Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Представлена система социального партнерства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, раскрыта сущность понятия "социального партнерство", структура и роль партнерства в образовании, Определены социальные партнеры и обязанности, разработан проект и представлен план осуществления его. Проведен эксперимент на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий и получены результаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......
Глава I. Теоретико-методологические основы социального партнёрства….
1.1. Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство» …………………………………………………….
1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании…………………………………………………..
Глава II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе……………………………………
2.1. Система социального партнёрства в образовании Зеленодольского муниципального района……………………………………………………...
2.2. Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска……………………………………..
Глава III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе ……………………………………
3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района ……………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

кур.р. Соц.партнерства.doc

— 2.47 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе

 

2.1. Система социального партнёрства в образовании  Зеленодольского муниципального района

Развитие социального  партнёрства в условиях монопромышленного  города становится актуальной задачей для Зеленодольского муниципального района.

Зеленодольск  является центром сосредоточения крупнейших предприятий промышленной индустрии машинопромышленного и оборонного профиля РТ. Обострившаяся в стране в 90-ые годы ХХ века экономическая ситуация отразилась и на развитии бюджетнообразующих предприятий. Имело место сокращение производства, низкая оплата труда, утечка специалистов и молодёжи на заработки в столицу Татарстана, кадровое «голодание» и, как следствие – острый недостаток высококвалифицированных специалистов с техническим образованием всех уровней профессиональной подготовки.

Поиск путей  восстановления утерянного кадрового благополучия возможен был при создании новых подходов сотрудничества государства, предприятий и образовательных учреждений. В начале 2000-ых годов система социального партнёрства в г. Зеленодольске представляла собой сотрудничество учебных заведений и предприятий, взаимодействие которых включало собой эпизодическую финансовую помощь предприятий в организации ремонта образовательного учреждения, а также проведение профориентационной работы.

Монопромышленный характер г. Зеленодольска сдерживал развитие высшего образования и снижал возможности субъектов образовательного рынка в реализации своих планов. Это было обусловлено тем, что наблюдалась слабая взаимосвязь между вузами и работодателями, так как возникшие филиалы вузов г. Казани осуществляли подготовку будущих специалистов по невостребованным в отраслях хозяйства специальностям. Содержание высшего профессионального образования не соответствовало требованиям работодателей. Они, планируя получить быстрый коммерческий эффект от своей деятельности, были не ориентированы вкладывать ресурсы в повышение профессиональной компетенции студентов, будущих работников их предприятий.

Основными предпосылками  создания и развития социального  партнёрства в Зеленодольском муниципальном районе являются:

- востребованность на  региональном рынке труда конкурентоспособных  специалистов в связи с потерей  квалифицированных кадров многими  оборонно-машиностроительными предприятиями и организациями г. Зеленодольска;

- потребность в получении высшего образования взрослым населением (часть горожан имеют начальное или среднее профессиональное образование), вызванная реструктуризацией экономики;

- необходимость в обучении  и переподготовке специалистов, вызванная подъемом производства, происходящим на фоне переоснащения предприятий техническими устройствами и технологиями нового поколения.

Созданное социальное партнерство на муниципальном уровне,  в виде   сетевого взаимодействие школа - образовательное учреждение (НПО, СПО, ВПО) - предприятие, решало задачу - повышение качества подготовки и обеспечение потребностей рынка труда города и района конкурентоспособными специалистами (см. рис.2.1.1.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 


Рис. 2.1.1. Схема социального взаимодействия образовательных  учреждений и предприятий Зеленодольского муниципального района

 

Решению этой задачи способствовал новый подход всех участников социального партнерства в координации целей  и действий каждого, что означало  создание системной структуры, объединяющая, как внешних, так и внутренних партнеров (табл. 2.1.1.)

 

Таблица 2.1.1.

Цели   социальных партнеров

Партнёры

 Цели партнеров

Управление образования  ЗМР

- Формирование нормативно-правовой базы социального партнерства

- Разработка планов и мероприятий

- Объявление грантов и конкурсов

Муниципальные органы власти

- Информационно-организационная поддержка, оказание помощи в подготовке нормативно-правовой документации

Промышленные предприятия города

- Заключение договоров о сотрудничестве

- Целевая подготовка  будущих специалистов ( обучение  от завода)

- Организация любых  видов практик на предприятиях

- Поведение профориентационной  работы со школьниками и студентами

- Организация акций,  мероприятий, экскурсий

Органы по трудоустройству и службы занятости

- Профконсультация

- Содействие в трудоустройстве школьников (в летний период) и выпускников ссузов, вузов

- Организация ярмарки  вакансий

Общеобразовательные школы

- Введение профильных  классов

- Организация элективных  курсов при содействии вузов

- Консультации психолога  по выявлению индивидуальных  профессиональных особенностей

- Организация учебных  и внеклассных мероприятий, способствующих  формированию профессионального  интереса

- Работа с родителями

Общеобразовательные учреждения города: учреждения НПО, СПО, ВПО

- Трансляция собственного опыта социального партнерства

- Создание и проведение  подготовительных курсов по подготовке  к ЕГЭ школьников

-  Приглашение ведущих  специалистов предприятий для  преподавания спецдисциплин

- Заключение и выполнение хоздоговоров с предприятиями

-Проведение стажировок  штатных преподавателей на предприятиях  города


 

 

Реализуя  поставленные цели, школы города Зеленодольска приняли активное участие по введению профильного обучения на старшей ступени. Так, в гимназии №3 созданы были физико-математические классы профильного обучения, в лицее №14 классы с экономическим уклоном, в гимназии № 10- педагогические классы. Благодаря высокой инициативности администрации и учителей во многих школах  реализовывались элективные курсы, направленные на знакомства с образами деятельности носителей профессий. Примерами таких курсов можно назвать «Введение в журналистику», «Химические технологии с основами биотехнологии», «Метеоролог», «Столярное дело».

К организации и проведению курсов по выбору школами привлекались специалисты вузов и предприятий города. Так, на базе Поволжского фанерно-мебельного комбината под руководством специалиста отдела маркетинга и учителя экономики школьники разрабатывают и защищают проекты по теме «Модернизация современной промышленности». Эффективно использует лабораторию судостроительного завода им. Горького учитель химии (гимназия №3) для выполнения практической части курса «Химия в промышленности». Заслуживает внимания плодотворная связь коллектива национальной школы гимназии №5 города Зеленодольска с учеными кафедры татарской филологии Казанского государственного университета.

Бюджетообразующее предприятие города ФГУП ПО «Завод имени Серго» не только проводит профориентационную работу со школьниками, но и организует знакомства со своими будущими потенциальными работниками, в процессе стажировок проводит своего рода «подбор» будущих кадров, доводит до сознания подростков представления о их высокой востребованности в качестве кадрового потенциала. Учащимся школ №4, 14,11 предприятие предоставляет рабочие места на сборке и упаковке холодильников, контроль за станочно-слесарными работами и т.д. Проходя практику на промышленных предприятиях, учащиеся получают представления о профессиях, первичный профессиональный опыт и трудовые навыки.

Анализ результатов  эксперимента выявил положительные  стороны проделанной работы многими школами города. Это:

  1. Развитие профильного обучения: создание учебных планов по отдельным профилям; разработка и введение курсов по выбору; создание портфолио учениками (достижения);
  2. Введение элективных курсов с приглашением ведущих специалистов предприятий и преподавателей высшей школы;
  3. Кооперация старшей школы с учреждениями начального, среднего, высшего, профессионального образования, сотрудничество с предприятиями;
  4. Развитие профориентационной работы вузов, ссузов со  школами города, целенаправленная и организованная внеклассная работа по 
    профилю (вечера, встречи, конкурсы) помогает учащимся осуществлять профильное самообразование и самоопределение.

Особое место в системе социального партнерства занимают два учебных заведения среднего профессионального образования - Зеленодольский механический колледж и судостроительный колледж.

 В сложившейся практике  эти два  учебных заведения используют следующие формы сотрудничества с социальными партнерами:

- сотрудничество с  предприятиями города: практическое  обучение студентов на реальных  рабочих местах; участие работодателей  в аттестации студентов; совместное  участие в выставках, различных мероприятиях; трудоустройство выпускников;

- сотрудничество с  общеобразовательными школами: встречи  со школьниками и родителями; организация экскурсий  по  колледжу, знакомство с профессией, ярмарки вакансий; совместные культурные  и спортивные мероприятия.

Кроме механического  колледжа и судостроительного техникума, в городе есть ещё одно государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан — «Зеленодольское медицинское училище», основными социальными партнерами являются  лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) г. Зеленодольска. На основе сотрудничества  заключены договоров с ЛПУ, определены содержание и формы совместной работы, взаимные требования по подготовке специалистов для здравоохранения Республики Татарстан.

Среди высших учебных  заведений сегодня в Зеленодольске  функционируют два филиала государственных вузов – Поволжского федерального университета и Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н.Туполева, а также два филиала коммерческих вузов - Института управления, экономики и права и Академии социального образования (АСО).

Несмотря  на подготовку специалистов различных  профессий необходимо отметить общие  моменты в  работе вуза с социальными партнерами:

  1. Взаимодействие с работодателями:  привлечение специалистов предприятий и учреждений для чтения специальных курсов; участие работодателей в разработке и рецензировании учебно-программной документации, организация всех видов практики студентов, организация реального курсового и дипломного проектирования  с согласованием; работодателей, повышение квалификации работников и служащих  в учебном заведении; трудоустройство лучших выпускников;
  2. Взаимодействие с образовательными учреждениями города: подготовительные курсы для школьников; привлечение к научной деятельности через  организацию олимпиад, конференций, конкурсов; организация элективных курсов преподавателями вузов, организация совместных воспитательных мероприятий;
  3. Взаимодействие с  органами власти ЗМР: создание нормативно-правовой базы; разработка проектов; организация совместных совещаний, встреч, форумов; совместное софинансирование различных мероприятий.
  4. Взаимодействие со студентами и родителями: предоставление образовательных услуг; привлечение к  организации кружков и секций; введение именных стипендий; совместное проведение досуговых мероприятий.

Однако опыт развития социального партнерства в городе Зеленодольске разрознен, есть необходимость  в дальнейшем его развитии, а также выработке  определенных предложений по дальнейшему совершенствованию системы социального сотрудничества.

 

 

2.2. Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска

 

В конце 90-х  годов XX в. предприятия города начали испытывать острую потребность в инженерных кадрах. Поэтому при поддержке Кабинета министров РТ в январе 2000 году был открыт Зеленодольский филиал Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. В условиях экономической и социальной нестабильности перенос образовательных услуг в места проживания молодежи был воспринят положительно родителями, студентами и администрацией города.

Большой вклад  в становление и в развитие учебного заведения внесли глава администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска Геннадий Егорович Емельянов, ректор КГТУ (КАИ) им.А.Н. Туполева Геннадий Лукич Дегтярев, генеральный директор ПО «Завод имени Серго» Р. Ш. Хасанов. За 12 лет филиал благодаря городской администрации и руководителей градообразующих предприятий превратился в крупное высшее учебное заведение города Зеленодольска.

В филиале, как  и в целом в университете, создана  многоуровневая система непрерывного образования, включающая подготовку к поступлению в вуз, параллельное образование студентов по профилю университета, элитное образование студентов, а также повышение квалификации и переподготовку ППС, специалистов предприятий. На современном этапе решение многих проблем образования связано с успешным развитием сетевого взаимодействия «школа - вуз - предприятие».

Филиал имеет  договоры о сотрудничестве со многими  школами города и района. По инициативе администраций школ были созданы элективные курсы и спецкурсы по экономике, правоведению, английскому языку, социологии, современным социально-экономическим проблемам.

К образовательному процессу привлечены лучшие преподавательские кадры университета. Занятия проводятся в студенческих аудиториях, что позволяет ускорить процесс адаптации школьников к системе высшего образования. В целях преемственности поколений организован совет кураторов из числа студентов филиала, закрепленных за группами школьников. Под руководством ведущих специалистов - преподавателей КГТУ им. А.Н. Туполева разрабатывается совместный проект по экономике «Экономическое обоснование развития бизнеса в Зеленодольском муниципальном районе».

Информация о работе Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района