Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы устойчивого обеспечения продовольствием и обеспечения продовольственной безопасности регионов с учетом их специфических особенностей развития, а также недостаточная изученность ее отдельных теоретических и прикладных аспектов предопределили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.
Цель исследования заключается в обосновании направлений обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне с учетом специфических условий территории в условиях перехода аграрной сферы экономики на рыночные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ....................................................5
1.1.Понятие продовольственной безопасности и ее элементы...........................5
1.2. Основные задачи в области обеспечения продовольственной
безопасности..........................................................................................................11
1.3. Современное состояние мировой продовольственной безопасности.......15
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ..............................................................................................23
2.1. Основные показатели продовольственной безопасности...........................23
2.2. Политика обеспечения продовольственной безопасности страны............30
2.3. Меры государственного регулирования и международная помощь.........33
3.ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.................................................................................................................37
3.1. Анализ продовольственной безопасности в РФ..........................................39
3.2. Анализ состояния продовольственной безопасности Курской области....................................................................................................................44
3.3. Направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности........................................................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................50

Файлы: 1 файл

prod_bezopasnost.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Неоднородность - различие свойств первичных элементов системы, связанное с историей развития, социальными и культурными особенностями, уровнем развития экономики. В рыночной среде неоднородность системы во многом зависит от конкурентоспособности предприятий АПК, торговли, общественного питания.

Ограниченность - свойство конечности, которое определяется ограниченностью ресурсов (природных, финансовых, людских и т.д.), характером производственных отношений. Ограниченность создает угрозы, в том числе угрозу продовольственной безопасности, но вместе с тем она является источником поступательного движения.

Адаптивность - приспособляемость системы обеспечения продовольственной безопасности к изменениям внешней среды. Чем выше степень адаптивности, тем выше эффективность функционирования системы.

Системность. Субъект и социально-экономическая среда составляют единое целое, или систему, элементы которой взаимодействуют между собой через определенные связи и ограничения.

Таким образом, понятие "продовольственная безопасность" мы рассматриваем как процесс обеспечения населения продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами с позиций системного подхода.

Опираясь на международный опыт, следует выделить здесь три составляющие продовольственной безопасности:

Первое, - это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость и стабильность.

Второе, - населению страны, любому человеку гарантируется физическая и экономическая доступность к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами.

И третье, - это качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Направление трансформации системы обеспечения продовольственной безопасности задается следующими параметрами:

достижение определенного равновесия между производством пищевых продуктов, их реализацией и потреблением;

усложнение системы, обусловленное тем, что эволюционируют все элементы системы;

функционирование системы подчиняется закону композиции, согласно которому все элементы системы развиваются в связи друг с другом;

цели функционирования системы определяются потребностями, которые эволюционируют с развитием общества.

Каждый структурный элемент системы выполняет свою роль, но в общем система сохраняет целостность. Отсюда вытекает важность разработки механизмов стратегического государственного управления системой обеспечения продовольственной безопасности.

Таким образом, понятие "продовольственная безопасность" мы рассматриваем как процесс обеспечения населения продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами с позиций системного подхода.

Стратегической целью продовольственной безопасности является надежное обеспечение населения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых запасов, в том числе резервных фондов.

Направление трансформации системы обеспечения продовольственной безопасности задается следующими параметрами:

достижение определенного равновесия между производством пищевых продуктов, их реализацией и потреблением;

усложнение системы, обусловленное тем, что эволюционируют все элементы системы;

функционирование системы подчиняется закону композиции, согласно которому все элементы системы развиваются в связи друг с другом;

цели функционирования системы определяются потребностями, которые эволюционируют с развитием общества.

На сегодняшний день в отечественной науке выработано два довольно распространенных подхода к данной дефиниции "продовольственная безопасность". Одна группа ученых поддерживают точку зрения, согласно которой продовольственная безопасность есть поддержание снабжения продовольствием на уровне, достаточном для обеспечения здорового питания населения, и при этом неважно, какую долю занимает отечественная продовольственная продукция. Другие, основываясь на концепции самообеспечения страны основными видами отечественного продовольствия, полагают, что снижение объемов производства отечественной продукции является признаком угрозы или даже потери продовольственной безопасности, и требуют усилить меры поддержки российских сельхозпроизводителей, усложнив возможность поставок импортного продовольствия. [26,с.58]

Очевидно, что продовольственная безопасность, будучи комплексным явлением, во многом определяющим социально-экономическое развитие государства, научно-технический прогресс, благосостояние и здоровье населения, имеет несколько аспектов: во-первых, физическая доступность продовольствия, исключающая угрозу его недостатка на внутреннем потребительском рынке; во-вторых, экономическая доступность продовольствия, означающая наличие у каждого гражданина достаточного уровня дохода для приобретения минимального набора продуктов питания; в-третьих, устойчивость доступа к продовольствию; в-четвертых, отсутствие угрозы появления на рынке некачественных и небезопасных продуктов питания, которые могут представлять опасность для здоровья населения.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие основные положения продовольственной безопасности. Во-первых, для обеспечения продовольственной безопасности той или иной страны должны быть гарантированы устойчивые и достаточные уровни производства продовольствия, полностью обеспечивающие запросы страны. Во-вторых, продовольственная безопасность может быть достигнута только тогда, когда гарантированы физические и экономические условия доступа к продовольствию. В-третьих, с целью достижения продовольственной безопасности продукция сельскохозяйственного производства должна стабильно в достаточном количестве поставляться на мировые рынки. И, наконец, последним, но не менее важным элементом продовольственной безопасности является обеспечение населения доброкачественными, не приносящим ущерба здоровью продовольствием.

В развитых государствах применяются два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности: первый -приоритет поддержки национального сельскохозяйственного товаропроизводителя (страны ЕС); второй - равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США). Мы предлагаем использовать в России поддержку и потребителей, и сельхозтоваропроизводителей. Хотя, следует признать, что мы очень сильно отстаем от развитых стран.

Для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья нации, предусматривая в том числе:

- развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;

- недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;

- разработку системы адресной продовольственной помощи (в зависимости от уровня располагаемого дохода семьи) наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа оценки состояния продовольственной безопасности - "продовольственного мониторинга" населения;

- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;

- стимулирование перехода от производства "обезличенного" продовольствия к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей

2.2 Политика обеспечения продовольственной безопасности страны

 

Как дополнительно наглядно продемонстрировал недавний кризис, одной из важнейших компонент экономической безопасности продовольственная безопасность. Вопросы продовольственной безопасности занимают важное место в концепциях национальной безопасности большинства передовых стран, где уже давно приняты соответствующие законы, государственные стратегии и программы.

Для стран с переходной экономикой предлагается следующий подход к продовольственной безопасности. Под продовольственная безопасностью мы подразумеваем неограниченную во времени способность государства и общества обеспечивать доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях, и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

Для конструктивного определения критериев продовольственной безопасности необходимо ввести государственную систему норм питания, которая регламентирует два нормативных уровня питания населения: достаточный, используемый для социально-экономических расчетах в обычных условиях и минимально необходимый, используемый для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

Важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственную безопасность, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций, осуществляемых через специализированное Федеральное агентство. Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.

Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ может быть использована адаптированная для данной проблематики базовая макроэкономическая модель АПК, разработанная в ВИАПИ. При этом последовательно должны быть решены следующие подзадачи:

- на основе модели спроса населения на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицински-обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;

- на основе моделей блока функционирования АПК определить себестоимости производства основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;

- на основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентность импортной продукции;

- на основе моделей блока государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающей систему дотаций, субсидий, субвенций и т.д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения в допустимой области гарантированной продовольственной безопасности при минимальной сумме государственных затрат.

Заметим, что данная задача может не иметь решения. В этом случае мы оказываемся в определенной выше чрезвычайной продовольственной ситуации и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативном и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативному распределению продовольствия.

 
2.3 Меры государственного регулирования и международная помощь

 

Известная формула французского социолога начала XX века Эмиля Дюркгейма гласит, что представление о природе есть отражение социальной организации. То есть образ природы – продукт общественного устройства, а совсем не наоборот. Следовательно, каждое общество представляет себе свою природу, в меру принципиальных отличий от других обществ. Но справедливо и обратное: чем более похожими становятся различные общества по своей организации, тем отчетливее в их верованиях и представлениях обнаруживается сходство. С начала XX века, пройдя путем натисков и откатов, по обе стороны идеологической границы (социалистический Советский Союз – буржуазная Западная Европа и США) утверждается идея социального государства, то есть такого порядка, при котором в роли природной стихии оказывается политическая организация.

Отказ от модели "государства благоденствия" в Западной Европе и США 1980-х и отмена ряда социальных программ в 1990-х, как и прежде, не изменяют самого принципа. Городская цивилизация все более становится системой потребления услуг, и Россия не остается в стороне от общего движения. Так, по данным Всемирного банка, вклад сферы услуг в валовой национальный продукт в России 1998 г. сопоставим с тем же показателем для Франции 1987 г.: 62,1% и 66,9% соответственно. К этому можно добавить, что преувеличенные страсти вокруг политических технологий или дебаты о качестве жизни и демографическом кризисе в современной России – свидетельство роли государства как основного потребителя или производителя различных услуг. Другой вопрос: равнодоступны ли эти услуги, и каков механизм их создания и распределения? К нему мы вернемся чуть дальше.

Информация о работе Продовольственная безопасность