Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Представлена система социального партнерства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, раскрыта сущность понятия "социального партнерство", структура и роль партнерства в образовании, Определены социальные партнеры и обязанности, разработан проект и представлен план осуществления его. Проведен эксперимент на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий и получены результаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......
Глава I. Теоретико-методологические основы социального партнёрства….
1.1. Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство» …………………………………………………….
1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании…………………………………………………..
Глава II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе……………………………………
2.1. Система социального партнёрства в образовании Зеленодольского муниципального района……………………………………………………...
2.2. Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска……………………………………..
Глава III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе ……………………………………
3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района ……………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

кур.р. Соц.партнерства.doc

— 2.47 Мб (Скачать файл)

В филиале  существует Малый технический университет, в рамках которого проводятся подготовительные курсы для школьников города. Создана система отбора наиболее талантливых и подготовленных школьников (участие школьников в научно-исследовательской работе, олимпиадах, проектах). К преподаванию элективных и специальных курсов, кроме преподавателей вуза, по рекомендации Управления образования привлекаются лучшие школьные учителя.

В целях обеспечения  качества профессиональной подготовки студентов, формирования творческой самостоятельности будущих специалистов, углубления их специальных знаний, умений, навыков значительное внимание в филиале уделяется сотрудничеству с предприятиями, учреждениями, центром занятости города, что позволяет планировать, а в будущем успешно решать вопросы трудоустройства выпускников. Имеются договоры о сотрудничестве между администрацией города, ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (ПОЗИС), ОАО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького», ЗАОР (НП) «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», ОАО «Зеленодольский фанерный завод». Стало традицией проведение ПОЗИСом городского конкурса конструкторов. В 2007/08 и 08/2009 учебном годах этот конкурс проводился на базе нашего филиала, где принимали участие молодые специалисты ПОЗИСа, Завода им. Горького, ЗПКБ, ЗМЗ, а также 5 курса студенты филиала. В среде UNIGRAF1CS и КОМПАС студенты Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева заняли II место (1-е место не присуждалось).

Другим направлением совместной деятельности вуза и предприятий является организация практической подготовки выпускников. Учебно-производственная, технологическая, конструкторская, преддипломная практики осуществляются на предприятиях, с которыми университет (филиал) имеет соответствующие договоры. За год до получения диплома студенты направляются на предприятия и учатся, совмещая учебу с работой.

На базе ПОЗИС  созданы учебно-методические лаборатории метрологического обеспечения машиностроительного производства, резания и металлорежущих станков и инструмента, лаборатории автоматических линий и разработки управляющих программ для станков с ЧПУ.

На базе завода им. A.M. Горького созданы лаборатории технологической оснастки, технологии сборки и испытаний, лаборатория линейных и угловых измерений. А такие предприятия, как ЗПКБ, ПФМК, ЗМЗ, организуют в своих структурных подразделениях все виды практик, привлекая студентов к разработке реальных проектов, стажировки профессорско-преподавательского состава. Кроме того, привлекают ведущих специалистов к научно-педагогической деятельности, разрабатывают предложения по темам реальных курсовых и дипломных проектов для студентов, ориентированных на дальнейшую работу на предприятии, содействуют в укреплении материально-технической базы и поддержки кадрового потенциала филиала.

В дальнейшем преддипломная практика и дипломное  проектирование будут проводиться по тематике, предложенной предприятиями. Польза для филиала очевидна: возрастет качество профессиональной подготовки выпускаемых молодых специалистов.

Университет предоставляет молодым людям  возможность получить полноценное современное образование, которое дает уверенность в завтрашнем дне независимо от складывающейся экономической конъюнктуры. Основа уверенности каждого выпускника в будущем — фундаментальность получаемых знаний в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева.

Новые планы, стремление к лучшему - характерная особенность администрации и профессорско-преподавательского состава Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н.Туполева. Если предыдущие годы были годами его становления, то сейчас основная задача филиала - подготовка конкурентоспособных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе

 

3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании  Зеленодольского муниципального района

Проведенный анализ развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе позволяет констатировать, что:

1. Управление образования  г. Зеленодольска устанавливают  партнёрские отношения с различными субъектами внешней среды на основе комплексного подхода. Причём, значимость субъектов социального партнёрства зависит от того, на каком этапе подготовки будущего специалиста они наиболее востребованы. На предпрофессиональном этапе для вуза важную роль играют связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями, родителями будущих абитуриентов. На этапах обучения, а также и трудоустройства повышается роль предприятий, компаний и организаций. Взаимодействие с органами власти одинаково важно на всех этапах подготовки будущего специалиста. Практика показывает, что для многих образовательных учреждений социальное партнёрство выступает одним из основных направлений деятельности, важнейшей социальной функцией.

2. Муниципальные органы  власти, Управление образования, образовательные заведения ведут активный поиск различных форм и методов сотрудничества с социальными партнёрами – работодателями.

3. Взаимоотношения социальных партнёров выстраиваются на основе договоров о сотрудничестве и других нормативных актов, позволяющих образовательному учреждению подготовить необходимых специалистов, согласовывая с работодателем требования к подготовке выпускника, программу производственной практики, оснащение новейшим оборудованием, соответствующие образовательным стандартам;

4. Социальное партнёрство используется для решения различных задач, среди которых наиболее важными являются такие, как организация всех видов практик на предприятиях, трудоустройство выпускников, развитие и укрепление материально-технической базы  образовательного учреждения.

Однако помимо положительных аспектов  развития системы социального партнерства в г. Зеленодолдьске, как было указано выше, обладает и негативными чертами, к которым, относятся непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров, недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании, отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также грантовой политики.

Таким образом,  совершенствование системы социального партнерства  в образовании в Зеленодольском муниципальном районе требует концентрации усилий по следующим направлениям:

1. Совершенствование  нормативной базы социального  партнерства на муниципальном  уровне.

2. Дальнейшее развитие образовательно-производственного комплекса, который уже действует на базе ЗИМИТ (филиала)КНИТУ-КАИ, предполагает следующую структуру:

  • класс по подготовке будущих рабочих.  Создаётся из учащихся школ, которые параллельно с учёбой в школе (9-11 классы) получают рабочую профессию,   по окончании школы выпускники данных классов принимаются на рабочие места  промышленных предприятий, имея право одновременно  обучаться в вузе  (при этом их учёба финансируется предприятием);
  • учреждения начального профессионального образования.  (В эксперименте был задействован профессиональный лицей № 25).   Идея сотрудничества высшего учебного заведения и учреждения НПО исходила из того, что рабочие профессии  приобретаются студентами вуза, что усиливает качество профессиональной подготовки будущих инженеров.  Другой стороной этого сотрудничества  была предоставляемая успешно закончившим  НПО  молодым рабочим возможность  продолжить учебу  в вузе, в том числе за счет средств предприятия;
  • ССУЗ, где готовятся специалисты среднего звена по той же специальности (в проводимом эксперименте  принял участие Зеленодольский судостроительный техникум, где  готовят специалистов по специальности 120100 «Технология машиностроения»; по этой же специальности готовят инженеров  в Зеленодольском  филиале КГТУ им. А.Н. Туполева). Успешно окончившим техникум студентам предоставляется возможность  получить высшее образование по сокращенной программе;
  • производственные предприятия, где проходит практическая подготовка студентов и учащихся (на базе ПО «завода им. Серго», завода имени Горького и Поволжского фанерно-мебельного комбината созданы рабочие места для обучения будущих специалистов всех уровней).

3.  Широкое использование волонтерского движения с целью организации в школах, внешкольных учреждениях, училищах кружки, клубы, пропагандирующие различные профессии и формирующие первичные знания о них.

4.  Создание целенаправленной  рекламы по популяризации взаимодействия  социальных партнеров «школа  – образовательное учреждение  НПО,СПО, ВПО - предприятие», позволяющая привлекать внимание  частного бизнеса к образованию, разъяснять родителям учеников, студентов цели, интересы, планы социальных партнеров в подготовке специалистов.

5.  Разработка и  внедрение  проекта «Социо-культурное  партнерство «школа - образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО – предприятие», которое предлагает выстраивание  деятельности на основе партнёрства с промышленными предприятиями, это, несомненно, может повлиять на содержание процесса обучения и систему воспитания будущих специалистов (см. Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием  форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.

С экономической точки  зрения, социальное партнерство – это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.

Основные подходы и  принципы социального партнерства  закреплены  следующими видами законодательства:  Трудовым кодексом Российской Федерации;  Федеральными законами РФ; Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации; отраслевыми тарифными соглашениями; трехсторонними региональными соглашениями; соглашениями, заключенными в субъектах Российской Федерации по отраслевому или территориальному принципам; коллективными договорами.

Совершенствование системы социального партнерства в образовании явление не новое, оно вызвано тем, что современная экономика требует подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой должны обладать и  высоким уровнем практических умений, навыков.

Понятие «социальное  партнёрство в образовании» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения.

Социальное партнёрство  в  образовании на муниципальном  уровне нами рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние: государственно-управленческое сообщество, образовательное сообщество, профессиональное сообщество, - общественное сообщество. Так и внутренние социальные партнёры: субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в образовательном процессе: администрация, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, учащиеся, студенты.

Созданная система социальное партнерство в Зеленодольском районе под руководством муниципальной власти и Управления образования,  в виде   сетевого взаимодействие школа - образовательное учреждение (НПО, СПО, ВПО) - предприятие, решало задачу - повышение качества подготовки и обеспечение потребностей рынка труда города и района конкурентоспособными специалистами.

Основными направлениями  развития системы социального партнерства  в образовании в Зеленодольском муниципальном районе являются:

  1. Взаимодействие с  органами власти ЗМР;
  2. Взаимодействие с образовательными учреждениями города;
  3. Взаимодействие с учащимися (студентами) и родителями;
  4. Взаимодействие с работодателями.

Несмотря  на положительные стороны системы  социального партнерства, наблюдались и отрицательные, среди них: непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров; недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании; отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств  взаимодействия социальных партнеров. Опыт развития социального партнерства в городе Зеленодольске разрознен, есть необходимость в дальнейшем его развитии, а также выработке определенных предложений по дальнейшему совершенствованию системы социального сотрудничества.

Информация о работе Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района