Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Представлена система социального партнерства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, раскрыта сущность понятия "социального партнерство", структура и роль партнерства в образовании, Определены социальные партнеры и обязанности, разработан проект и представлен план осуществления его. Проведен эксперимент на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий и получены результаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......
Глава I. Теоретико-методологические основы социального партнёрства….
1.1. Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство» …………………………………………………….
1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании…………………………………………………..
Глава II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе……………………………………
2.1. Система социального партнёрства в образовании Зеленодольского муниципального района……………………………………………………...
2.2. Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска……………………………………..
Глава III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе ……………………………………
3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района ……………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

кур.р. Соц.партнерства.doc

— 2.47 Мб (Скачать файл)

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ    ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА-КАИ

 

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Развитие социального  партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

 

 

 

 

 Выполнил: студент  301507гр.

Тезёв Н.

Проверил: к.п.н.,доцент

Маршалова И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………......

3

Глава I. Теоретико-методологические основы социального партнёрства….

6

1.1. Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство» …………………………………………………….

 

6

1.2. Состояние социального партнерства в  международном и отечественном образовании…………………………………………………..

 

11

Глава II. Формирование социального партнерства в  области образования в Зеленодольском муниципальном районе……………………………………

 

18

2.1. Система социального  партнёрства в образовании  Зеленодольского муниципального района……………………………………………………...

 

18

2.2. Сотрудничество  Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ  с образовательными школами и  предприятиями города Зеленодольска……………………………………..

 

 

25

Глава III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном  районе ……………………………………

 

 

29

3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района ……………………

 

29

Заключение………………………………………………………………………

33

Список литературы……………………………………………………………..

36

Приложение……………………………………………………………………..

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 В течение нескольких  последних десятилетий в странах  с развитой рыночной экономикой  активно идет процесс формирования  и функционирования социального  партнерства - нового типа социально-трудовых отношений, основанного на участии наемных работников в управлении и распределении результатов хозяйственной деятельности.

Однако идея социального партнёрства не является новшеством и для отечественного образования, так как еще в советские времена профессиональная подготовка кадров предусматривала развитие следующих направлений: соединение теоретического образования с производственным трудом (закон «О применении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР, декабрь 1958 г.»), взаимодействие учебных заведений с базовыми предприятиями, целенаправленное распределение учащейся молодёжи на рабочие места в соответствии с выбранной специальностью. Данный подход в образовании, с одной стороны, позволял молодым людям наряду с аттестатом получать свидетельство о приобретенной специальности. С другой стороны, советская система образования, построенная на связи обучения с производством, позволяла высшему учебному заведению безболезненно решать проблему трудоустройства выпускника, а предприятию – ежегодно пополнять кадровый состав молодыми специалистами, государству – целенаправленно использовать бюджетные средства на образование.

Модернизация сегодня российского образования, направленная на  повышение качества подготовки специалистов всех уровней,  невозможна без создания единого образовательного пространства,  без кардинальных изменений  в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области.  Как показывает опыт европейских стран, социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Эта позиция нашла подтверждение и на Саммите G8 в г. Санкт-Петербурге. Правительство ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в области образования и обязались «учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся» [11].

Общая характеристика понятия  «социальное партнёрство», его роль и значение, принципы и технологии его функционирования представлены в работах О.И. Иванова, В.Н. Киселёва, В.А Михеева, Г.Ю. Семигина, В.Е. Степанова, С.И. Щегловой.

Анализ опыта развития социального партнёрства в современной  России, обзор зарубежного опыта, структура, принципы и модели социального партнёрства рассмотрены В.А. Борисовым, А.В. Лисьевым, С.И. Кубицким, М.В. Сухаревым, С.Ю. Чуча, Л.Т. Шинелевой.

Применительно к системе  образования данная проблема затронута в работах Б.В. Авво, Г.А. Вержицкого, С.Г. Гринько, Г.И. Ибрагимова, А.В. Корсунова, Е.А. Корчагина, Г.В. Мухаметзяновой,     О.Н. Олейниковой, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и в диссертационных исследованиях А.В. Борилова, Р.В. Голованова, Т.М. Глушанок, О.В. Зубакиной,  О.И. Морозовой.

Однако исследование социального партнёрства на муниципальном уровне до сих пор не нашло должного внимания и места в научных публикациях.

Анализ опубликованных работ позволяет констатировать наличие противоречий между:

  • потребностью общества, производства и работодателей в конкурентоспособных специалистах, умеющих действовать в условиях рыночной экономики, и не продуманностью системы взаимодействия между социальными партнерами;
  • взаимодействием органов власти, работодателями и образовательными учреждениями и отсутствием нормативной базы на уровне муниципалитетов, а также продуманной системы и механизмов социального партнёрства в самих образовательных учреждений.

Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: каковы  условия формирования социального партнерства в образовании на муниципальном уровне.

Объект исследования: процесс формирования социального партнерства.

Предмет исследования:  система социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе.

Цель исследования: изучить состояние проблемы социального партнерства в образовании на муниципальном уровне.

Задачи исследования:

1. Определить содержание, структуру и роль социального партнёрства в образовании.

2. Рассмотреть систему  развития социального партнёрства   в образовании  на муниципальном уровне.

3. Разработать предложения и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании для Зеленодольского муниципального  района.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего …. источника и ….. приложений. Работа изложена на ….. страницах, содержит ….. таблиц и ……. рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

1.1. Основные  концептуальные подходы к изучению  понятия «социальное партнёрство»

 

Теория социального  партнерства складывалась не одним  днем, она формировалась на протяжении длительного пути развития философской, экономической, правовой, политической мысли. Первые упоминания о социальном партнерстве мы находим в философских трудах Платона и Аристотеля, выдвигавших идею о партнерстве граждан как равных и свободных индивидов.

Несомненный интерес  в рассмотрении данной проблемы вызывают концепции «естественного права» и «общественного договора», зародившиеся в XVI-XVII веках. Одним из первых данную проблему рассмотрел Т.Гоббс, указывая на то, что общество воспринимается как результат соглашения между людьми и воли законодателей.

       Анализ научных работ И.Канта, О.Конта,  К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера позволяет утверждать, что социальное взаимодействие в обществе основывается на солидарности людей,  в этом случае  партнерство выступает как механизм достижения общественной солидарности и принципом регулирования межгрупповых взаимоотношений в обществе. В отечественной науке теория солидарности представлена в трудах П.Л.Лаврова [10], который рассматривает солидарность как совпадение личного интереса с общественным, личное достоинство путем поддержки достоинства всех солидарных людей.

 Таким образом,  анализ представленных теорий известными классиками зарубежной, отечественной философии и социологии позволяет сделать вывод, что социальное партнерство рассматривается как система взаимодействия различных социальных субъектов, направленное на укрепление общественного согласия и предотвращения социальных конфликтов. В качестве условия социальной прочности общества рассматривается принцип согласия и солидарности.

Иной подход к пониманию  социального партнерства наблюдается с появлением в начале ХХ века новых теорий общественного развития, как «эпоха социального благоденствия», «постиндустриальное общество» «цивилизационный подход», «информационное общество». Социальное партнерство строится на идее консенсусного социального взаимодействия, где социальные субъекты рассматриваются в качестве партнеров и выстраивают отношения друг с другом как с союзниками в достижении общих экономических результатов.  Данная точка зрения прослеживается в работах Д.Белла, А.Турена, Ф.Тейлора, Ф.Херцберга, А.Файоля, Л.Сорокина и др.

    Современный аспект социального партнерства включает в себя четкое определение каждым из партнеров своего участка работы и доли, как групповой социальной ответственности работников, так и всех социальных групп перед обществом в целом. [10]. По мнению отечественных и зарубежных исследователей,  именно это направление партнерских отношений становится отличительной чертой ХХI века.

     В современной  научной литературе и на практике  социальное партнерство характеризуется  неоднозначно, причем последние  годы содержание социального партнерства претерпело изменения. В современной науке сложились различные подходы к пониманию данной проблемы.

В рамках первого подхода, социальное партнёрство представлено как специфический вид общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами [24].

 В случае второго  подхода, социальное партнёрство – это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом [2,6].

С точки зрения третьего подхода, социальное партнёрство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти [3,7].

Один из представленных фундаментальных подходов закреплён в Трудовом кодексе Российской Федерации, согласно которому социальное партнёрство представляет собой «систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений [22].

С правовой точки зрения социальное партнерство — это  согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. Рассмотрим его характерные особенности.

В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное  партнерство в сфере труда» (ст. 23—55). В нем социальное партнерство  рассматривается как система  взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.

В Федеральных законах  РФ «О профессиональных союзах и гарантиях  их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.

Информация о работе Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района