Развитие и эффективность легкой промышленности Кыргызской Республики в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:09, диссертация

Описание работы

Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и практических проблем развития и эффективности отраслей легкой промышленности в рыночных условиях, выдачи обоснованных рекомендаций по реформированию и развитию перспективной отрасли экономики Кыргызстана. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и уточнить формулировку эффективности, обосновать необходимость определения эффективности предприятий.
2. Изучить основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах.
3. Изучить современное состояние и развитие текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.
4. Определить причины спада производства в результате проводимых реформ.
5. Дать экономическую оценку деятельности предприятий легкой промышленности республики.
6. Разработать пути активизации торговой деятельности и инвестиционной политики, как важнейшего фактора повышения эффективности отрасли.
7. Определить основные направления развития легкой промышленности республики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ…………………………………………………………..8
1.1. Сущность и определение показателей эффективности предприятий, производящих промышленную продукцию………………………………...….8
1.2. Основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах ………………………………………………………...……………...…23
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………….41
2.1. Развитие легкой промышленности в условиях рыночной экономики….41
2.2. Состояние текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.....................................................................61
2.3. Экономическая оценка деятельности легкой промышленности республики…………………………………………………………...……….…91
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………….…...126
3.1. Активная инвестиционная политика - основа модернизации и технологического обновления производства………………………………...126
3.2. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор повышения эффективности отрасли……………………………………………………….144
3.3. Основные стратегические направления развития легкой промышленности………………………………………………………………165
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....194

Файлы: 1 файл

Канд дисс.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Статданные Нацстаткома КР «Промышленность КР», 2004-2011г.

Кроме того, за изучаемый период производство продукции текстильной промышленности по основным ее видам имеет тенденцию к сокращению. Например, за 2000-2010 г.г. производство хлопкового волокна сократилось на 31,0 %, ткани шерстяные (камвольные), т.е. из тонкой мериносовой шерсти – на 98,5%, хлопчатобумажные ткани – на 99,0%, ковры и ковровые изделия – на 35,0%. С 2005г. увеличилось производство одеял и пледов с 1,8 тыс.шт. до 239,1 тыс.шт., или в 132,8 раза; и нетканые материалы – с 833,6 тыс. кв.м. до 2503,9 тыс.кв.м., или в 3,0 раза (табл. 2.9).

Таблица 2.9 - Производство основных видов продукции текстильной промышленности Кыргызской Республики

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Волокно хлопковое, тыс.т.

28,7

47,3

44,0

28,6

28,2

18,3

19,8

Шерсть мытая, обезжиренная, т.

587,8

665,9

458,7

881,5

522,8

725,0

917,2

Ткани,

тыс.кв.м.

7869,1

1938,3

2346,5

1679,9

1888,9

1413,6

985,7

Из них:

хлопчатобумажные, тыс. кв.м.

6119,2

441,9

477,7

481,6

491,1

112,2

56,1

из шерсти (суконная), тыс.кв.м.

-

90,2

116,4

140,3

136,8

113,6

61,2

из шерсти (камвольная),

тыс.кв.м.

750,0

544,1

167,6

60,6

80,3

54,7

11,1

из джута, тыс.кв.м.

864,0

845,0

1106,0

951,3

1136,4

1075,9

857,3

Одеяла и пледы,

тыс.шт.

-

1,8

4,5

1,9

2,2

115,5

239,1

Белье постельное, тыс.шт.

-

43,4

100,4

95,8

35,1

58,2

52,6

Ковры и ковровые изделия, тыс.кв.м.

22,0

21,1

22,0

21,1

15,1

19,7

14,3

Нетканые материалы, тыс.кв.м

833,6

1014,8

767,2

670,5

2004,1

1680,1

2503,9


Статданные «Промышленность КР», 2004, 2011г.

За исследуемый период уровень производства продукции текстильной и швейной промышленности варьируется по-разному, что прямо связано с кризисной ситуацией в экономике, со специализацией производственных направлений и процессов, квалификацией кадрового состава и т.д. Например, объем производства увеличился в Баткенской области с 5,2 млн. сомов до 37,6 млн. сомов, или в 7,2 раза, в Иссык-Кульской – с 6,5 млн. сомов до 92,8 млн. сомов, или в 14,2 раза, Нарынской – с 1,4 млн. сомов до 4,9 млн. сомов, или в 3,5 раза, Чуйской – с 160,1 млн. сомов до 1820,0 млн. сомов, или в 11,3 раза, г. Бишкек – с 679,7 млн.сомов до 3972,2 млн. сомов, или в 5,8 раза, а по остальным регионам  как Джалал-Абадская область и г.Ош наблюдается снижение, что видно из табл. 2.10.

Таблица 2.10 - Объем производства текстильно-швейной продукции по регионам Кыргызской Республики, млн. сомов

 

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего по республике

В т.ч. по областям:

Баткенская

Джалал-Абадская

Иссык-Кульская

Нарынская

Ошская

Таласская

Чуйская

г.Бишкек

г. Ош

 

2537,2

 

 

5,2

 

701,7

 

6,5

1,4

172,1

0,4

160,1

679,7

305,4

 

2491,1

 

 

9,9

 

488,4

 

14,5

26,0

241,3

0,07

530,6

1172,8

7,2

 

2261,8

 

 

13,2

 

447,2

 

21,1

28,3

199,8

0,1

290,7

1245,1

16,0

 

4641,7

 

 

15,2

 

543,7

 

27,2

2.2

160,4

0,1

910,5

2941,1

41,1

 

4194,3

 

 

26,4

 

405,6

 

29,7

2,8

135,4

0,1

1261,8

2280,2

521

 

5837,5

 

 

40,5

 

396,8

 

35,1

3,7

150,5

0,2

1254,6

3896,9

58,9

 

4518,8

 

 

39,4

 

264,5

 

76,6

3,4

175,5

0,3

1537,3

2371,0

50,5

 

6508,7

 

 

37,6

 

332,2

 

92,8

4,9

208,7

0,5

1820,0

3972,2

39,5


Статданные «Промышленность КР», 2004, 2011г.

Таким образом, производство основных и отдельных видов продукции и их колебание, тесно связано с уровнем внутренней и внешней конкуренции между предприятиями текстильной и швейной промышленности. Именно конкурентная среда выступает в качестве одной из промежуточных целей либеральных реформ в странах с переходной экономикой. При этом конечной целью является повышение эффективности функционирования экономики. Опыт многих стран показывает, что в современных условиях заметный и стабильный рост эффективности экономики невозможен без развития конкуренции. Следовательно, степень развитости конкурентной среды становится одним из индикаторов успеха или неудачи проводимых преобразований в изучаемой отрасли.

Вместе с тем, очевидно, что формирование конкурентной среды – сложный, комплексный процесс. Его темпы определяются широким кругом факторов, действующего как на микро - , так и на макроуровнях. Тем не менее, степень развитости конкурентной среды можно оценить лишь на рынке, рассмотрев конкретные формы взаимоотношений между предприятиями, продавцами и покупателями.

Как показывает исследование, конкурентная среда жестко влияет на качество и ассортимент выпускаемой продукции. В этом отношении больше страдает текстильная промышленность республики. Например, производство ткани, шерстяной и хлопчатобумажной пряжи, трикотажных изделий и др. с каждым годом имеет тенденцию к сокращению. Это происходит на основе нарастающей конкуренции со стороны предприятий Китая, Турции, Ирана, Индии и др., которые в массовом порядке поставляют текстильную продукцию на рынке республики.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом  профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предполагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования каналов распределения цен).

Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами или лицензиями и ноу-хау.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная программа предприятий выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Поэтому цель ассортиментной программы – сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • выявление особенностей покупательского поведения потребителей на соответствующих рынках;
  • критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте с позиции покупателя;
  • диверсификация продукции исходя из ее конкурентоспособности;
  • совершенствование существующих, а также выпуск новых высококонкурентоспособных товаров с учетом цен, себестоимости и рентабельности;
  • стандартизация товара, применительно как внутреннего, так и внешнего рынка, что снижает затраты на производство, распределение, сбыт и обслуживание, ускорение окупаемости капитальных вложений и т.д.

Таким образом, определение ассортиментной политики – дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации и диверсификации продукции или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности предприятия и определяется конечным результатом – уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

Следует отметить, что современная архитектура промышленного производства данной отрасли – это процессы обеспечения сложного жизненного цикла продукции, инструменты информационных технологий, сложная функциональная структура предприятия, электронный документооборот, интегрированный менеджмент и управление персоналом. Все эти вопросы полностью или в какой-то степени относятся к производственному процессу текстильной и швейной промышленности республики. Однако, текстильная промышленность, в прошлом занимавшая значительную долю в экономике страны сейчас находится в критическом состоянии. Как уже было упомянуто выше, технологические и управленческие модели советского времени перестали быть эффективными. Более того, большие размеры предприятий требуют соответствующей загрузки для выхода на уровень рентабельности, а значит и соответствующих размеров сбыта. На сегодняшний день, этого достичь не удалось. В этой связи, будущее сектора видится в создании нового текстильного подсектора, основанного на частных предприятиях среднего размера, с конкретно обозначенными бизнес целями.

Возрождение текстильной промышленности в республике должно основываться на решении важнейших задач, обеспечивающих комплексное сбалансированное развитие отрасли в условиях конкурентного рынка. Пока этот сектор экономики еще не получил достаточной базы развития, а это требует огромных затрат инвестиционных вложений как со стороны государства, так и частного характера.

Швейная промышленность. В структуре легкой промышленности швейная отрасль лучше других отраслей приспособилась к рынку. Связка двух звеньев «ткани и готовой одежды» технологически и экономически эффективна, дает быструю отдачу и способствует накоплению капитала для инвестиций в остальные секторы хозяйства, обеспечивая относительно быстрое наращивание инвестиций по всей технологической цепочке – от первичной переработки сырья до готовой продукции. Швейная промышленность республики представлена, в основном, малыми предприятиями и индивидуальным предпринимательством. Отсутствие значительных затрат на производство и гибка система оплаты труда работников позволили предпринимателям стать конкурентами крупным предприятиям по производству одежды.

В соответствии с информацией Государственного комитета КР по налогам и сборам (исх.№14-9-2-3651/4601 от 13.06.2008г.) количество частных предпринимателей по швейной отрасли составили: в 2005г. – 584 ед, 2006г. – 855 ед., 2007г. – 823 ед. и за 5 месяцев 2008г. – 710 ед., из них осуществляющие производственную деятельность на патентной основе: в 2006г. – 327 ед., 2007г. – 475 ед. и за 5 месяцев 2008 г. – 359 ед.

В последние годы наблюдается положительная тенденция наращивания производства в швейной промышленности. Например, за период 2000-2010г.г. производство швейной продукции республики увеличилось с 403,2 млн. до 3604,8 млн. сом, или в 8,9 раза. Наибольшими темпами развивается швейное производство в таких областях как Чуйской и в г.Бишкек (табл. 2.11).

Таблица 2.11 - Производство швейной продукции по областям Кыргызской Республики, млн. сом

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего по республике

403,2

1269,8

3287,0

3277,2

4947,7

3713,2

3604,8

В т.ч. по областям: Баткенская

-

-

-

-

-

-

-

Джалал-Абадская

4,1

8,3

16,1

18,9

18,7

17,6

16,9

Иссык-кульская

6,8

20,3

27,5

28,3

33,2

31,8

30,5

Нарынская

0,6

1,2

1,4

0,9

1,7

1,3

1,4

Ошская

42,0

3,1

3,7

3,8

14,6

12,8

10,8

Таласская

0,3

0,7

0,6

0,8

0,9

0,5

0,7

Чуйская

26,9

142,7

390,0

1045,7

1118,4

1103,4

1007,1

г. Бишкек

316,1

1078,1

2828,8

2149,8

3716,7

2545,8

2537,4

Информация о работе Развитие и эффективность легкой промышленности Кыргызской Республики в условиях рынка