Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В процессе написания дипломной работы я подчеркиваю актуальность темы. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций, возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Важность и актуальность проблемы оценки кредитоспособности предприятия обусловили выбор темы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность кредитоспособности и ее необходимость
1.2 Сведения, необходимые для оценки кредитоспособности заемщика

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «ШОРО»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ШОРО»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ШОРО»

ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
3.1 Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика
3.2 Решение проблем и пути совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМ АНАЛИЗ123.rtf

— 899.88 Кб (Скачать файл)

Метод потенциальной доходности - базируется на принципе ожидания будущих выгод. Выгода от владения собственностью включает право получать все доходы во время владения, а также доход от продажи после окончания владения. Данный подход базируется на двух наиболее распространенных методах - методе дисконтированных доходов и методе прямой капитализации.

Метод дисконтированных доходов (непрямой капитализации) предусматривает перерасчет будущих доходов, ожидаемых инвестором в текущую стоимость оцениваемого объекта. Будущие доходы включают в себя:

Изменяющийся во времени денежный поток от эксплуатации или чистый доход от владения собственностью, который получает инвестор в виде дивидендов, арендной платы и т. п.

Денежные поступления от продажи объекта.

Последовательность расчета стоимости оцениваемого объекта методом дисконтирования денежных доходов:

Определение общего срока владения объектом оценки, исходя из намерений инвестора и с учетом срока службы объекта, установления периодичности поступлений будущих доходов (год, квартал или месяц);

Прогнозирование темпов инфляции и соответственно индекс обесценивания денежных потоков на срок владения объектом;

Прогнозирование общего объема доходов по периодам поступления;

Прогнозирование стоимости объекта в конце срока владения им. При этом учитывается, что стоимость земли возрастает со временем ее использования, а другое имущество подвержено физическому износу;

Определение ставки дисконта для объекта оценки, уровень которой зависит от степени риска. Ставка дисконта рассматривается как нижний граничный уровень доходности вложений, при котором инвестор допускает возможность вложения своих средств в покупку данного объекта. Если инвестор вкладывает свои средства, то в качестве ставки дисконта берут депозитную ставку, если он планирует использовать заемные средства, то процентную ставку, а при смешанной форме финансирования - средневзвешенное значение между этими ставками.

Метод прямой капитализации - используется при условии неизменности доходов во времени. Стоимость объекта оценки рассчитывается по формуле:

 

С = Д / К ,

 

где: С - стоимость имущества

Д - доход от владения имуществом или от его эксплуатации;

К - коэффициент (ставка) капитализации.

В зависимости от характера объекта и условий оценки коэффициент капитализации определяется следующими методами:

метод суммирования (кумулятивный метод), согласно которому коэффициент определяется как сумма процентной (без рисковой) ставки и ставок (премий) за риск инвестиций в конкретное предприятие, связанных с ликвидностью объекта оценки, специфическими рисками присущими данному объекту (форма инвестиций, структура капитала - соотношение собственных и заемных средств, товарная и территориальная диверсификация, уровень менеджмента и прочие риски, связанные с характером деятельности предприятия). При этом, сейчас в Казахстану безрисковую ставку рассчитывают исходя из средней ставки по долгосрочным валютным депозитам для юридических лиц в наиболее стабильных банках, сумма которых соизмерима с возможной стоимостью объекта оценки, “очищенной” от возможной инфляции. Риски определяются оценщиками, как правило, методом экспертных оценок и колеблются в пределах 0 - 5 % каждый. В целом, на рынке недвижимости в Казахстану, в зависимости от степени привлекательности недвижимости, выделяют следующие группы объектов с соответствующими ставками капитализации:

Особо привлекательная недвижимость   - 20-25%

Средне привлекательная недвижимость - 25-28%

Непривлекательные объекты                   - 28-32%.

метод анализа данных рынка, согласно которому коэффициент капитализации определяется, как среднее значение расчетных величин отношения чистого операционного дохода полученного от эксплуатации объекта-аналога к его стоимости

метод связанных инвестиций, который используется для составных частей недвижимости (как земли, так и имущества, размещенного на ней). Коэффициент капитализации определяется как средневзвешенный показатель по формуле:

 

К = Уз х Кз + Уи х Ки,

 

где: Уз - удельный вес земли в общей стоимости, %;

Уи - удельный вес имущества в общей стоимости, %;

Кз - ставка капитализации земли;

Ки - ставка капитализации имущества.

в случае если прогнозируется непрерывный (бесконечный) и постоянный во времени поток доходов ставка капитализации равна ставке дисконта

Выбор конкретного метода оценки зависит от вида объекта оценки ее цели. Во многих случаях расчета стоимости имущества пользуются несколькими методами, поскольку каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. При этом при получении различных результатов необходимо их согласовать, т.е. определить стоимость, отдавая предпочтение тому или иному методу.

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «ШОРО»

2.1 Краткая характеристика ЗАО «ШОРО»

 

Основная деятельность ЗАО «Шоро» заключается в производстве:

- натуральных продуктов питания приготовленных из коровьего молока и злаковых культур методом сквашивания;

- производство газированных и не газированных минеральных вод, полученных из самых чистых источников на территории Кыргызстана.

В настоящий момент, компания по праву может считаться мультибрендовой, поскольку является единственным производителем национальных напитков «Максым Шоро», «Чалап-Шоро» и «Жарма-Шоро», кумыса, а также производителем чистейших негазированных и газированных вод.

Миссией компании «Шоро» является стремление к процветанию Кыргызстана путем производства товаров и предоставления услуг, пропагандирующих здоровый образ жизни, используя местные ресурсы и технологии ноу - хау.

На современном этапе развития, компания ставит перед собой следующие стратегические цели:

    • модернизация и автоматизация на всех уровнях производства;
    • территориальное присутствие на рынках республики Казахстана, Российской федерации, Узбекистана, ОАЭ;

расширение продуктовой линейки брендов компании;

ребрендинг национальных напитков и обеспечение экспорта на внешние рынки.

Предприятие занимает огромную территорию с современным оборудованием, большинство которого изготавливалось по специальным эскизам. Сегодня у компании отлаженное механизированное производство. Продукция на рынки Бишкека поставляется в бутылированной форме и в разливном виде. Уникальная находка пришла в голову создателям компании - продавать напитки в бочках. С ранней весны и до начала осени жители и гости нашей страны могут насладиться продукцией компании в бочках: Максым, Чалап и в последнее время холодным чаем - «Ice Tea - Shoro».

Технологи производства компании сохраняют основной способ приготовления напитков по древним рецептам. Современное оборудование, соблюдение международных стандартов качества в сочетании с древними рецептами приготовления напитков дают уникальную формулу успешного производства.

Сотрудники компании проходят стажировки в странах дальнего и ближнего зарубежья. Предприятие «Шоро» имеет свой фирменный транспорт и оборудование, которое можно встретить во всех продуктовых магазинах.

В компании работают более 900 работников. Ведется разработка корпоративного кодекса. Каждый сотрудник компании не остается без внимания.

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ШОРО

Основой анализа финансового положения эмитента является установленная форма бухгалтерской отчетности за последние 3 года.

 

Таб.3 Структура активов компании

Наименование показателя

2012 г. (сом)

%

2013 г. (сом)

%

2014 г. (сом)

%

Денежные средства в кассе

9416328,0

5,4

1612035,0

0,9

305281,00

0,1

Денежные средства в банке

7313381,0

4,2

3157298,7

1,8

3196612,00

1,4

Счета к получению

6233179,0

3,6

6341142,0

3,7

8474324,00

3,7

Дебиторская задолженность по прочим операциям

1772798,0

1,0

16379448,0

9,5

9903916,00

4,4

Товарно-материальные запасы

20115713,0

11,6

14747766,0

8,6

38899195,00

17,1

Запасы вспомогательных материалов

19400169,0

11,1

22467802,1

13,0

6115485,00

2,7

Авансы выданные

11316516,0

6,5

6099815,0

3,5

15559248,00

6,8

Итого по разделу оборотные активы

75568084,0

43,4

70805306,7

41,1

82454061,00

36,3

Балансовая стоимость основных средств

85545364,0

49,1

84023691,0

48,8

131568540,00

57,9

Долгосрочные инвестиции

12962089,0

7,4

17334500,0

10,1

13053395,00

5,7

Балансовая стоимость нематериальных активов

6250,0

0,0

128002,2

0,1

126127,00

0,1

Итого по разделу внеоборотные активы

98513703,0

56,6

101486193,2

58,9

144748062,00

63,7

ИТОГО АКТИВЫ

174081787,0

100

172291500,0

100

227202123,00

100


 

По состоянию на конец 2014 года из таблицы 3 видно что, совокупные активы компании составили 227,2 млн. сом, увеличившись с началом года на 25%. Основной причиной послужило увеличение балансовой стоимости основных средств за счет покупки нового оборудования. В сентябре 2014 года прошел первый выпуск эмиссии облигаций ЗАО «Шоро». Но с 2012 по 2013 года произошло снижение активов с 174,08 млн. сом до 172,29 млн. сом. Данное снижение обусловлено политической нестабильностью в стране, которое сопровождалось ограничением экспорта.

Анализируя таблицу 3, можно увидеть, что больший удельный вес валюты баланса по состоянию на конец 2014 года для ЗАО «Шоро» приходится на внеоборотные активы. Так, на конец 2014 года доля внеоборотных активов предприятия составила почти 63,7% от валюты баланса. Данный показатель имеет положительную тенденцию и в течение трех последних лет увеличился с 56,6% до 63,7%. Это связано, прежде всего, со стабильным ростом компании, который заключается в расширении производственной базы предприятия. При этом за анализируемый период доля оборотных активов снизилась на 7%. В целом, данный показатель за рассматриваемый период достаточно стабилен и привлекателен, поскольку свидетельствует о финансовой устойчивости компании и расширении производства.

Так же наблюдается достаточно стабильная ситуация в динамике основной дебиторской задолженности, в то время как прочая задолженность снизилась почти на 40% с 2013 по 2014 года, что свидетельствует об улучшении эффективности работы с дебиторами компании

Динамика товарно-материальных запасы компании ЗАО «Шоро», свидетельствует о стабильном росте за анализируемый период: 20,12 млн. сом в 2010 году, 14,75 млн. сом в 2013 году и 38,90 млн. сом в 2012 году. Роста данного показателя связан с выпуском новой продукции на рынок прохладительных напитков Кыргызстана.

Доля вспомогательных материалов в 2012 году составила 11% и увеличилась на 2% к концу 2013 года. Но с 2011 по 2014 года доля вспомогательных материалов снизилась до 3%. Это является показателем эффективного управления малоценными и быстро изнашивающимися предметами на складах предприятия.

Согласно анализу структуры пассива баланса ЗАО «Шоро» в 2014 году произошли значительные изменения. По состоянию на конец 2013 года наблюдается снижение текущих обязательств предприятия до 12,4% от общего объема валюты баланса и в последующем наращивание собственного капитала компании до 43,7% на 31 декабря 2013 года. Данная тенденция свидетельствует об улучшении финансовой устойчивости предприятия. Основной рост собственных средств, произошел в результате увеличения реинвестирования чистой прибыли направляемых на дальнейшее развитие компании. В 2014 году доля краткосрочных обязательств увеличилась на 13,6% и составила 26%, но доля долгосрочных обязательств и собственного капитала снизились на 4% (39,9%) и 9,6% (34,1%) соответственно. Увеличение доли краткосрочных обязательств связано с выпуском долговых ценных бумаг.

Ввиду того, что компания активно использует банковские кредиты в основной деятельности, в динамике долгосрочных обязательств компании не наблюдается резких изменений. В среднем доля долгосрочных обязательств составила 43,2%, но, несмотря на высокую долю полученных кредитов в валюте баланса, она считается, вполне, приемлемой для современных производственных предприятий в Кыргызской Республике.

За анализируемый период имеется тенденция роста выручки ЗАО «Шоро». Так к концу 2013года данный показатель увеличился на 9,8%, приравняв выручку предприятия к 148,6 млн. сом, при этом рост в абсолютном выражении составил на 13,3 млн. сом. А к концу в связи с ростом покупательной активности 2014 году сумма выручки выросла на 27,5% и составила 205,1 млн. сом.

Себестоимость произведенной продукции компании увеличилась на 30% к концу 2014 года, при увеличении выручки от реализации на 27,5%, обеспечив рост чистой прибыли предприятия на конец анализируемого периода на 12,9% составив 18,1 млн. сом.

Учитывая данные выше приведенной в таб. 3 можно сделать следующие выводы:

наибольшая часть расходов предприятия в 2014 году приходится на операционные расходы при производстве продукции ЗАО «Шоро» и составляют 44%. Однако в 2012 и 2013 годах основную долю расходов составляла себестоимость производимой продукции. Так в 2011 году доля себестоимости составила 44%, а в 2011 году - 38%. При этом видна положительная тенденция роста доли операционных расходов, которая увеличилась на 18% с 2012 по 2014 года;

показатели доли себестоимости свидетельствуют о росте расходов на производство единицы продукции. При полученной выручке в 205,1 млн. сом в 2012 году себестоимость составила 90,0 млн. сом, в то время как в 2011 году при полученной выручке равной 148,6 млн. сом, себестоимость составила 56,5 млн. сом. Такая тенденция в подобной ситуации означает, что предприятие к концу анализируемого периода несет больше расходов на производство продукции;

заметно увеличились к концу 2014 года операционные расходы компании, рост составил на 43,9%, по сравнению с 2013 годом, который составлял 50,5 млн. сом. Тем самым, доля операционных расходов в общей выручке компании составила 44%, что свидетельствует о росте затрат предприятия по реализации продукции;

таким образом, в течение анализируемого периода по всем расходам компании наблюдается тенденция роста, что в результате приводит к уменьшению чистой прибыли предприятия. Так, в течение рассматриваемого периода при полученной выручке 135,3 млн. сом в 2012 году, доля чистой прибыли составила 9% или 12,7 млн. сом, к концу 2013 года доля чистой прибыли составила 11%, при полученной выручке 148,6 млн. сом, а к концу 2014 года доля чистой прибыли составила 9% или 18,1 млн. сом.

Информация о работе Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика