Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Представлена система социального партнерства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, раскрыта сущность понятия "социального партнерство", структура и роль партнерства в образовании, Определены социальные партнеры и обязанности, разработан проект и представлен план осуществления его. Проведен эксперимент на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий и получены результаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......
Глава I. Теоретико-методологические основы социального партнёрства….
1.1. Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство» …………………………………………………….
1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании…………………………………………………..
Глава II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе……………………………………
2.1. Система социального партнёрства в образовании Зеленодольского муниципального района……………………………………………………...
2.2. Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска……………………………………..
Глава III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе ……………………………………
3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района ……………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

кур.р. Соц.партнерства.doc

— 2.47 Мб (Скачать файл)

В настоящее время  система социального партнерства  в Российской Федерации представлена:

  • Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации;
  • 65 отраслевыми тарифными соглашениями;
  • 78 трехсторонними региональными соглашениями;
  • более 4206 соглашениями, заключенными в субъектах Российской Федерации по отраслевому или территориальному принципам;
  • почти 182 тысячами коллективных договоров.

Генеральное соглашение – это правовой документ, определявшее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Отраслевые соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на  отраслевом уровне в пределах их компетенции. В большинстве отраслей тарифные соглашения стали заключаться после принятия Указа Президента РФ от 15.11.91 № 212 “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. Указом предписывалось, начиная с 1992 г. ежегодно заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), в которых должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по регулированию социально-трудовых отношений в области организации, оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения работников и т. д.

Обеспечение договорного регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовку проектов соглашений, организацию контроля  их исполнения на соответствующем уровне в субъектах Российской Федерации обеспечивали республиканские (краевые, областные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые, территориальные и иные комиссии.

Результатом работы указанных  комиссий явилось заключение трехсторонних  региональных и территориальных  соглашений, которые определяли общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, социальное партнерство – это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.

Социальное партнерство - система взаимоотношений между субъектами: работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления.

 

 

1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании

Социальное партнерство  как новый термин появился в образовании  совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах ученых – Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, А.М. Новикова, О.Н. Олейникова, Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова и другие.

Авторы, под термином «партнёрство» подразумевают систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающую понимание, коллективную работу и совместно принятые планы. Поэтому понятие «социальное партнёрство» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» [11].

Социальное партнёрство в образовании предполагает акцент на равноправие субъектов взаимодействия, что позволяет рассматривать его как форму взаимодействия социальных институтов, групп, индивидов, позволяющую им свободно выражать свои интересы и находить эффективные способы их гармонизации и реализации [11, c.71].

Понятие «взаимодействие» выражает характер и содержание между  институтами, социальными группами, индивидами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, отношений, различающихся по социальным позициям и ролям» [4, с.9]. Субъекты (органы власти, работодатели, образовательные учреждения) взаимодействуют в процессе деятельности, достигают общественного согласия и обоюдной ответственности за ее результаты.

Большой интерес для  нашего исследования развития социального  партнерства представляет международный  опыт партнерства  профессиональных учебных заведений и мира бизнеса  в  Германии, Швеции, Франции.

Социальное партнерство  в Германии является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. На предприятиях, где  проводится обучение, выборные представители работников участвуют в планировании и реализации программ профессионального образования и назначении инструкторов производственного обучения.

Шведскую модель организации  социального партнерства отличает высокий уровень государственного регулирования. Из представителей  населения, руководителей предприятий, профсоюзов, учебных заведений, органов власти создают комитеты, которые создают помощь местным организациям-посредникам на рынке труда, оказывая помощь в проведении массового переобучения специалистов.

Опыт развития социального  партнерства во Франции регулируется социальными партнерами в рамках коллективных договоров и правительством в соответствии с законами и другими правовыми документами (Законы «О начальном образовании» и Трудовой кодекс). Большую роль в области образования играет программа «ученичества», направленная на предоставлении обучения с выдачей технического или профессионального сертификата.

Анализ международной практики свидетельствует о том, что в современных развитых индустриальных странах социальное партнёрство направлено на поддержание  образования, обеспечивающего производственные потребности компаний в компетентных специалистах, реализация которого осуществляется на основе:

- участия в разработке квалификационных требований к специалистам (спецификация сферы труда), национальных стандартов профессий и совершенствования национальной системы квалификаций;

- организации производственной практики и стажировок на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;

- содействия в трудоустройстве  молодёжи;

- участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий – социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);

- проведения  профориентационных мероприятий  в учебных заведениях, направленных на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников;

- оказания помощи предприятиями  в модернизации учебного оборудования, оснащении или ремонте учебных помещений.

Для отечественного образования социальное партнёрство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Только в тесном контакте с социальными партнёрами возможна реализация основной функции – обеспечение рынка труда конкурентоспособными специалистами, востребованными современной экономикой. Поэтому мы рассматриваем социальное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов, заинтересованных в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях современного производства.

Систему социального  партнерства в сфере образования  можно представить в виде четырехуровневой структуры (табл.1.2.1.).

Социальное партнёрство  в  образовании на муниципальном  уровне – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [18, с. 27].

 

 

 Таблица 1.2.1.

Структура системы  социального партнерства в отечественном образовании

Уровни социального  партнерства

Субъекты социального  партнерства

Федеральный уровень

Министерство образования  и науки РФ, Профсоюз работников образования, Союз директоров образовательных  учреждений

Региональный уровень

Органы управления образованием администрации субъекта РФ, региональный комитет профсоюза работников образования и др.

Муниципальный уровень

 Районный (городской)  отдел образования, районный (городской)  комитет профсоюза работников  образования, коллективы образовательных учреждений и др.

Уровень образовательного учреждения

Администрация учебного заведения, коллектив образовательного учреждения, профсоюз коллектива и  др.


 

Исходя из принятого  определения, субъектом социального партнёрства становится представитель образовательно-профессионального и социально-государственного сообщества, заинтересованный в качественной подготовке будущего специалиста, имеющего необходимый уровень готовности к оказанию помощи и содействию обучаемого в его профессиональной подготовке.

Основными субъектами социального  партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры (рис. 1.2.1).

 

 

Рис. 1.2.1.Структурная схема социального партнёрства

 

К внешним относятся:

- государственно-управленческое сообщество (региональные и муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, учреждения труда и занятости, социальной и молодёжной политики, учреждения СМИ);

- образовательное сообщество (учреждения общего и среднего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования);

- профессиональное сообщество (отечественные предприятия, коммерческие организации, зарубежные компании, ассоциации промышленников, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро);

- общественное сообщество (общественные советы, благотворительные  фонды, ассоциации выпускников,  попечительские советы, молодежные  объединения).

Внутренние социальные партнёры образовательного учреждения – это субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в образовательном процессе: администрация, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, учащиеся и студенты.

Пример эффективных  взаимоотношений социальных партнеров является опыт социального партнёрства Москвы. Организация взаимовыгодного партнёрства данного вуза с работодателями и органами власти осуществляется на основе разработки и проведения долгосрочных программ ознакомления учащихся школ и вузов с предприятиями, совместных PR-компаний, нацеленных на трудоустройство молодых специалистов, организации частичной занятости старшекурсников, ярмарок вакансий с приглашением представителей производственных компаний,

Активная работа с  социальными партнёрами ведётся  в г. Ухта. Основными направлениями сотрудничества являются: развитие научных, научно-производственных и учебно-методических связей органов власти, образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями региона, взаимодействие в вопросах совершенствования учебного процесса, организация всех видов практик, трудоустройство выпускников вузов, социальная поддержка талантливой молодёжи, сотрудничество в области спорта.

Развитие достаточно новой конструктивной формы взаимодействия вуза с социальными партнёрами сегодня осуществляется в условиях образовательных и производственно-образовательных кластеров. В качестве примера можно привести появление в Казани нефтехимического кластера, который объединяет общеобразовательные школы, учреждения НПО и СПО, Казанский государственный технологический университет, ведущие предприятия, научно-исследовательские институты. По существу, созданный механизм социального партнёрства позволяет на взаимовыгодных условиях решать проблемы подготовки компетентных специалистов, находить финансирование для развития научно-промышленных исследований в условиях сотрудничества КГТУ с градообразующими предприятиями России и Татарстана.

Таким образом, международный  опыт сотрудничества позволяет рассматривать  социальное партнёрство как сложную систему взаимосвязей между различными сторонами как традиционными социальными партнёрами (государство, работодатели, профсоюзы), так и привлечением к сотрудничеству образовательных учреждений, родителей учащихся, муниципальных органов власти, общественных организаций и др.

Анализ  отечественного опыта свидетельствует о развитии социального партнёрства в образовании, которое представлено в виде четырехуровневой структуры (федеральной, региональный, муниципальный, образовательный уровень). Социальное партнёрство в  образовании на муниципальном уровне нами рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры.

Информация о работе Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района