои накопления, в том числе и валютные, для поддержания уровня потребления. Продажа валютных накоплений населения также стимулировалась поддержанием завышенного валютного курса.

    Таким образом, государственная  казна пополнилась почти 2 млрд. долларов без привлечения средств Стабилизационного  фонда, что было весьма существенно  с точки зрения формирования отношений  с МВФ [13. c. 89].

    В целом к концу первого  полугодия: спад промышленного производства составил около 30%; национальный доход уменьшился на 15%; реальные доходы городского населения снизились на 32% и крестьян – на 19%; безработица 4,2% всех занятых. [13. c. 89].

    Таким образом, в экономике  начали развиваться процессы, которые  не предусматривались ни в момент разработки программы, ни в начале ее реализации. К средине 1990 г. стало очевидным, что жесткое ограничение народно-хозяйственного спроса из фактора балансирования экономики становится фактором углубления кризиса.

    Правительство пыталось оперативно отреагировать на резкое ухудшение  экономической ситуации, был принят комплекс мер направленных на оживление материального производства и, в первую очередь, о смягчении финансовых условий функционирования предприятий. Одновременно были внесены изменения в систему ограничения роста заработной платы (повышен уровень индексации). Однако изменения условий хозяйствования оказались недостаточными для оживления производства. На большие же смягчения правительство не могло пойти из-за опасений вызвать новый виток инфляции, который был бы неизбежен в условиях монополизма предприятий.

    Необходимо отметить, что  в программе на первое место был поставлен подъем экономики путем ее структурной перестройки на основе приватизации. На практике же на первое место вышла необходимость преодоления гиперинфляции как предпосылки дальнейших реформ и финансового оздоровления, а главным элементом экономической политики вполне обосновано в этих условиях стали денежно-кредитные рычаги. Однако очень быстро они оказались практически единственным средством воздействия правительства на экономику.

    Эта трансформация политики произошла тем более легко, что  в программе отсутствовал раздел преобразований производства. Ставка делалась на быстрое развитие процессов  приватизации, которая, в свою очередь, автоматически приведет к оздоровлению производственной структуры. Причем под  процессом приватизации тогда понимался  прежде всего приток иностранного, крупного и среднего капитала в страну, под который и происходила  «ломка» производственной структуры  промышленности и сельского хозяйства. Именно приток иностранного капитала должен был дать толчок формированию внутреннего предпринимательского капитала и ускорить процесс его первоначального накопления.

    На практике лишь к концу  года был подготовлен перечень из 7 предприятий, подлежащих приватизации, а проведена она была всего  на 5 предприятиях, преобразованных  в акционерные.

    Необходимо отметить, что  «малая приватизация» проводилась достаточно активно.

    Происходящая в стране перестройка структуры хозяйства  связана главным образом с  развитием частного сектора в  экономике, опирающегося на мелкий частный  капитал фирм. Этот процесс связан не с изменением формы собственности  государственных предприятий, а  с развитием традиционно существовавшего  в Польше частного сектора экономики. После корректировки во втором полугодии 1990 г. налоговой и кредитной политики по отношению к частному сектору в его развитии произошел перелом: доля частного сектора возросла в численности занятых вне сельского хозяйства – с 12% в 1989г. до 15,7% в 1990г.; в реализованной продукции промышленности – соответственно с 7,4% до 13,4%; в объеме строительно-монтажных работ – с 29% до 35%; в стоимости транспортных услуг – с 6,8% до 9,9% [31].

    В 1991г. в розничной торговле частные магазины составляли уже 75% их общего числа, а их оборот превышал 80% валового оборота розничной торговли. В строительстве свыше 40% производства приходится на частные предприятия. В целом за первое полугодие 1991г. количество частных предприятий  возросло на 12,4%, причем ежемесячно они  увеличивали занятость на 70,5 тыс. человек, т.е. заметно снижали уровень  безработицы [31].

    Таким образом, в 1990 - 1991гг. частный  сектор стал единственной динамично  развивающейся сферой материального  производства и сыграл роль своеобразного  амортизатора спада в государственном  секторе экономики Польши. В целом, социально-экономическое положение  в стране в 1991г. оставалось крайне сложным.

    Наиболее полно замыслы  правительства были реализованы  в сфере внешней торговли –  практически обеспечен «открытый» характер экономики.

    В результате «шоковой терапии» и малой приватизации польская экономика  с 1992 г. начала выходить из кризиса.

    Последовательное внедрение  экономических реформ, успехи процессов  реструктуризации, а также положительные  макроэкономические показатели, достигнутые  в результате целенаправленной экономической  политики, осуществляемой государством, помогли Польше избежать кризисов, переживаемых многими странами мира (Приложение В).

    Благодаря этому Польша все  чаще воспринимается в мире как страна успеха. Это мнение нашло свое отражение  и в оценках, выдаваемых международными экономическими организациями и  финансовыми институтами, и в  мировой экономической публицистике.

    Информация о работе Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах