Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 20:57, курсовая работа
В процессе написания дипломной работы я подчеркиваю актуальность темы. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций, возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Важность и актуальность проблемы оценки кредитоспособности предприятия обусловили выбор темы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность кредитоспособности и ее необходимость
1.2 Сведения, необходимые для оценки кредитоспособности заемщика
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «ШОРО»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ШОРО»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ШОРО»
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
3.1 Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика
3.2 Решение проблем и пути совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель такого анализа определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Рассматривая кредитную заявку, служащие банка учитывают много факторов. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные за выдачу ссуд исходили из следующих моментов:
- дееспособности Заемщика;
- его репутации;
- способности получать доход;
- владение активами;
- состояния экономической конъюнктуры.
Коэффициенты оценки кредитоспособности. Банки применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.
Банки используют четыре группы основных показателей:
ликвидности фирмы;
оборачиваемости капитала;
привлечения средств;
прибыльности.
К первой групп относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп).
Коэффициент ликвидности - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл, тем выше Кп.
Коэффициент покрытия показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кп менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр.
Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика.
Коэффициент привлечения образует третью группу оценочных показателей.
Оценка кредитоспособности клиентов банками включает три блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности:
2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками:
3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Национального Банка.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
-факторы производства:
а) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части: (иммобилизованные активы), оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (овердрафт, учет векселей). На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели:
Показатель |
Метод определения |
Выручка от реализации |
|
Валовой коммерческий доход или коммерческая маржа (ВД) |
Выручка о реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий |
Добавленная стоимость (ДС) |
ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков) |
Валовой эксплуатационный доход (ВЗД) |
ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков |
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) |
ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска |
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) |
ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль |
Чистая прибыль (П) |
СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости |
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и , во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе. а также сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах:
ВЭД
К1 = -------
ДС
Финансовые расходы
К2 = ---------------------
ДС
Капиталовложения за год
К3 = -------------------------
ДС
Долгосрочные обязательства
К4 = --------------------------
ДС
Чистое сальдо наличности
К5 = -------------------------
Оборот
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. К этому итогу добавляются литеры А, Б, С, и Д в зависимости от достаточности собственного капитала. Достаточность оценивается на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма указанного соотношения - 20%. Сумма баллов и литер определяют уровень кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки. Эта картотека имеет четыре раздела.
В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. каждой группе присваиваются литеры от А до К.
Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке.
Методика определения класса кредитоспособности заемщика
В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.
Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы для государственных и акционерных предприятий.
Наименование отрасли |
Кл |
Кпокр. |
Псс. | ||||||
I класс |
II класс |
III класс |
I класс |
II класс |
III класс |
I класс |
II класс |
III класс | |
П/п отрасли I |
Более 0.6 |
0.6- 0.4 |
Менее 0.4 |
Более 1.5 |
1.5- 1.3 |
1.3- 1.0 |
Более 50% |
50- 30% |
Менее 30% |
П/п отрасли II |
Более 0.4 |
0.4- 0.25 |
Менее 0.25 |
Более 2.0 |
2.0- 1.5 |
1.5- 1.0 |
Более 35% |
35- 25% |
Менее 25% |
П/п отрасли III |
Более 0.45 |
0.45- 0.3 |
Менее 0.3 |
Более 1.8 |
1.8- 1.3 |
1.3- 1.0 |
Более 60% |
60- 45% |
Менее 45% |
Рейтинг, и значимость, показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке.
Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, заниженность размера собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.
Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах.
Пример определения суммы баллов приводится в таблице 1.1.
При коэффициентах и показателях, все значения которых соответствуют I классу, количество баллов равно 100, II классу - 200 и III классу - 300 (варианты 1,2,3). Поэтому предлагается, что при промежуточной величине баллов близко к 100 (т.е 100-150 баллов) присваивается I класс, к 200 (т.е. 151-250 баллов) - II класс и к 300 (т.е. 251-300) - III класс.
Таблица 1.1
Показа-тели |
Рейтинг показателей |
Вариант | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||||||
Класс |
Баллы |
Класс |
Баллы |
Класс |
Баллы |
Класс |
Баллы |
Класс |
Баллы |
Рейтинг показателей |
Класс |
Баллы | ||
Кл |
40 |
I |
40 |
II |
80 |
III |
120 |
III |
120 |
I |
40 |
20 |
III |
60 |
Кп |
30 |
I |
30 |
II |
60 |
III |
90 |
III |
90 |
II |
60 |
10 |
III |
30 |
Псс |
30 |
I |
30 |
II |
60 |
III |
90 |
II |
60 |
III |
90 |
70 |
II |
140 |
Итого |
X |
I |
100 |
II |
200 |
III |
300 |
III |
270 |
II |
190 |
X |
II |
230 |
Информация о работе Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика