Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:09, диссертация
Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и практических проблем развития и эффективности отраслей легкой промышленности в рыночных условиях, выдачи обоснованных рекомендаций по реформированию и развитию перспективной отрасли экономики Кыргызстана. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и уточнить формулировку эффективности, обосновать необходимость определения эффективности предприятий.
2. Изучить основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах.
3. Изучить современное состояние и развитие текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.
4. Определить причины спада производства в результате проводимых реформ.
5. Дать экономическую оценку деятельности предприятий легкой промышленности республики.
6. Разработать пути активизации торговой деятельности и инвестиционной политики, как важнейшего фактора повышения эффективности отрасли.
7. Определить основные направления развития легкой промышленности республики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ…………………………………………………………..8
1.1. Сущность и определение показателей эффективности предприятий, производящих промышленную продукцию………………………………...….8
1.2. Основные тенденции развития легкой промышленности в зарубежных странах ………………………………………………………...……………...…23
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………….41
2.1. Развитие легкой промышленности в условиях рыночной экономики….41
2.2. Состояние текстильно-швейной и кожевенно-обувной отрасли в условиях экономической реформы.....................................................................61
2.3. Экономическая оценка деятельности легкой промышленности республики…………………………………………………………...……….…91
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………….…...126
3.1. Активная инвестиционная политика - основа модернизации и технологического обновления производства………………………………...126
3.2. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор повышения эффективности отрасли……………………………………………………….144
3.3. Основные стратегические направления развития легкой промышленности………………………………………………………………165
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....194
Статданные Нацстаткома КР «Промышленность КР», 2004-2011г.
Кроме того, за изучаемый период производство продукции текстильной промышленности по основным ее видам имеет тенденцию к сокращению. Например, за 2000-2010 г.г. производство хлопкового волокна сократилось на 31,0 %, ткани шерстяные (камвольные), т.е. из тонкой мериносовой шерсти – на 98,5%, хлопчатобумажные ткани – на 99,0%, ковры и ковровые изделия – на 35,0%. С 2005г. увеличилось производство одеял и пледов с 1,8 тыс.шт. до 239,1 тыс.шт., или в 132,8 раза; и нетканые материалы – с 833,6 тыс. кв.м. до 2503,9 тыс.кв.м., или в 3,0 раза (табл. 2.9).
Таблица 2.9 - Производство основных видов продукции текстильной промышленности Кыргызской Республики
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Волокно хлопковое, тыс.т. |
28,7 |
47,3 |
44,0 |
28,6 |
28,2 |
18,3 |
19,8 |
Шерсть мытая, обезжиренная, т. |
587,8 |
665,9 |
458,7 |
881,5 |
522,8 |
725,0 |
917,2 |
Ткани, тыс.кв.м. |
7869,1 |
1938,3 |
2346,5 |
1679,9 |
1888,9 |
1413,6 |
985,7 |
Из них: хлопчатобумажные, тыс. кв.м. |
6119,2 |
441,9 |
477,7 |
481,6 |
491,1 |
112,2 |
56,1 |
из шерсти (суконная), тыс.кв.м. |
- |
90,2 |
116,4 |
140,3 |
136,8 |
113,6 |
61,2 |
из шерсти (камвольная), тыс.кв.м. |
750,0 |
544,1 |
167,6 |
60,6 |
80,3 |
54,7 |
11,1 |
из джута, тыс.кв.м. |
864,0 |
845,0 |
1106,0 |
951,3 |
1136,4 |
1075,9 |
857,3 |
Одеяла и пледы, тыс.шт. |
- |
1,8 |
4,5 |
1,9 |
2,2 |
115,5 |
239,1 |
Белье постельное, тыс.шт. |
- |
43,4 |
100,4 |
95,8 |
35,1 |
58,2 |
52,6 |
Ковры и ковровые изделия, тыс.кв.м. |
22,0 |
21,1 |
22,0 |
21,1 |
15,1 |
19,7 |
14,3 |
Нетканые материалы, тыс.кв.м |
833,6 |
1014,8 |
767,2 |
670,5 |
2004,1 |
1680,1 |
2503,9 |
Статданные «Промышленность КР», 2004, 2011г.
