Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Представлена система социального партнерства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, раскрыта сущность понятия "социального партнерство", структура и роль партнерства в образовании, Определены социальные партнеры и обязанности, разработан проект и представлен план осуществления его. Проведен эксперимент на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий и получены результаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......
Глава I. Теоретико-методологические основы социального партнёрства….
1.1. Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство» …………………………………………………….
1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании…………………………………………………..
Глава II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе……………………………………
2.1. Система социального партнёрства в образовании Зеленодольского муниципального района……………………………………………………...
2.2. Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска……………………………………..
Глава III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе ……………………………………
3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района ……………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

кур.р. Соц.партнерства.doc

— 2.47 Мб (Скачать файл)

1. Совершенствование  нормативной базы социального  партнерства на муниципальном  уровне.

2. Дальнейшее развитие образовательно-производственного комплекса, который уже действует на базе ЗИМИТ (филиала) КНИТУ-КАИ, предполагает  следующую структуру.

3.  Широкое использование  волонтерского движения с целью организации в школах, внешкольных учреждениях, училищах кружки, клубы, пропагандирующие различные профессии и формирующие первичные знания о них.

4.  Создание целенаправленной  рекламы по популяризации взаимодействия  социальных партнеров «школа  – образовательное учреждение  НПО, СПО, ВПО - предприятие».

5.  Разработка и  внедрение  проекта «Социо-культурное  партнерство «школа - образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО – предприятие», которое предлагает выстраивание  деятельности на основе партнёрства с промышленными предприятиями, это, несомненно, может повлиять  на содержание процесса обучения и  систему воспитания будущих специалистов.

Список литературы

 

 

  1. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом [Текст] / В.Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 1977. – 332 с.
  2. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально-трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. – М.: Прогресс, 1993. – 123 с.
  3. Вержицкий, Г.А. Концепция социального партнёрства муниципальной системы образования [Текст]/ Г.А. Вержицкий. – Новокузнецк, 2008. – 25с.
  4. Зинченко, Г.П. Социальное партнёрство [Текст] / Г.П. Зинченко, Ш.И. Рогов. – М: Академ.: «Центр», 2009. – 224 с.
  5. Иванов, О.И. Социальное партнёрство: некоторые вопросы теории [Текст] / О.И. Иванов, Д.П. Гавра. – СПб.: ИСЭП РАН, 1994. – 145с.
  6. Кирьякова, А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования [Текст] / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 1999. – № 1. – С.13 – 19.
  7. Корнилов, Д.Д. Социальное партнёрство в профессиональном образовании России [Текст] / Д.Д. Корнилов // Сборник научных работ. – Якутск, 2004. – Вып. 10. – С.88–100.
  8. Корчагин, Е.А. Организация деятельности социального партнёрства в области профессионального образования [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Корчагин, Г.В. Мухаметзянова. – Казань: ИПП ПО РАО, 2006. – 60с.
  9. Кубицкий, С.И. Социальное партнёрство в России: состояние и перспективы [Текст] / С.И. Кубицкий. – М.: АТиСО, 1999. – 184 с.
  10. Лавров П.Л. Исторические письма//Философия и социология .Т.2.- М; Мысль, 1965.
  11. Морозова, О.И. Социальное партнёрство на условиях формирования личности специалиста в системе профессионального образования [Текст]: дис. … канд. соц. Наук / О.И. Морозова. – Курск, 2007. – 158 с.
  12. Образование для инновационных обществ в ХХI веке [Текст] // Образовательная политика. – 2006. – №8.
  13. О коллективных договорах и соглашениях [Текст] от 11 марта 1992 г. № 2490-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1992. – №98 (24 апреля). – ст.150.
  14. О некоммерческих организациях [Текст]: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3 (15 января). – ст.145.
  15. Об образовании [Текст]: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. –№30 (30 июля). – ст.1797.
  16. Об объединениях работодателей [Текст]: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2002. – №48 (2 декабря). – ст. 4741.
  17. Оучи, У. Методы организации производства: японский и американские подходы [Текст]/ У. Оучи. – М.: Прогресс, 1984.
  18. Смирнов, И.П. Социальное партнёрство: что ждет работодатель: (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) [Текст] / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. – М.: ООО «Аспект», 2004. – 32 с.
  19. Социальное партнёрство: учебное заведение-предприятие [Текст]: методическое пособие/ под общей редакцией академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: ИПП По РАО, 2006. – 64 с.
  20. Трегубова, Т.М. Общее и особенное в системах социального воспитания учащихся профессиональных школ за рубежом [Текст] / Т.М. Трегубова; под редакцией академика РАО, д.п.н. Г. В. Мухаметзяновой, д.п.н. В. Ш. Масленниковой // Педагогическое наследие профессора Н. М. Таланчука и современные проблемы социального воспитания: материалы III-ей Всероссийской научно-практической конференции / Казань: ИСПО РАО, 2003. – С.48-54.
  21. Трудовой кодекс РФ [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. – М.: Юрлитинформ, 2002.
  22. Харисов, Ф.Ф. Становление социального партнёрства в сфере образования Республики Татарстан: Социальное партнёрство в образовательной сфере России: теория и практика [Текст] / Ф.Ф. Харисов. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 181 с.
  23. Чуча, С.Ю. Становление и перспектива развития социального партнёрства в Российской Федерации [Текст] / С.Ю. Чуча. – М.: Вердикт, 2001. – 237с.
  24. Якимец, В.П. Межсекторное социальное партнёрство: основы, теория, принципы, механизмы [Текст] / В.П. Якимец. – М: Эудиториал УРСС, 2004. – 118 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 Проект

 

Социокультурное партнёрство «школа - образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО - предприятие»

 

I. Паспорт проекта

 

Наименование проекта – Социо-культурное партнёрство «школа - образовательное учреждение НПО, СПО, ВПО - предприятие»

 

 

Разработчик программы  –  Тезев Н.А.,

Научный руководитель - Маршалова  И.Н., зав.научным отделом ЗИМИТ (филиала) КНИТУ-КАИ.

Основание для разработки и реализации программы – инициатива воспитательного отдела и студентов ЗИМИТ (филиала) КНИТУ им. А.Н. Туполева, руководства градообразующих предприятий города.

Целевая аудитория – учащиеся школ города, студенты НПО, СПО, ВПО г. Зеленодольска, преподаватели, работодатели

Сроки проведения – 2012-2015 г.

Источники финансирования: бюджет, внебюджет, софинансирование предприятий и организаций города.

Контроль за проектом – Управление образования г. Зеленодольска, администрация ЗИМИТ (филиала) КНИТУ им. А.Н. Туполев.

 

II. Структура проекта

 

2.1. Актуальность

 

Актуальность данного  исследования подкрепляется также и тем, что в настоящее время промышленное производство нуждается в высокотехнологичных разработках, реализация которых требует от инженеров коллективного принятия решений, сплочённости, общих усилий для создания и разработки качественного продукта, ответственности за результаты совместной деятельности коллектива и своего труда. Однако профессионалы не обладают достаточным уровнем сформированности профессиональной культуры, позволяющим осуществлять командное взаимодействие при разработке новых технологий создания продукта в результате их деятельности.

Следовательно, назрела  необходимость в подготовке специалистов нового поколения, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой и высоким уровнем практических умений, владеют основами профессиональной культуры отрасли. Именно такие специалисты будут в будущем приносить своим предприятиям наибольшую прибыль, а потому – наиболее востребованы на рынке труда, что, в свою очередь, делает будущих специалистов конкурентоспособными.

 

2.2. Цели и задачи проекта

 

Целью проекта является формирование единого социокультурного пространства, обеспечивающего социальное взаимодействие образовательных учреждений, органов местного самоуправления, предприятий и других организаций, направленное на подготовку как высокопрофессиональных специалистов, так и духовно-нравственных профессионалов, способных осуществлять свою деятельность в условиях предприятия или организации.

Для осуществления поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • развитие нормативно-правовой базы сотрудничества между социальными партнёрами;
  • обеспечение скоординированных действий социальных партнёров в формировании устойчивых профессиональных ценностей и традиций;
  • создание необходимых условий для повышения уровня адаптации студентов вузов к производству и культуре организации, для творческой и профессиональной самореализации;
  • формирование коммуникативной политики на основе паритетного взаимодействия социальных партнёров;
  • моральное и материальное стимулирование одаренных учащихся, способствующее формированию положительного имиджа конкурентоспособного специалиста;
  • повышение уровня сформированности знаний о профессиональной культуре будущих специалистов.

 

2.3. Комплекс нормативно-правового обеспечения, направленный на организацию социально-культурного партнёрства как условие формирование корпоративной культуры будущих специалистов

 

Основные направления

 Законодательная база на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях

Федеральная законодательная

База

- «Об образовании:  Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266- // Ведомости Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. –№ 30 (30 июля).

- О дополнительных  мерах по поддержке общеобразовательных учреждений Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 августа 1999г. № 1134 // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №36 (6 сентября). – ст. 4376.

- О высшем и послевузовском  профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ// Российская газета. – 1996. – 29 августа.

- О дополнительных  мерах по поддержке общеобразовательных учреждений Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 августа 1999г. № 1134 // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №36 (6 сентября). – ст. 4376.

- О коллективных договорах  и соглашениях  от 11 марта 1992 г. № 2490-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1992. – №98 ( 24 апреля). – ст.150

- О некоммерческих  организациях: Федеральный закон  от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3 (15 января). – ст.145.

- Об объединениях работодателей:  Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2002. – №48 (2 декабря). – ст. 4741.

- Об утверждении Федеральной  программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №16 (17 апреля). – ст.1639.

- Трудовой кодекс РФ: от 30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ. – М.: Юрлитинформ, 2002.

Региональная законодательная

база

- «О мерах по совершенствованию формирования и финансирования государственного заказа на подготовку специалистов в государственных образовательных учреждениях профессионального образования»: Постановление Правительства РТ № 492 от 20 сентября 2007г.

- «Об утверждении Республиканской программы популяризации рабочих и инженерных профессий»: Постановление Кабинета министров РТ № 245 от 18 апреля 2008 г.

Муниципальная нормативная база

- Стратегия развития  города Зеленодольска до 2010г.

- Проект «Технополис  Зеленодольск – креативный город»

- Концепция развития  непрерывного профессионального образования в г. Зеленодольске

Локальная нормативная база партнёрской деятельности образовательного учреждения

- Договор о сотрудничестве  и совместной деятельности с социальными партнерами


 

 

 

 

  • Партнёрская деятельность

 

Партнёры

 Вклад партнёров

Министерство образования и науки РФ и РТ

- Нормативно-правовая  база

- Стандарты

- Объявление грантов  и конкурсов

Муниципальные органы власти, Объединённый совет народных депутатов г.Зеленодольска

- Информационно-организационная  поддержка, оказание помощи в  подготовке нормативно-правовой  документации

Промышленные предприятия города

-ФГУП «ПО «Завод  имени Серго»

- ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

- ОАО «Зеленодольский машиностроительный завод»;

- ОАО «Зеленодольский  фанерный завод»

- ЗАОР (НП) «Поволжский фанерно-мебельный комбинат»

- Заключение договоров  о сотрудничестве

- Знакомство с традициями  трудового коллектива, стилем управления, корпоративной этикой

- Проведение совместных корпоративных мероприятий, конкурсов профмастерства, ярмарок технического творчества

- Поддержка одарённых  студентов, введение именных стипендий 

- Создание корпоративной  информационной сети

Научно-производственные организации: ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»

- Привлечение студентов  к научно-исследовательской работе

- «Командный метод»  по разработке дипломного проектирования по заказу предприятия

Коммерческие фирмы

- ООО «Регион Пронтех»

- ООО «Полюс Альфа»

- ООО «Восход»

- Стажировка и повышение  квалификации педагогических работников в условиях корпоративного производства

- Проведение обучающих  семинаров для студентов

Органы по трудоустройству и службы занятости

- Профконсультация

- Содействие в трудоустройстве  выпускников

Общеобразовательные учреждения города: школы, учреждения НПО, СПО, ВПО

- Трансляция собственного  опыта по формированию культуры

Ассоциация выпускников  ЗИМиИТ им. А.Н. Туполева.

- Организация наставничества  на производстве.

- Привлечение к участию в мероприятиях предприятий

Общественные организации

- Взаимодействие по формированию профессиональной культуры будущих специалистов в рамках их деятельности (конференции, семинары, встречи)


 

 

2.5. Управление  проектом 

 

 

Рис.1. Схема внешней и внутренней связи управления проектом

 

 

 

 

 

III. Срок реализации

 

  • 2012-2013 г.

- Поиск социальных  партнёров.

- Определение миссии и целей социальных партнёров.

- Обеспечение нормативной базой взаимодействия социальных партнёров.

 

  • 2012-2014 г.

- Составление и внедрение в практику плана совместной деятельности социальных партнёров по качественной подготовке будущих специалистов.

- Привлечение специалистов  к составлению показателей профессиональной  культуры будущих специалистов  и проведению мониторинга

 

  • 2014-2015 г.

- Проведение мониторинга  конкурентоспособности выпускников вузов г. Зеленодольска ( по трудоустройству ).

- Проведение мониторинга уровня сформированности профессиональной культуры будущих специалистов в результате внедрения в практику плана совместной деятельности социальных партнёров.

- Проведение мониторинга  профессиональной карьеры молодых  специалистов в рамках социального партнёрства.

 

IV. Основные направления реализации Проекта

 

Наименование мероприятий

Ответственные

Сроки

I

Партнёрская деятельность и создание нормативной базы социального партнёрства

 

1.1. Поиск социальных  партнёров

1.2. Совещание «Социальное  партнёрство в сфере подготовки специалистов для предприятий региона»

1.3. Разработка изменений  в Договоре о сотрудничестве и совместной деятельности в области подготовки кадров.

1.4. Разработка Положения  о Попечительском совете г. Зеленодольска

 

1.5. Разработка нормативно-правовых  актов социального партнёрства, регламентирующих учебную, научно-исследовательскую и внеучебную деятельность в образовательных учреждеиях

 

1.6. Семинар – совещание  «Сетевое взаимодействие школа – вуз – предприятие»

 

1.7. Анализ и систематизация  имеющихся локальных актов образовательных учреждений с целью устранения противоречий

 

 

 

 

 Управление образования

 

 

Управление образования

 

 

 

Управление образования

 

 

 

Образовательные учреждения г. Зеленодольска

 

 

 

 

Управление образования

 

 

Образовательные учреждения

 

 

 

 

2012-2013

уч. г.

 

Декабрь 2012г.

 

 

Февраль 2013 уч. г.

 

 

 

 

 

 

2013 уч. г.

 

 

 

 

 

 

Апрель 2013 уч. г

 

 

2012-2013

уч. г.

II

Учебно-методическое направление

 

2.1. Анализ рабочих  учебных программ и корректировка специальных разделов при согласовании с ведущими специалистами предприятий и организаций города

 

2.2. Формирование интегрированных планов подготовки с учётом специфики предприятий и организаций в рамках целевой подготовки

 

2.4. Привлечение ведущих специалистов к преподаванию специальных дисциплин.

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

2005 уч. г

 

 

 

 

 

 

2012-2013

уч. г

 

 

 

 

Постоянно

III

Научно-практическое направление

3.1. Составление комплексного  плана НИРС (научная работа) с привлечением преподавателей и ведущих специалистов предприятий и организаций

 

3.2. Участие студентов,  аспирантов и преподавателей в научно-производственных, региональных, всероссийских и международных конференциях организаций

 

3.3. Участие ведущих  специалистов и руководителей предприятий и организаций города в научно-педагогической деятельности вуза

 

3.4. Организация конкурса творческих проектов и дипломных проектов по заказу предприятий и организаций

 

3.5. Организация производственной и преддипломной практики(III,IV,V курс) на предприятиях и в организациях города

 

3.6. Приглашение ведущих  специалистов для чтения лекций в период практики на предприятиях

 

3.7. Предоставление отзывов  с предприятий по результатам стажировки выпускников

 

3.8. Организация наставничества над студентами вуза в период практики на предприятиях

 

3.9. Привлечение студентов  к проведению научных исследований, согласованных с задачами предприятий и организаций

Образовательное учреждение

 

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

 

Образовательное учреждение

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

   По графику

 

 

 

Постоянно

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

 

Постоянно

IV

Культурно-воспитательное направление:

4.1. Гражданско-патриотическое

- посещение музея  организации и предприятия

- организация мероприятия  «День заводских династий»

- участие студентов  в заводских праздниках «День  завода», «День организации»

- проведение совместных акций для ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны

- возложение цветов  к Вечному огню совместно с ветеранами-заводчанами

 

4.2. Профессионально-трудовое:

- «круглый стол» с  ведущими специалистами по обмену опытом

- ежегодные экскурсии  на предприятия

- традиционные встречи  студентов с руководителями организаций города

- работа студентов-волонтеров  по профориентации

- проведение ежегодного  конкурса профессионального мастерства

среди молодёжи предприятий и учебных заведений города Зеленодольска

 

4.3. Спортивно-оздоровительное

- совместные спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно

V

Информационный  обмен:

5.1. Создание информационного  молодёжного сайта

 

5.2. Сотрудничество пресс-службой  г. Зеленодольска. 

 

 

2013 уч. г.

 

 

Постоянно

VI

Социальная  поддержка студентов:

6.1. Организация кураторства среди руководителей предприятий над студентами-сиротами

 

6.2. Материальное стимулирование лучших студентов, преподавателей и сотрудников: именные стипендии от работодателей, общественных попечителей, директора образовательного учреждения

6.3. Трудоустройство на  предприятия (с гибким графиком работы) студентов малоимущих семей в период обучения в вузе

 

6.4. Поощрение руководством  предприятий родителей- работников, чьи студенты учатся на «отлично»

 

6.5. Награждение лучших  студентов памятными нагрудными знаками

 

Попечительский совет

 

 

Попечительский совет

 

 

 

 

 

Руководство предприятий

Руководство предприятий

 

 

Администрация образовательного учреждения

 

Постоянно

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

Ежегодно

 

 

 

Ежегодно

Информация о работе Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района