Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:41, курсовая работа
Представлена система социального партнерства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, раскрыта сущность понятия "социального партнерство", структура и роль партнерства в образовании, Определены социальные партнеры и обязанности, разработан проект и представлен план осуществления его. Проведен эксперимент на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий и получены результаты.
Введение……………………………………………………………………......
Глава I. Теоретико-методологические основы социального партнёрства….
1.1. Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство» …………………………………………………….
1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании…………………………………………………..
Глава II. Формирование социального партнерства в области образования в Зеленодольском муниципальном районе……………………………………
2.1. Система социального партнёрства в образовании Зеленодольского муниципального района……………………………………………………...
2.2. Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска……………………………………..
Глава III. Разработка предложений и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе ……………………………………
3.1.Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района ……………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………..
В настоящее время
система социального
Генеральное соглашение – это правовой документ, определявшее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Отраслевые соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне в пределах их компетенции. В большинстве отраслей тарифные соглашения стали заключаться после принятия Указа Президента РФ от 15.11.91 № 212 “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. Указом предписывалось, начиная с 1992 г. ежегодно заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), в которых должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по регулированию социально-трудовых отношений в области организации, оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения работников и т. д.
Обеспечение договорного регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовку проектов соглашений, организацию контроля их исполнения на соответствующем уровне в субъектах Российской Федерации обеспечивали республиканские (краевые, областные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые, территориальные и иные комиссии.
Результатом работы указанных комиссий явилось заключение трехсторонних региональных и территориальных соглашений, которые определяли общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, социальное партнерство – это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества.
Социальное партнерство - система взаимоотношений между субъектами: работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления.
1.2. Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании
Социальное партнерство как новый термин появился в образовании совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах ученых – Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, А.М. Новикова, О.Н. Олейникова, Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова и другие.
Авторы, под термином «партнёрство» подразумевают систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающую понимание, коллективную работу и совместно принятые планы. Поэтому понятие «социальное партнёрство» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» [11].
Социальное партнёрство в образовании предполагает акцент на равноправие субъектов взаимодействия, что позволяет рассматривать его как форму взаимодействия социальных институтов, групп, индивидов, позволяющую им свободно выражать свои интересы и находить эффективные способы их гармонизации и реализации [11, c.71].
Понятие «взаимодействие» выражает характер и содержание между институтами, социальными группами, индивидами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, отношений, различающихся по социальным позициям и ролям» [4, с.9]. Субъекты (органы власти, работодатели, образовательные учреждения) взаимодействуют в процессе деятельности, достигают общественного согласия и обоюдной ответственности за ее результаты.
Большой интерес для нашего исследования развития социального партнерства представляет международный опыт партнерства профессиональных учебных заведений и мира бизнеса в Германии, Швеции, Франции.
Социальное партнерство в Германии является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. На предприятиях, где проводится обучение, выборные представители работников участвуют в планировании и реализации программ профессионального образования и назначении инструкторов производственного обучения.
Шведскую модель организации
социального партнерства
Опыт развития социального партнерства во Франции регулируется социальными партнерами в рамках коллективных договоров и правительством в соответствии с законами и другими правовыми документами (Законы «О начальном образовании» и Трудовой кодекс). Большую роль в области образования играет программа «ученичества», направленная на предоставлении обучения с выдачей технического или профессионального сертификата.
Анализ международной практики свидетельствует о том, что в современных развитых индустриальных странах социальное партнёрство направлено на поддержание образования, обеспечивающего производственные потребности компаний в компетентных специалистах, реализация которого осуществляется на основе:
- участия в разработке квалификационных требований к специалистам (спецификация сферы труда), национальных стандартов профессий и совершенствования национальной системы квалификаций;
- организации производственной практики и стажировок на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;
- содействия в трудоустройстве молодёжи;
- участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий – социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);
- проведения
профориентационных
- оказания помощи предприятиями
в модернизации учебного
Для отечественного образования социальное партнёрство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Только в тесном контакте с социальными партнёрами возможна реализация основной функции – обеспечение рынка труда конкурентоспособными специалистами, востребованными современной экономикой. Поэтому мы рассматриваем социальное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов, заинтересованных в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях современного производства.
Систему социального
партнерства в сфере
Социальное партнёрство в образовании на муниципальном уровне – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [18, с. 27].
Таблица 1.2.1.
Структура системы социального партнерства в отечественном образовании
Уровни социального партнерства |
Субъекты социального партнерства |
Федеральный уровень |
Министерство образования и науки РФ, Профсоюз работников образования, Союз директоров образовательных учреждений |
Региональный уровень |
Органы управления образованием администрации субъекта РФ, региональный комитет профсоюза работников образования и др. |
Муниципальный уровень |
Районный (городской) отдел образования, районный (городской) комитет профсоюза работников образования, коллективы образовательных учреждений и др. |
Уровень образовательного учреждения |
Администрация учебного заведения, коллектив образовательного учреждения, профсоюз коллектива и др. |
Исходя из принятого
определения, субъектом социального партнёрства
становится представитель образовательно-
Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры (рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1.Структурная схема социального партнёрства
К внешним относятся:
- государственно-управленческое сообщество (региональные и муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, учреждения труда и занятости, социальной и молодёжной политики, учреждения СМИ);
- образовательное сообщество (учреждения общего и среднего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования);
- профессиональное сообщество
(отечественные предприятия,
- общественное сообщество
(общественные советы, благотворительные
фонды, ассоциации выпускников,
Внутренние социальные партнёры образовательного учреждения – это субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в образовательном процессе: администрация, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, учащиеся и студенты.
Пример эффективных взаимоотношений социальных партнеров является опыт социального партнёрства Москвы. Организация взаимовыгодного партнёрства данного вуза с работодателями и органами власти осуществляется на основе разработки и проведения долгосрочных программ ознакомления учащихся школ и вузов с предприятиями, совместных PR-компаний, нацеленных на трудоустройство молодых специалистов, организации частичной занятости старшекурсников, ярмарок вакансий с приглашением представителей производственных компаний,
Активная работа с социальными партнёрами ведётся в г. Ухта. Основными направлениями сотрудничества являются: развитие научных, научно-производственных и учебно-методических связей органов власти, образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями региона, взаимодействие в вопросах совершенствования учебного процесса, организация всех видов практик, трудоустройство выпускников вузов, социальная поддержка талантливой молодёжи, сотрудничество в области спорта.
Развитие достаточно
новой конструктивной формы взаимодействия
вуза с социальными партнёрами сегодня
осуществляется в условиях образовательных
и производственно-
Таким образом, международный опыт сотрудничества позволяет рассматривать социальное партнёрство как сложную систему взаимосвязей между различными сторонами как традиционными социальными партнёрами (государство, работодатели, профсоюзы), так и привлечением к сотрудничеству образовательных учреждений, родителей учащихся, муниципальных органов власти, общественных организаций и др.
Анализ отечественного опыта свидетельствует о развитии социального партнёрства в образовании, которое представлено в виде четырехуровневой структуры (федеральной, региональный, муниципальный, образовательный уровень). Социальное партнёрство в образовании на муниципальном уровне нами рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры.