Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики; - определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
- изучить особенности национальных моделей переходной экономики;
- определить направления и этапы реформирования экономики Беларуси;
- выявить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 131.69 Кб (Скачать файл)

В 2009 году, по статистическим данным, динамика основных показателей, характеризующих производственную, инвестиционную и финансовую деятельность относительно предыдущего периода, носила преимущественно негативный характер, что в значительной мере явилось следствием неготовности экономики  страны к кризисным явлением. В  стране наблюдается снижение темпов роста ВВП на 10 % и  падение объемов промышленного производства на 14,3 % (Приложение Е). Основной отраслью экономики, обусловившей отрицательную динамику ВВП, стала промышленность [16].

Итоги социально-экономического развития республики за 2011 г. характеризуются замедлением роста ВВП.

Основу замедления экономического роста сформировали факторы сужения  внутреннего спроса – снижение темпов прироста инвестиций в основной капитал, объемов розничного товарооборота  и доходов населения.

Наиболее острой проблемой на сегодняшний день остается инфляция, уровень которой по итогам 9 месяцев достиг 74,5% и в среднемесячном выражении увеличился до 6,4% (в январе-августе т.г. 5,5%). При этом индекс цен на продовольственные товары составил 184,2%, непродовольственные – 186,4%, услуги – 133,8%.

В заключение отметим, что  избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые  к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными  экспертами и аналитиками не однозначно. Практически все сходятся во мнении, что Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса  для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Но, наблюдающийся  до настоящего времени экономический  рост в Беларуси во многом определялся, не удачно проведенными реформами, а  благоприятной внешней конъюнктурой и унаследованной от советских времен структурой промышленности, т.е. экзогенными  факторами, не зависящими от внутренней политики. Одним из немногих достижений политики государства последних  лет, оказавших позитивное влияние  на развитие экономики, стало значительное снижение инфляции и достижение относительной стабильности национальной валюты. Таким образом, Беларусь обладает определенным экономическим потенциалом и неплохими стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса.

 

3.2 Проблемы формирования  социально-ориентированной рыночной  экономики в Беларуси

 

В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства  в Беларуси предполагает смягчение  негативных черт чистого рыночного  хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным  производствам и др. Идеальная социально ориентированная модель экономики не может быть реализована для Беларуси сразу по той причине, что обеспечение всей совокупности социальных гарантий для населения невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики могут быть обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых будет расширяться по мере развития рыночного производства. Такой подход хотя и заставляет ограничить удовлетворение некоторых потребностей общества, однако создает условия для развития производства и, следовательно, для более высокого благосостояния будущих поколений Беларуси.

Далее более подробно остановимся  на проблемах формирования социально-ориентированной  рыночной экономики. 

 Cспецифика переходного периода в Республике Беларусь может быть выражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса.

Проявления этого системного кризиса можно расценивать как  специфические особенности переходной экономики нашей страны. Основные из них:

1. Длительный экономический спад. Несмотря на прирост ВВП за 10 последних лет на 66,5%, преждевременно делать вывод о переломе тенденции нарастания этого кризиса.

ВВП в 2000 г. составил лишь 85,6 % от уровня 1990 г. При этом, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу, существенно завышает показатель уровня жизни населения страны. Это объясняется включением в ВВП республики помимо стоимости произведенной и реализованной продукции также стоимости нереализованной продукции.

Наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от ВВП.

Увеличение объемов производства в республике в 1996—2009 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора экономики: в рейтинге стран по критерию эффективности экономики Беларусь занимает лишь 136 место из 165 [16].

2. Кризис технологий. В республике доминируют традиционные индустриальные и доиндустриальные технологии. Вложение инвестиций в поддержание этих технологий без их кардинального обновления и перехода к постиндустриальным технологиям фактически бесперспективно — 10 дол, инвестированные в основные производственные фонды, в целом по народному хозяйству обеспечивают только 1 дол. прироста ВВП в год.

3. Наличие структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими.

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который  был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь зависит от межрегионального обмена. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.).

В настоящее время  все они занесены в Государственный  реестр предприятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством.

4. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6-7 % вместо запланированных 46 % [16].

Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13—15 %, в сельском хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составляет порядка 65-70 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.

5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осознании оправданности существования двух форм собственности — частной и государственной — в действующем законодательстве республики вновь фиксируется наличие в Беларуси устоявшихся трех.

Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед кем он несет ответственность.

Характеристикой темпов трансформации  собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 70 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации.

6. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения страны нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.

Доминирующими в  структуре доходов населения  республики остаются продукты питания. Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения Беларуси к структуре доходов населения слаборазвитых стран.

Падает средняя  продолжительность жизни: если в  конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.

7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.

8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы.

Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей республике сыграли следующие  факторы: наличие доиндустриальных, индустриальных, постиндустриальных подсистем производительных сил; система производственных отношений, которая находилась в своеобразном «переходном» состоянии.

Для обеспечения  устойчивого экономического роста  и повышения эффективности развития промышленного комплекса страны необходимы: снижение себестоимости производимой продукции, ее материалоемкости и энергоемкости, уменьшение амортизационных отчислений через консервацию неиспользуемых основных средств; реорганизация убыточных предприятий; создание и освоение производства новой продукции; сокращение товарных запасов, дебиторской задолженности, особенно ее просроченной части. Последнее требуется для ускорения оборачиваемости оборотных средств, высвобождения их в целях своевременного погашения кредиторской задолженности, уменьшения потребности предприятий в заемных средствах и суммы уплачиваемых по ним процентов.

В целом Республика Беларусь по повышению уровня жизни  населения, росту ВВП и промышленного  производства находится в числе  лидеров среди стран СНГ.

Вывод: Современное состояние экономики Республики Беларусь свидетельствует о незавершенности трансформационных процессов (сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования). Сегодняшнюю экономику Беларуси еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения проблем переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более уверенно и с меньшим количеством остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и много другого, то и результаты могли бы быть лучше.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Содержанием переходной  экономики является преобразование  всей системы экономических отношений,  а не реформирование ее отдельных  элементов или корректировку  экономической политики. Таким образом,  преобразование административно-командной  системы означает изменение основы  этой системы и замену ее  качественно иной (рыночной), то такого  рода трансформацию следует называть  системными реформами. 

Как показала практика, все  страны с переходной экономикой в  той или иной степени проводили  и проводят системные реформы, сферы  данных реформ: либерализация экономики; создание конкурентной среды; институциональные  преобразования, включающие изменения  отношений собственности; структурные  преобразования; макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая); формирование системы социальной защиты населения. Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и  означает окончание переходного  периода в постсоциалистических странах. 

2. Страны с переходной  экономикой демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: градуализм - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай);  «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).

Градуализм предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.

Информация о работе Проблемы перехода в рыночную экономику в постсоциалистических странах