За исследуемый период уровень производства продукции текстильной и швейной промышленности варьируется по-разному, что прямо связано с кризисной ситуацией в экономике, со специализацией производственных направлений и процессов, квалификацией кадрового состава и т.д. Например, объем производства увеличился в Баткенской области с 5,2 млн. сомов до 37,6 млн. сомов, или в 7,2 раза, в Иссык-Кульской – с 6,5 млн. сомов до 92,8 млн. сомов, или в 14,2 раза, Нарынской – с 1,4 млн. сомов до 4,9 млн. сомов, или в 3,5 раза, Чуйской – с 160,1 млн. сомов до 1820,0 млн. сомов, или в 11,3 раза, г. Бишкек – с 679,7 млн.сомов до 3972,2 млн. сомов, или в 5,8 раза, а по остальным регионам как Джалал-Абадская область и г.Ош наблюдается снижение, что видно из табл. 2.10.
Таблица 2.10 - Объем производства текстильно-швейной продукции по регионам Кыргызской Республики, млн. сомов
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего по республике В т.ч. по областям: Баткенская Джалал-Абадская Иссык-Кульская Нарынская Ошская Таласская Чуйская г.Бишкек г. Ош |
2537,2
5,2
701,7
6,5 1,4 172,1 0,4 160,1 679,7 305,4 |
2491,1
9,9
488,4
14,5 26,0 241,3 0,07 530,6 1172,8 7,2 |
2261,8
13,2
447,2
21,1 28,3 199,8 0,1 290,7 1245,1 16,0 |
4641,7
15,2
543,7
27,2 2.2 160,4 0,1 910,5 2941,1 41,1 |
4194,3
26,4
405,6
29,7 2,8 135,4 0,1 1261,8 2280,2 521 |
5837,5
40,5
396,8
35,1 3,7 150,5 0,2 1254,6 3896,9 58,9 |
4518,8
39,4
264,5
76,6 3,4 175,5 0,3 1537,3 2371,0 50,5 |
6508,7
37,6
332,2
92,8 4,9 208,7 0,5 1820,0 3972,2 39,5 |
Статданные «Промышленность КР», 2004, 2011г.
Таким образом, производство основных и отдельных видов продукции и их колебание, тесно связано с уровнем внутренней и внешней конкуренции между предприятиями текстильной и швейной промышленности. Именно конкурентная среда выступает в качестве одной из промежуточных целей либеральных реформ в странах с переходной экономикой. При этом конечной целью является повышение эффективности функционирования экономики. Опыт многих стран показывает, что в современных условиях заметный и стабильный рост эффективности экономики невозможен без развития конкуренции. Следовательно, степень развитости конкурентной среды становится одним из индикаторов успеха или неудачи проводимых преобразований в изучаемой отрасли.
Вместе с тем, очевидно, что формирование конкурентной среды – сложный, комплексный процесс. Его темпы определяются широким кругом факторов, действующего как на микро - , так и на макроуровнях. Тем не менее, степень развитости конкурентной среды можно оценить лишь на рынке, рассмотрев конкретные формы взаимоотношений между предприятиями, продавцами и покупателями.
Как показывает исследование, конкурентная среда жестко влияет на качество и ассортимент выпускаемой продукции. В этом отношении больше страдает текстильная промышленность республики. Например, производство ткани, шерстяной и хлопчатобумажной пряжи, трикотажных изделий и др. с каждым годом имеет тенденцию к сокращению. Это происходит на основе нарастающей конкуренции со стороны предприятий Китая, Турции, Ирана, Индии и др., которые в массовом порядке поставляют текстильную продукцию на рынке республики.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предполагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования каналов распределения цен).
Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами или лицензиями и ноу-хау.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная программа предприятий выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Поэтому цель ассортиментной программы – сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
Таким образом, определение ассортиментной политики – дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации и диверсификации продукции или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности предприятия и определяется конечным результатом – уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.
Следует отметить, что современная архитектура промышленного производства данной отрасли – это процессы обеспечения сложного жизненного цикла продукции, инструменты информационных технологий, сложная функциональная структура предприятия, электронный документооборот, интегрированный менеджмент и управление персоналом. Все эти вопросы полностью или в какой-то степени относятся к производственному процессу текстильной и швейной промышленности республики. Однако, текстильная промышленность, в прошлом занимавшая значительную долю в экономике страны сейчас находится в критическом состоянии. Как уже было упомянуто выше, технологические и управленческие модели советского времени перестали быть эффективными. Более того, большие размеры предприятий требуют соответствующей загрузки для выхода на уровень рентабельности, а значит и соответствующих размеров сбыта. На сегодняшний день, этого достичь не удалось. В этой связи, будущее сектора видится в создании нового текстильного подсектора, основанного на частных предприятиях среднего размера, с конкретно обозначенными бизнес целями.
Возрождение текстильной промышленности в республике должно основываться на решении важнейших задач, обеспечивающих комплексное сбалансированное развитие отрасли в условиях конкурентного рынка. Пока этот сектор экономики еще не получил достаточной базы развития, а это требует огромных затрат инвестиционных вложений как со стороны государства, так и частного характера.
Швейная промышленность. В структуре легкой промышленности швейная отрасль лучше других отраслей приспособилась к рынку. Связка двух звеньев «ткани и готовой одежды» технологически и экономически эффективна, дает быструю отдачу и способствует накоплению капитала для инвестиций в остальные секторы хозяйства, обеспечивая относительно быстрое наращивание инвестиций по всей технологической цепочке – от первичной переработки сырья до готовой продукции. Швейная промышленность республики представлена, в основном, малыми предприятиями и индивидуальным предпринимательством. Отсутствие значительных затрат на производство и гибка система оплаты труда работников позволили предпринимателям стать конкурентами крупным предприятиям по производству одежды.
В соответствии с информацией Государственного комитета КР по налогам и сборам (исх.№14-9-2-3651/4601 от 13.06.2008г.) количество частных предпринимателей по швейной отрасли составили: в 2005г. – 584 ед, 2006г. – 855 ед., 2007г. – 823 ед. и за 5 месяцев 2008г. – 710 ед., из них осуществляющие производственную деятельность на патентной основе: в 2006г. – 327 ед., 2007г. – 475 ед. и за 5 месяцев 2008 г. – 359 ед.
В последние годы наблюдается положительная тенденция наращивания производства в швейной промышленности. Например, за период 2000-2010г.г. производство швейной продукции республики увеличилось с 403,2 млн. до 3604,8 млн. сом, или в 8,9 раза. Наибольшими темпами развивается швейное производство в таких областях как Чуйской и в г.Бишкек (табл. 2.11).
Таблица 2.11 - Производство швейной продукции по областям Кыргызской Республики, млн. сом
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего по республике |
403,2 |
1269,8 |
3287,0 |
3277,2 |
4947,7 |
3713,2 |
3604,8 |
В т.ч. по областям: Баткенская |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Джалал-Абадская |
4,1 |
8,3 |
16,1 |
18,9 |
18,7 |
17,6 |
16,9 |
Иссык-кульская |
6,8 |
20,3 |
27,5 |
28,3 |
33,2 |
31,8 |
30,5 |
Нарынская |
0,6 |
1,2 |
1,4 |
0,9 |
1,7 |
1,3 |
1,4 |
Ошская |
42,0 |
3,1 |
3,7 |
3,8 |
14,6 |
12,8 |
10,8 |
Таласская |
0,3 |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,7 |
Чуйская |
26,9 |
142,7 |
390,0 |
1045,7 |
1118,4 |
1103,4 |
1007,1 |
г. Бишкек |
316,1 |
1078,1 |
2828,8 |
2149,8 |
3716,7 |
2545,8 |
2537,4 |